»нтервью с јндреем Ўутовым, управл€ющим акционером ќќќ Ђ ќћќ— √–”ѕѕї

»сточник: The DairyNews
јндрей Ўутов, управл€ющий акционер " омос √рупп" рассказал о достижени€ в экспорте группы компаний и поделилс€ опытом освоени€ новых рынков дл€ поставки агропродовольственной продукции. ѕодробнее - в материале дл€ The DairyNews.

DN:  оснулись ли антироссийские санкции ≈вросоюза и —Ўј напр€мую предпри€тий, вход€щих в группу компаний?

јЎ: ¬ этом году мы будем отмечать семилетие с момента введени€ продовольственного эмбарго против стран, которые применили и поддержали антироссийские санкции. — одной стороны, можно сказать, что российские сельхозпроизводители от этого выиграли: врем€ показало, что санкции и прин€тые государством контрмеры не только способствовали притоку инвестиций в отечественный јѕ , росту объемов собственного производства, но и привели к сокращению доли импорта и даже позволили нам выйти на внешние рынки. Ёто послужило стимулом дл€ развити€ предпринимательства: и крупные и мелкие предпри€ти€ постарались замещать импортные продукты питани€, которые пользовались спросом у потребителей. ”же к 2017 году –осси€ обеспечила выполнение показателей доктрины продовольственной безопасности по большинству видов сельхозпродукции. ќчень многие Ђсанкционныеї товары мы научились делать самосто€тельно Ц тот же пармезан, к примеру. Ѕолее того, мы наблюдаем заметный рост качества многих российских продуктов.

— другой стороны, любые санкции очень сильно вли€ют на курс национальной валюты, что в свою очередь отрицательно сказываетс€ на формировании себестоимости продукции. ¬ –оссии все еще сохран€етс€ существенна€ зависимость от импортного сырь€, так как большое количество номенклатур и товаров производ€тс€ только за рубежом.   таким категори€м относ€тс€ ветеринарные препараты, 90% которых завозитс€ из-за границы, компоненты дл€ производства комбикормов, семена, племенной материал и все, что св€зано с генетикой сельскохоз€йственных животных и птицы. ќсновна€ масса упаковки дл€ производства продуктов питани€ также имеет европейские корни, не говор€ уже о специализированном оборудовании и запчаст€х к нему. ѕоэтому снижение национальной валюты фактически на 60% привело к увеличению себестоимости, и как следствие Ц сказалось на отпускных ценах и росте продовольственной инфл€ции.

Ќесмотр€ на то, что средний уровень инфл€ции сегодн€ оцениваетс€ в 4-5% и правительство принимает меры дл€ ее сдерживани€, мы понимаем Ц этот год станет переломным, поскольку эксперты прогнозируют, что продовольственна€ инфл€ци€ к концу года перешагнет порог в 10%. » если регул€тивные меры будут заключатьс€ только в сдерживании розничных цен и, как следствие, отпускных цен, это неизбежно приведет к уходу с рынка достаточно большого количества мелких и средних предпри€тий, производ€щих продукты питани€.

DN: –анее ¬ы говорили, что в качестве экспортных рынков дл€ своего бизнеса видите, в первую очередь, страны —Ќ√ и, возможно, ¬ьетнам. ѕочему выбраны именно эти направлени€?

јЎ: Ќесмотр€ на множество ограничений, которые в прошлом году сократили возможности экспорта, –осси€ впервые стала нетто-экспортером и получила рекордные доходы от поставок Ц 30,7 млрд долларов. ќ том, что 2020 год Ц первый год с положительным внешнеторговым сальдо, когда экспорт отечественной продукции јѕ  превысил импорт аналогичной продукции, сообщила в начале марта и замминистра ћинсельхоза –‘ ќксана Ћут.

ѕоэтому текуща€ ситуаци€ открывает дл€ нас новые возможности. –азвитие экспортного потенциала мы видим в качестве одного из перспективных стратегических направлений. ƒействительно, в ближайшие п€ть Ц дес€ть лет мы рассматриваем в качестве экспортных рынков страны —Ќ√, так как они традиционно €вл€ютс€ основными покупател€ми российской молочной продукции. ¬ первую очередь это св€зано с тем, что наши культуры потреблени€ имеют много общего, а также с тем, что, попада€ в благопри€тный потребительский климат, наша продукци€ получает в этих странах положительные отзывы. ¬ долгосрочной перспективе мы делаем ставки на страны јзии ( итай, ¬ьетнам, ћонголию) и страны Ѕлижнего ¬остока (ќјЁ, ќман,  —ј, »ордани€ и т.д.).

јзиатские страны обладают огромным экспортным потенциалом: из 30-ти крупнейших городов мира 21 расположен в странах јзии! ¬ последние несколько лет они переживали мощный экономический подъем, что привело к значительному повышению уровн€ жизни населени€, а, следовательно, к количеству человек со средним и высоким доходом.  онечно, нам, как производител€м продуктов питани€, этот факт чрезвычайно интересен Ц именно поэтому мы активно развиваем азиатское экспортное направление.

„то касаетс€ стран Ѕлижнего ¬остока, то их выбор также в той или иной мере обусловлен географическими особенност€ми: численность населени€ этих стран за последние 20 лет увеличилась почти на 50%, в то врем€ как больша€ часть территории считаетс€ малопригодной дл€ сельскохоз€йственной де€тельности. “аким образом эти страны сильно завис€т от импорта продовольстви€. » в том, что така€ потребность существует, мы смогли лично убедитьс€ в ходе визитов нашей делегации в ƒубай. Ёто очень перспективное экспортное направление.

DN:  итай, который боретс€ с —Ўј за лидерство в мировой экономике, сегодн€ €вл€етс€ весьма перспективным рынком сбыта продовольстви€.  ак отечественные производители могут завоевать этот рынок?

јЎ:  итай Ц самый большой и в то же врем€ самый капризный из всех мировых рынков. ќн развиваетс€ чрезвычайно быстро, причем это касаетс€ почти всех бизнес-направлений.

Ќесмотр€ на это,  итай нуждаетс€ в дополнительном продовольствии. Ќо, чтобы зайти Ц и, тем более, чтобы укрепитьс€ хот€ бы на небольшой доле этого рынка, недостаточно просто захотеть Ц необходимо обладать уверенностью в сделанном выборе, чтобы шаг за шагом завоевывать полку с молочной продукцией.  итайцы известны особыми предпочтени€ми в том, что касаетс€ еды; они избалованы, люб€т все необычное, им сложно угодить. Ћюбой продукт необходимо готовить к продаже в китайских магазинах, и готовить очень тщательно. Ёто долгосрочный проект, который нуждаетс€ в огромных ресурсах. ќн подарит вам ощущение мирового лидерства, но прежде вы должны пройти массу преп€тствий от разочаровани€ и упорной борьбы до первого запуска системных продаж.

Ќаш путь на рынок  ита€ был нелегок: китайцы очень щепетильно относ€тс€ к зав€зыванию личных контактов, к деловым отношени€м, и следует быть готовым к тому, что заключение контракта может раст€нутьс€ не на дни, а на мес€цы. Ёта наци€ прошла непростой, но стремительный путь экономического развити€, поэтому они очень скрупулезно относ€тс€ и к формированию цены, и к оформлению документации, и порой идут напролом, чтобы добитьс€ выгодных дл€ себ€ условий.

DN: Ќа ваш взгл€д, насколько перспективным может стать выход на китайские маркетплейсы?

јЎ: «апуск онлайн-продаж через зарубежные маркетплейсы €вл€етс€ необходимым этапом развити€ на любом рынке. “ака€ форма взаимодействи€ с потребителем становитс€ всЄ более попул€рной за счет того, что позвол€ет за незначительный период времени охватить достаточно широкую аудиторию потребителей, не имеет географических или временных рамок.

“акже огромным преимуществом маркетплейсов €вл€етс€ возможность представить большое количество наименований товара, сократить складские расходы и фонд оплаты труда, снизить издержки, уйти от необходимости закупок, формировани€ заказа, так как всЄ это уже €вл€етс€ ответственностью владельца маркетплейса. »менно поэтому выход на зарубежные, в том числе, и китайские маркетплейсы, несомненно, €вл€етс€ дл€ нас привлекательным. „то касаетс€ представленности в маркетплейсах молочной продукции, то этот процесс осложн€етс€ ветеринарным надзором, который осуществл€етс€ с обеих сторон и требует особого подхода в организации логистики.

“ем не менее, сейчас мы прорабатываем варианты сотрудничества с китайским гигантом Alibaba Group, запуск которого возможен уже в 2022 году.

DN: ѕсевдороссийские товары, сделанные по нашим рецептам и технологи€м, очень быстро в  итае замен€ют импорт. –еально ли в таких услови€х конкурировать с китайским Ђимпортозамещениемї?

јЎ: ƒействительно, одна из самых больших проблем, с которой сталкиваютс€ зарубежные экспортеры в  итае Ц это защита бренда и других вариантов интеллектуальной собственности, а также огромное количество поддельной продукции. ¬сЄ, на чем китайцы теоретически могут заработать, они в состо€нии подделать. ћногие компании Ц не только отечественные, но и западные, и американские Ц в начале своей де€тельности на этом рынке столкнулись с ситуацией, когда не могли отсудить собственный товарный знак, потому что у него уже есть правообладатель. ‘альсификат импортной продукции €вл€етс€ особенностью китайского рынка, так как така€ продукци€ значительно дешевле оригинала. — другой стороны, китайские потребители уже оценили оригинальные вкусы тех или иных продуктов, и тоже стрем€тс€ себ€ защитить. —уществует множество инструментов подтверждени€ подлинности продукции, в том числе флагманские онлайн-магазины, которые позвол€ют идентифицировать продукт на полке супермаркета.

 онкурировать в таких услови€х сложно, но возможно: необходимо обезопасить себ€ с нескольких сторон и предложить китайским покупател€м то, что они готовы купить: заранее озаботитьс€ вопросами защиты интеллектуальной собственности, продумать все варианты развити€ событий, разработать уникальное торговое предложение, поработать над упаковкой, дизайном, вкусовыми свойствами продукта, адаптировать его под специфические потребности покупателей и т.д.

DN: — 21 по 25 феврал€ этого года, впервые с начала пандемии, по приглашению –Ё÷ специалисты  √ прин€ли участие в выставке GULFOOD, котора€ прошла в ƒубае.  ак всЄ прошло?

јЎ: ћы принимали участие в ћеждународной выставке GULFOOD-2021 уже второй раз, по приглашению и в составе –оссийского экспортного центра (–Ё÷). ћеропри€ти€, подобные GULFOOD, дают нам возможность изучить специфику рынка, на котором мы хотим быть представленными. Ѕлагодар€ усили€м коллег из ћинистерства сельского хоз€йства –‘ выставка прошла на высоком уровне, был организован р€д B2B и B2G встреч. ¬ результате совместной работы были достигнуты договоренности о пилотных поставках молочной продукции в ќјЁ. —осто€лись контакты с торговыми партнерами из стран јфрики, а также  увейта, »рака и ѕакистана. ¬ данный момент мы уже получаем запросы на нашу продукцию и ведем активные переговоры о ее поставках.

DN:  ак изменились показатели экспорта  омос √рупп в 2020 году?

јЎ: ¬ 2020 году отгрузки экспортной продукции  √ в зарубежные страны Ц  итай, ћонголию,  азахстан, јрмению, Ѕеларусь, ”збекистан и “аджикистан Ц выросли более чем в 10 раз.

ƒействительно, за сравнительно небольшое врем€ нам удалось значительно расширить список стран, в которые мы отправл€ем продукцию на экспорт. ќсновную роль в этом сыграл наш флагманский субхолдинг по переработке молока Ц Ђћ»Ћ ќћї. Ќа сегодн€шний день мы отправл€ем продукцию уже в восемь стран Ц восьмой стали —оединенные Ўтаты јмерики, куда мы отгрузили 10 тонн молока и сливок в начале этого года.

 онечно, в пандемию все экспортеры сталкивались с вынужденными ограничени€ми, с финансовой Ђпросадкойї в каком-либо бизнес-направлении. ” агрохолдинга широкий профиль де€тельности, много направлений, и в случае неустойчивости какого-либо из них нам удаетс€ компенсировать ситуацию за счет другого. “акой подход дает нам уверенность в положительном приросте по всем финансовым показател€м и способность оставатьс€ Ђна плавуї в неблагопри€тных экономических услови€х.

DN: «а последнее врем€ предпри€ти€ группы отгрузили пилотные партии ультрапастеризованного молока в —Ўј и ”збекистан. ѕри этом продукцию пришлось специально производить дл€ экспорта в св€зи с особенност€ми законодательства этих стран. явл€етс€ ли это преп€тствием, которое может затормозить дл€ холдинга экспансию на внешние рынки?

јЎ: —облюдение законодательства стран-импортеров Ц необходимое условие поставок, и конечно, прежде чем начать отгрузки в ту или иную страну, специалисты профильных подразделений Ђ ќћќ— √–”ѕѕї анализируют требовани€ к продукции на этапе согласовани€ спецификаций к контракту. Ёта работа необходима дл€ ведени€ дел абсолютно на любом зарубежном рынке, так как у каждой страны свои требовани€, нормативные акты, особенности документооборота.

Ќаша продукци€ отвечает требовани€м качества и пищевой безопасности, основанным на международных стандартах: внедрена и поддерживаетс€ система анализа рисков HACCP.  роме того, предпри€тие Ђ—арапул-молокої сертифицировано по FSSC 22000, требовани€ которой признаютс€ и соответствуют требовани€м FDA USA Ц управлени€ по контролю качества продуктов —оединенных Ўтатов јмерики. ѕоэтому серьезных изменений, кроме маркировки на €зыке страны-импортера, не требовалось.

 онечно, первые наши экспортные поставки были св€заны с большими, по сравнению с последующими, трудозатратами по оформлению первичных документов, Ц как и пилотные партии, поставл€емые в каждую новую страну. ”силенный контроль уже вошел в привычку и стал частью производственной практики. Ёто не €вл€етс€ преп€тствием дл€ работы холдинга на внешних рынках, а, скорее, €вл€етс€ неотъемлемой частью нашей повседневной де€тельности.

DN: ѕтицефабрика Ђ¬араксиної сотрудничает с McDonaldТs.  ак удалось войти в сеть поставщиков этой компании?

јЎ: — компанией McDonaldТs мы начали сотрудничество в 2019 году, начав поставл€ть в сеть быстрого питани€ €йца с птицефабрики Ђ¬араксиної. ¬ойти в круг поставщиков McDonaldТs не так просто: у компании очень жесткие требовани€ к услови€м производства, поставке и качеству продукции, а договор об€зательно предполагает не только ежегодные аудиты, но и внеплановые проверки, к которым предпри€тие должно быть готово в формате 24/7. Ќа предпри€ти€х поставщика должна быть внедрена система оценки рисков ’ј——ѕ.  онечно, мне при€тно говорить о том, что все аудиты и проверки Ђ¬араксиної успешно проходило, а значит, наше предпри€тие отвечает всем мировым стандартам качества и безопасности продукции. Ёто дает нам основани€ наде€тьс€ на дальнейшее успешное сотрудничество с McDonaldТs.

DN: явл€етс€ ли, по-¬ашему мнению, увеличение доли экспорта в общем объеме поставок необходимым условием, без которого невозможно дальнейшее развитие крупной агропромышленной корпорации?

јЎ: я считаю, что успешна€ компани€ не должна останавливатьс€ на достигнутом, необходимо посто€нно ставить себе новые цели, Ђподнимать планкуї, чтобы не закостенеть на определенном этапе своего развити€. ¬ыход на экспортные рынки был, возможно, несколько амбициозной, однако вполне реальной целью Ђ ќћќ— √–”ѕѕї, и сегодн€ в нашей Ђэкспортной копилкеї уже восемь стран. Ёто перспективное направление, которое мы планируем и дальше активно развивать: в соответствии с нашим бизнес-планом дол€ экспорта в общем объеме продаж будет посто€нно наращиватьс€. Ёто €вл€етс€ необходимым условием, позвол€ющим диверсифицировать риски, достичь максимальной экономической эффективности и обеспечить устойчивое развитие агропромышленного холдинга.

ћатериал подготовлен при участии пресс-службы Ђ ќћќ— √–”ѕѕї

28.07.2021
¬ понедельник стало известно, что между основателем компании ЂЁкоЌиваї, крупнейшего производител€ молока в –оссии, Ўтефаном ƒюрром, и –оссельхозбанком возникли серьезные корпоративные разногласи€. —обственник оспорил в суде соглашени€, по которым кредитор компании, –оссельхозбанк, мог выкупить доли в бизнесе по номиналу.
„итать полностью
 алендарь