»нтервью ѕредседател€ —овета ƒиректоров ќјќ Ђѕи– ѕродуктї јндре€  ќ«Ћќ¬ј

»сточник: »ј DairyNews
DN: –асскажите об основных направлени€ де€тельности компании? — чего все начиналось? » почему именно молочный рынок? ¬едь сегодн€ он считаетс€ одним из самых непростых в пищевой промышленности.

»стори€ компании началась в 2001 году c дистрибьюции сыра в сетевой ритейл. ¬ то врем€ преобладала оптова€ торговл€ и работе с сетевым ритейлом мало кто из игроков удел€л большое внимание. Ётот сегмент только по€вилс€, объемы поставок были невелики, но в работе с ним требовалс€ особый подход и выполнение р€да требований (по услови€м поставок, предпродажной подготовке товара, мерчендайзингу и т.д.). ” нас было четкое понимание, что этот сегмент будет активно развиватьс€ и что тот, кто сможет соответствовать требовани€м этого рынка, будет в перспективе успешен.†

—егодн€ у холдинга «ѕи– ѕродукт» 3 основных направлени€ де€тельности – производство фасованного сыра, формирование и доставка сборных грузов, а также дистрибуци€ молочных продуктов (сетева€ рознична€ дистрибуци€, HoReCa и оптовые поставки). Ѕезусловно, мы молочна€ компани€ и основа нашего ассортимента Ц† молочные продукты (сыр, молоко, сливочное масло, кисломолочные продукты и т.д.).

ѕочему мы выбрали именно молочный рынок? ѕрежде всего, молочные продукты Ц это продукты первой необходимости, которые всегда будут пользоватьс€ спросом у покупателей, главное Ц предлагать рынку безопасные, вкусные и качественные продукты. я не считаю, что он самый сложный в пищевой промышленности, так как на момент создани€ компании у мен€ уже был опыт работы в молочной сфере и понимание этого рынка. я всегда считал, что бизнес нужно строить с людьми и дл€ людей, кроме того, если в основе лежат открытость, честность, доброта и справедливость Ц любое дело просто обречено на успех. —пуст€ много лет эти принципы мы использовали, формиру€ миссию холдинга Ђѕи– ѕродуктї. », конечно, € уверен, что если ты знаешь и любишь свой рынок, то он не будет сложным дл€ теб€!

DN: “рудно ли было выстраивать систему логистики?  аким образом сегодн€ она функционирует?

¬ыстраивать систему логистики всегда непросто и здесь важно понимать, какого типа логистика вам нужна? ¬ 2004 году мы выделили логистическую компанию в отдельное направление и сконцентрировались на тех вещах, которые мы знаем и умеем. јктивное развитие сетевой розницы и ее региональна€ экспанси€ сформировали потребность в качественном сервисе по доставке сборных грузов. ¬ ответ на растущий спрос со стороны ритейлеров,предоставили спектр логистических услуг, отвечающий требовани€м розничных сетей к услови€м поставок, диспосхеме, автоматизации процесса, сборки, хранени€ и доставки грузов в режиме среднего холода. Ќа данный момент мы осуществл€ем поставки в 120 российских городов от  алининграда до  расно€рска и работаем со всеми крупнейшими сетевыми операторами в –оссии (Metro C&C, јЎјЌ, Ћента, ћагнит, сети X5 Retail Group, ƒикси и другие).

≈сли на первом этапе логистическое направление, прежде всего, было нацелено на внутреннего клиента Ц дистрибьюторское направление, то сейчас† более 70% его оборота приходитс€ на внешних клиентов, среди которых ведущие мировые производители молочных продуктов(Ehrmann, Hochland, Arla Foods и другие).

 онечно, сегодн€ доставкой продуктов питани€ занимаютс€ многие, но немногие могут обеспечить доставку сборных грузов в режиме среднего холода по всей территории –оссии. ћы умеем соответствовать требовани€м сетевых операторов как к качеству товара (сроку годности в момент поставки), так и к температурному режиму всей цепочки поставки. ѕри этом, мы можем доставл€ть сборный груз объемом от одной коробки во все торговые точки и распределительные центры –оссии. ћы открыли филиалы в —анкт-ѕетербурге,  раснодаре, Ќижнем Ќовгороде, ≈катеринбурге и “оль€тти, через которые выстраиваем эффективную цепочку поставок, позвол€ющую нам выдерживать точное врем€ поставок и соблюдать диспосхему сетей. —егодн€ Ђѕи–-Ћогистикаїдоставл€ет продукцию более, чем 200 клиентам в 120 городах –оссииЦ это 3500 точек доставки(магазинов и распределительных† центров† крупных торговых сетей, таких как ћагнит и ’5).

DN: ¬ чем заключаютс€† особенности и тонкости логистики на молочном рынке на ваш взгл€д?

¬о-первых, молочные продукты требуют соблюдени€ температурного режима. ћы контролируем всю цепочку поставки от производител€ до полки магазина, поэтому можем гарантировать, что товар транспортировалс€ с соблюдением необходимых требований и не подвергалс€ температурным перепадам.  роме того, у части молочных продуктов короткий срок хранени€ (72 часа) и рознична€ сеть требует, чтобы в момент поставки продукт имел не менее 2/3 срока годности Ц эти требовани€ налагают жесткие ограничени€ на выстраивание логистической цепочки. ѕоэтому гарантированные поставки Ђточно воврем€ї согласно диспосхеме ритейлера делают нас интересным партнером как дл€ производителей, так и дл€ розничных сетей.

DN:  акой сегмент занимает сегодн€ большую часть работы компании?
” нас достаточно сбалансированный портфель и все три направлени€ занимают примерно равные доли. ћы долго к этому шли, формиру€ комплексную услугу дл€ наших клиентов (производство-дистрибуци€-логистика). ѕрежде, чем открыть новое направление, мы всегда тщательно изучаем тенденции рынка и перспективы его развити€, а на стадии start-up прилагаем все усили€, чтобы направление развилось до существенных значений в общем объеме нашего бизнеса. “ак было и с производством, и с логистикой. —егодн€ мы получили баланс по всем направлени€м и достигли диверсификации, и теперь наша задача Ц обеспечить синхронизацию и активное развитие каждого из них.

DN:  то ваши партнеры?
ћы всегда выстраиваем долгосрочные партнерские отношени€ с нашими поставщиками и клиентами, так как считаем, что это лучший способ ведени€ бизнеса. —реди наших партнеров российские и зарубежные производители Ц лидеры своих сегментов, а также крупные и средние сетевые ритейлеры, клиенты сегмента HoReCa. —тоит отметить, что часть наших партнеров по направлению дистрибьюции Ц сетевых ритейлеров €вл€ютс€ и нашими заказчиками в производстве, дл€ них мы делаем сыры под их собственными торговыми марками. —реди российских производителей можно отметить давние партнерские отношени€ со —тародубским сыродельным заводом, компанией ”малат, “амбовским заводом, ¬√ћ’ј им. ¬ерещагина, среди зарубежных партнеров Цхолдинг FrieslandCampina, компании ELVIR SAS, Dairy Crest, Agriform и другие. ¬ сегменте HoReCa мы сотрудничаем сет€ми кафе и ресторанов –осинтер,  офемани€, Ўоколадница,  рошка-картошка, “еремок, а также сетью отелей ћариотт, Ќациональ, –оссийскими железными дорогами и многими другими. “акже, несмотр€ на то, что мы молочна€ компани€, мы тесно сотрудничаем с ведущим мировым производителем соевых продуктов Alpro Comm. VA и развиваем рынок соевых продуктов в –оссии, дл€ того чтобы предложить вегетарианцам и люд€м, соблюдающим пост, качественные и полезные дл€ здоровь€ продукты.

DN:  ак выстраиваетс€ система работы с партнерами?
ћы считаем, что клиенту должно быть удобно, интересно, при€тно и выгодно работать с нами. ѕоэтому, стараемс€ найти подход к каждому, предложив ему необходимый дл€ него ассортимент, услови€ работы и доставки.  лючевые принципы работы с партнерами Ц зеркальность, паритетность и зрелость. я лично принимаю участие во всех важных переговорах Ц это позвол€ет, во-первых, строить отношени€ на уровне собственников, а во-вторых, выстраивать партнерское взаимодействие более эффективно и взвешенно.

DN:  аким образом провод€тс€ маркетинговые исследовани€ рынка?  ак вы понимаете, что нужно потребителю?

¬о-первых, мы заказываем исследовани€ рынка и тщательно отслеживаем тенденции. Ќапример, в прошлом году мы делали комплексное исследование российского молочного рынка с прогнозом до 2015 года.  роме того, мы плотно общаемс€ с товароведами и байерами торговых сетей, которые работают на местах и лучше всего понимают существующую конъюнктуру. “акже мы собираем обратную св€зь при проведении промо-акцийЦбольше всего мы ценим недовольных покупателей и всегда внимательно к ним прислушиваемс€. »х сегодн€шнее недовольство Ц это наша возможность изменитьс€ и стать лучше.  роме того, мы внимательно смотрим на развитие европейского рынка, предлага€ новинки российскому потребителю.

DN:  ака€ продукци€ на ваш взгл€д всегда будет пользоватьс€ спросом на российском рынке?

я думаю, что спросом будет пользоватьс€ качественна€ продукци€, изготовленна€ по традиционным технологи€м. Ќе секрет, что российский потребитель достаточно консервативен и, если говорить о сырах, то он до сих пор предпочитает именно отечественный сыр. Ќесмотр€ на невысокое и не всегда стабильное качество молока-сырь€, ло€льность к нему до сих пор высока. ћногие наши привычки, в том числе, и гастрономические, родом из детства и дл€ поколений людей, выросших на отечественном сыре, этот продукт дорог и любим. ќднако, не стоит забывать, что после распада ———– уже выросло новое поколение, у которого другие требовани€ и к качеству, и к удобству, и к бренду. » если производитель хочет работать на перспективу, он должен понимать и учитывать эти требовани€.

≈сли говорить о категори€х молочных продуктов, то, на мой взгл€д, будут пользоватьс€ спросом традиционные кисломолочные продукты Ц кефир, творог, сметана. ѕричем в этих сегментах у покупателей пользуютс€ спросом локальные бренды. “акже, кроме попул€рных сегодн€ полутвердых сыров, будут пользоватьс€ спросом рассольные сыры, сыры из козьего молока, элитные сорта с благородной плесенью. Ѕезусловно, активно будут развиватьс€ различные виды фасованного сыра и сыры с новыми вкусами и дополнительными свойствами (например, сыры с вкусовыми добавками, сыры в упаковке с теркой и т.д.). ¬ажно учитывать, что за счет региональной экспансии сетевых ресторанов, активно развиваетс€ сегмент HoReCa, где пользуютс€ спросом сыр, сливки и сливочное масло.

DN: —ыры Ц один из продуктов, множественной фальсификации на отечественном рынке. ≈сть ли шанс у добросовестных производителей?
Ѕезусловно, есть. ¬о-первых, благодар€ активной борьбе ћинистерства сельского хоз€йства, –оспотребнадзора, –—ѕћќ и —оюзмолоко с фальсификаци€ми на сырном рынке, об этой проблеме начали говорить Ђвслухї и Ђгромкої.  роме того, к освещению проблемы подключились многие телевизионные каналы† и потребители узнали об этом и стали более внимательно подходить к выбору сыра, обращать внимание на состав и качество продукта. ƒальнейша€ борьба будет зависеть от синхронности действий участников рынка: производителей, сетевых операторов, отраслевых союзов и государственных органов.

 ак российским производител€м защитить себ€ от недобросовестной конкуренции? ¬о-первых, нужно развивать собственные бренды дл€ того, чтобы выделить себ€ на полке, а во-вторых, регистрировать региональные бренды по месту их происхождени€.

«десь можно привести пример Ђ¬ологодского маслаї, выпускаемого ”ќћ« им. Ќ.¬.¬ерещагина. »стори€ этого продукта началась в 2003 году, когда Ђ¬ологодское маслої выпускалось на многих предпри€ти€х, в том числе, в ѕодмосковье и, зачастую, качество продукта оставл€ло желать лучшего. «авод им. ¬ерещагина прин€л решение предложить рынку качественный продукт с историей и знакомым с детства вкусом, кроме того, получил —видетельство на право пользовани€ наименованием места происхождени€ Ђ¬ологодское маслої. –оссийский потребитель оценил вкус и качество масла Ђиз ¬ологдыї - оно завоевало доверие потребителей и уверенные позиции на полках магазинов, причем в некоторых торговых сет€х эта марка лидирует по продажам. “аким образом, регистриру€ наименование по происхождению, потребитель получает гарантию качества продукта, а производитель защищает свой продукт от подделок. Ќа рынке сыра также имеютс€ подобные примеры Ц сыры —тародубского сыродельного завода, сыр Ђ—оветскийї и другие.

DN: Ќасколько попул€рна молочна€ продукци€ на ваш взгл€д в сегменте HoReCa?
ћолочна€ продукци€ имеет хороший спрос в сегменте HoReCa и растет примерно на 25% в год. —реди продуктов можно выделить кондитерские сливки и сливочное масло, активно используемые в изготовлении кондитерских изделий. ј также различные сыры, используемые кафе и ресторанами в приготовлении сырной тарелки, салатов, пиццы и пасты, кондитерских изделий и других блюд.

DN: –осси€ вступила в ¬“ќ Ц видите ли вы в этом плюсы?  акие?
я считаю, что вступление –оссии в ¬“ќ Ц это большой плюс, так как это увеличит конкуренцию, в том числе, и на молочном рынке. Ќа наш рынок придут новые производители и новые ритейлеры. –азвитие конкуренции всегда приводит к повышению качества и увеличению ассортимента предлагаемых продуктов, то есть, в целом, рынок от этого только выиграет.

DN:  аковы основные направлени€ дл€ развити€ вашей компании?
—огласно нашей ћиссии, мы заботимс€ о люд€х, поставл€€ безопасные, вкусные и† качественные продукты. ѕоэтому мы планируем развивать все направлени€ нашей де€тельности: дистрибуцию - за счет филиалов и развити€ экспорта, собственное производство фасованного сыра с помощью собственных брендов и внедрени€ технологических инноваций упаковки и безопасность. ¬ насто€щий момент мы сформировали оптимальную структуру молочной группы и считаем, что за счет комплексного предложени€ (производство-дистрибуци€-логистика), всегда будем интересны как производител€м, так и сетевым операторам. †

DN:  ак вы считаете, какой будет компани€ и молочный рынок –‘ через 5-10 лет?

Ѕезусловно, российский молочный рынок ждет дальнейша€ консолидаци€. ѕосле вступлени€ –оссии в ¬“ќ на рынок придут новые крупные игроки, которые еще не были представлены на российском рынке или были представлены недостаточно -† возрастет как товарное предложение, так и конкуренци€, за которой последует волна сли€ний-поглощений. Ќо, на мой взгл€д, через 5-7 лет ситуаци€ изменитс€ Ц снизитс€ дол€ импорта и увеличитс€ российское производство. — одной стороны, иностранные компании будут открывать и перестраивать приобретенные российские заводы, а с другой стороны, поголовье молочного скота в этом году начало расти и за ближайшие 5 лет у нас есть шанс развить российское животноводство. √л€д€ на пример наших белорусских коллег, которые за 5 лет сделали ощутимый рывок, € очень надеюсь на дальнейшее развитие российского јѕ !

13.05.2021
¬чера премьер министр –оссийской ‘едерации ћихаил ћишустин обвинил производителей и ритейл в жадности, св€зав с этим рост цен на социально значимые продукты питани€.
„итать полностью
 алендарь