Интервью c Людмилой Богдановой, генеральным директором «Агрофирма Колос»

Источник: The DairyNews
Интервью c Людмилой Богдановой, генеральным директором «Агрофирма Колос»
DN: Расскажите, пожалуйста, о Вашем хозяйстве.

- На сегодняшний день у нас 1600 голов скота, изначально стадо состояло из животных местной черно-пестрой породы. Постепенно ее вытесняют симменталы.

С 2007 года мы построили новый комплекс, стали закупать коров симментальской породы. Мы закупали симменталок постепенно, сегодня их порядка 600 голов коров. Бычков симментальской породы мы оставляем на мясо, они дают очень хорошие привесы, к 10 месяца дают приличный выход мяса порядка 250 кг. Дальше  считаем нецелесообразным их выращивать, т.к. привесы уменьшаются, а затраты кормодня увеличиваются.

DN: Почему Вы выбрали симменталов?


- Я здесь наемный директор, у нас есть Учредитель предприятия Ташланов Владимир Леонидович. Когда началась программа по животноводству, в область  завезли в 2006 году голштинов. В 2007 году губернатор региона побывал в Австрии, вскоре после этого визита он предложил департаменту АПК и Владимиру Леонидовичу  попробовать породу симменталов. На тот момент у нас как раз был построен новый коровник. И в декабре 2007 года завезли 198 голов симментальской породы. Владимир Якушев (губернатор – ред.) несколько раз приезжал и оценивал скот в наших условиях. За год он побывал в хозяйстве три раза, оценивая сохранность поголовья и телят, отелы. Показатели были хорошими, и в области было принято решение работать с симменталами.

DN: Откуда завозили симменталов?

- Первых – из Австрии, в прошлом году небольшое количество голов было закуплено в Словакии. В настоящее время мы имеем статус племхозяйства и продаем ежегодно порядка 50 нетелей. Наших животных покупали в пределах Тюменской области, в хозяйства Курганской области, ХМАО.

DN: Людмила Васильевна, расскажите, как Вы попали в сельское хозяйство? С чего началась работа?

- Первое образование у меня сельскохозяйственное, но я 22 года проработала в пищевой промышленности. Позднее Владимир Леонидович пригласил меня на работу, связанную с  аудитом. А в 2003 году инвесторы приобрели это хозяйство. В 2005 году меня попросили поработать руководителем хозяйства на 2-3 месяца, на время поиска нового директора для предприятия. Так я и работаю в этом хозяйстве вот уже 10 лет.

DN: На момент установки робота-дояра Вы уже были генеральным директором. Расскажите, как осуществлялся выбор оборудования и поставщика оборудования? Рассматривались ли другие компании?

- Мы работали с компанией “ДеЛаваль” до установки роботов. В хозяйстве стоит доильный зал «Елочка» 2х14. Мы знали эту компанию, сотрудничали с ней не первый год. Но итоговое решение принимал хозяин производства. Я была против роботов.

DN: Почему?

- Я привыкла к обычным доильным системам. Боялась, что с отслеживанием коров будут проблемы. Когда Владимир Леонидович принял решение об установке робота-дояра, к нам приехали специалисты – осмотреть коровник для дальнейшей реконструкции под робота.
 
Сейчас я изменила мнение. Несмотря на то, что у нас довольно суровый климат. Первый год бывало всякое – перемерзали шланги, замерзало масло. Мы перестраивались, утепляли корпуса, заказали специальные шторы в коровник. Я была уверена, что мы сможем удержать тепло в коровнике. У нас все получилось. Роботы действуют почти два года. Владелец хозяйства – очень прогрессивный человек, всегда на шаг впереди.

DN: Были ли какие-то проблемы в хозяйстве в то время, когда устанавливали роботов?

- Были проблемы с осеменением. Вскоре мы поехали на семинар в Швецию, где нам рассказали про Навигатор стада ™. Я загорелась идеей установить это оборудование у нас, т.к. видела, как трудно осеменаторам и врачам работать на роботах. Страшнее всего был тот факт, что у нас могли упасть показатели воспроизводства.

DN: Оцените, пожалуйста, качество поставки, запуска оборудования VMS.

- У меня никаких претензий к компании-поставщику не возникло, работали сообща, т.к. необходимо было подготовить площадку под роботов. Мы их не подводили, они не подводили нас. Все было запущено в сроки.

DN: Какое время прошло с момента подписания договора и до момента пуска первого оборудования VMS?

- В марте мы подписали договор, в ноябре запустились. На сегодняшний день у нас стоит 8 роботов-дояров.
 
DN: Каков был объем инвестиций?

- Со строительством, благоустройством добавлением поголовья скота, расширением кормовой базы и оборудованием – ушло порядка 150 млн. рублей.

DN: Государство поддерживало?

- Была очень хорошая региональная субсидия на приобретение оборудования – 90%. На благоустройство территории также была субсидия – 90%.

DN: Были ли проблемы с животными после установки робота? Как быстро коровы научились его посещать?


- Мы были готовы к тому, что животных придется учить. Первые три дня с нами этим занимались сотрудники ДеЛаваль. Они нас учили тому, как правильно заводить коров, настраивать для каждой коровы.

DN: У собственника хозяйства есть еще предприятия в аграрной сфере?


- Да, есть крупное хозяйство в Казанском районе. Они также установили 8 роботов. У них в стаде – коровы голштинской породы, общее поголовье – 4,5 тыс.

DN: Что изменилось в вопросе с кадрами после установки роботов?


- Количество сотрудников не изменилось, ввиду того, что хозяйство увеличило поголовье. Сотрудники просто переквалифицировались.

DN: На сегодняшний день с какими показателями сдается молоко?


- Жир – примерно 4,0. Белок – 3,3. Молоко высшего качества сдается на предприятие Danone Россия - Ялуторовский молкомбинат. Иногда молоко сдается на Шадринский комбинат в Курганской области, где производят творог и детское питание.

DN: По какой цене сдаете молоко?


- 20 руб. за кг. без НДС.

 DN: Какая цена Вас бы устроила?


- 29 рублей было бы достаточно и при такой цене не было бы необходимости в субсидиях.

DN: Каков размер получаемых субсидий сегодня?


- Около 2,40 рубля. Без субсидий от производства молока получается небольшой, но убыток.

DN: Какова была себестоимость производства молока до роботов?


- Нужно учитывать накладываемую амортизацию… С роботами себестоимость увеличилась на 3,85, но текущих денег хватает на оплату кредитов.

DN: Помимо доильного оборудования стоит ли у Вас другая техника производства ДеЛаваль?


- Кормосмеситель, система навозоудаления.

DN: Вы оценивали окупаемость роботов-дояров ДеЛаваль?


- Сложно ответить на этот вопрос т.к. достаточно дорогое обслуживание, высокая стоимостью з\частей, сопутствующих материалов.

DN: С какими компаниями Вы еще сотрудничаете?


-Мы сотрудничаем также с компаний СибАгро, приобретаем запчасти к технике Джон Дир. Гагаринскремтехпред - приобретаем запчасти к технике МТЗ.

DN: Довольны этой техникой?


- Да. Хотя с ростом евро запчасти на импортную технику очень сильно подорожали.

DN: Довольны ли Вы сервисным обслуживанием ДеЛаваль?


-Да. Довольны и своевременностью обслуживания, и качеством работ. Но ещё раз повторюсь о высоких ценах.

DN: Оценивали ли Вы ситуацию с маститами до и после установки робота-дояра?


- Это больной вопрос. На роботах у нас стоит более молодое поголовье. Там дела обстоят лучше. Но у стада в доильном зале есть животные на 6,7,8 лактации.

DN: Какая продуктивность сегодня в хозяйстве?


- На роботах у нас сегодня на дойную корову – дают по 22 кг. молока. Обычный средний показатель у нас – 20 кг на дойную корову в стаде симменталов. На доильном зале у нас средний надой 15,8.

DN: По вопросам воспроизводства с какими компаниями Вы сотрудничаете?


- Госплем. Наш, тюменский. Они единственные сегодня работают в регионе с семенем симменталов есть выбор быков, если в случае с голштинской породой выбор компаний больше, то с симменталами, даже если найдешь подходящий вариант – ценник возрастает раза в три.

DN: Вы сдаете бычков на мясо к 10 месяцам. Выгодно ли это?


- Мы просчитываем это – нам выгодно. Когда бухгалтерский учет сдаем – там затраты от мясного направления  учитываются вместе с  затратами на выращивание телок. Искажается результат.

DN: Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте работы с Навигатором стада. Что Вам в нем нравится, что не нравится?


- Мне все в его работе нравится, кроме дорогого обслуживания. Навигатор стада очень выгоден в плане определения состояния коровы. Благодаря ему улучшается качество осеменения, определение кетоза, воспаления у коров. Корова еще не знает, что она болеет, а навигатор стада уже предупреждает об этом. Поэтому не доходит до серьезных лекарств, достаточно пары дней пропоить пропиленгликолем. Определением мочевины в молоке мы не пользуемся, т.к. производители  отключили эту функцию у всех навигаторов.

DN: Почему?


- Это показатель кормления… Но точно не скажу. Кетоз по идее – это тоже показатель кормления.

DN: Какая у Вас кормовая база?


- Корма мы заготавливаем сами. Раньше приобретали голландские добавки, сейчас мы стараемся брать кукурузу, в чистом виде, жмыхи из рапса и сои. Поставщик – региональный завод. Если берем у них – регион предоставляет субсидию.

DN: Каковы дальнейшие планы на развитие хозяйства? Допустим, до 2020 года.


- В планах владельца есть мысли о расширении. Пока мы решили взять тайм-аут хотя бы на год. Необходимо добиться более стабильных и высоких результатов.

На ближайшие пять лет…пока говорить сложно. Еще в прошлом году мы говорили о строительстве нового комплекса, сегодня эти планы отменились.

DN: Расскажите, пожалуйста, откуда Вы черпаете вдохновение в работе?


- Мне просто это нравится. Я стараюсь посещать региональные, общероссийские и международные семинары, мне интересно общаться со специалистами и руководителями хозяйств. Мне нравится эта работа и я с головой в нее ухожу.

DN: Лично для Вас робот- дояр ДеЛаваль – это?


- Это будущее. У нас (на селе – ред.) практически некому работать. А на обслуживание роботов к нам с интересом идет молодежь. Доярами они бы не пошли, а операторами идут.


На правах рекламы
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью