Интервью с президентом группы компаний «Русские Фермы» Андреем Даниленко.

Интервью с президентом  группы компаний «Русские Фермы» Андреем Даниленко.
Андрей Даниленко в рубрике ЛИЦА

DN: Когда и почему Вы решили заняться молочным бизнесом?

Я никогда не собирался заниматься сельским хозяйством. Начиналось всё с того, что я просто учился в МГУ им. Ломоносова, подрабатывал переводчиком и на курсах фермеров я узнал, что такое «сельское хозяйство». Увлёкся этим настолько, что решил попробовать сам. Начал я с массовой позиции - выращивания картофеля. Сначала с 5 Га, потом увеличивал свои объёмы. В один прекрасный день я понял, что земли мне уже не хватает. Это был 1997 год, когда многие хозяйства разваливались и банкротства были нередким явлением. Глава района посоветовал мне не мучиться с землей, а взять хозяйство целиком. В моем первом хозяйстве было 300 голов молочного стада, состояние которого оставляло желать лучшего. Абсолютно разрушенные фермы, минимальные надои, средний возраст коров составлял 9 лет. Все мои попытки поднять хозяйство были тщетны, каждый год прибыль от овощей субсидировала убытки от молока. Намучившись, я пригласил иностранных специалистов для того, чтобы получить рекомендации экспертов, что же делать с фермой. Рекомендации были неутешительными: стадо необходимо сдать на мясо. Если заниматься молоком всерьез, то требуется новое поголовье. Таким образом, я был вынужден заниматься молочным животноводством без всякого желания. Так, из-за стечения обстоятельств, я вернулся к историческим корням моей семьи и начал заниматься сельских хозяйством.

DN: Вы родились в Калифорнии. Повлияло ли это на ведение бизнеса в России?
В целом я мог бы сказать, что наше предприятие совсем нетипичное для России по многим параметрам. Безусловно, то, что я провёл много времени в США, повлияло на меня как на человека, так и как на руководителя. Так же как и тот факт, что я родился в семье русских эмигрантов, которые выросли в селе. Кроме того, я начинал свою сельскую деятельность с помощью иностранных специалистов и кредитов, что оказало сильное влияние на нашу компанию. По сути, «Русские Фермы» - некий компромисс между российской реальностью и мировыми достижениями агротехнологий. Я считаю, что необходимо либо адаптироваться к существующим условиям страны, в которой ты живешь, либо надо менять страну.

DN: Расскажите, почему компания носит название «Русские Фермы»?
История названия заключалась в первоначальной концепции создания компании, которая будет содействовать новым фермерским хозяйствам. Суть идеи была в том, чтобы получать иностранные и российские кредиты, фактически, создавая финансовый инструмент для помощи начинающим фермерским хозяйствам, включая консультационные, управленческие и финансовые услуги. Название «Русские Фермы» означало, что это организация, которая будет помогать развиваться русским фермерским хозяйствам. В процессе оказания помощи предприятиям я понял, что для того, чтобы идея заработала на практике, необходимо самому вникнуть во все нюансы производственного процесса. Поэтому я создал своё маленькое фермерское хозяйство, которое медленно, но верно разрастается до крупного сельхоз предприятия.

DN: Вы считаете себя российским фермером или американским?
Однозначно, я - российский фермер. Я никаким образом не рассматриваю себя, как инвестора из-за рубежа. Я пришёл в Россию ни с чем, у меня не было ни семейного бизнеса, ни какой–либо другой поддержки. Целью моего приезда в Россию было - побывать на исторической родине. Так уж сложилось, что жизнь свела меня с сельским хозяйством. Я начал развиваться с нуля, поднимался, как и многие другие - крупные, среднего уровня и маленькие - компании. У каждого человека есть своя индивидуальная история. Я считаю, что - я русский человек, который по воле российской истории был вынужден родиться за рубежом. Я вернулся домой и считаю себя русским предпринимателем, работающим на территории своей страны.

DN: Недавно был создан новый союз – Национальный союз производителей молока, в котором Вы были выбраны Председателем правления. Скажите, как и почему Вы решили заняться таким делом?
Я занимаюсь молочным бизнесом с 1997 года, и уже чувствую тенденции, сложившиеся на сегодняшний день. Я считаю, что в отношении государства к сельскому хозяйству произошли существенные изменения. Правительство стало обращать внимание на сельское хозяйство, появились приоритетные национальные проекты, в которых молочное животноводство поставлено на первое место. Мне довелось наблюдать эволюцию поддержки государством сельского хозяйства России. Именно благодаря этим изменениям, моя компания и начала свое активное развитие. Идея создания союза пришла ко мне и к моим коллегам очень давно, у всех у нас были сомнения насчет того, как можно собрать воедино всех производителей молока в стране. Существование союза эффективно тогда, когда совпадают несколько важных моментов. Во-первых, союз должен быть востребованным и достоверным источником информации для государства. Во-вторых, необходимо четкое понимание того, что, только объединившись, мы можем решить наши проблемы. И последнее, государство должно осознавать, что необходимо активно участвовать в поддержке всех секторов молочной отрасли и делать так, чтобы не было перекосов в ценовой политике. Таким образом, чтобы не страдали ни производители, ни переработчики, ни конечные потребители. Совсем недавно по инициативе Алексея Васильевича Гордеева было проведено собрание наиболее крупных предприятий молочной отрасли. Он выступил с идеей того, что если мы не будем отстаивать свои интересы, то Минсельхозу будет очень сложно это делать, не имея союзников в лице организаций, которые представляют отрасль. Многие из участников отреагировали на это заявление положительно. Тогда я заявил, что готов активно участвовать в создании союза, потому что вижу, как это важно. В результате, моё согласие заниматься организацией этого союза вылилось в то, что уже на первом собрании членов союза присутствующие приняли решение и избрали меня председателем правления СОЮЗМОЛОКО. Я воспринимаю это избрание не как оценку моих личных достижений, а как проявленное мне доверие, которое я либо оправдаю, либо нет.

DN: Будет ли эффективным союз?
Всё будет зависеть от нескольких факторов: насколько мы сможем сформировать хороший профессиональный штат работников. К сожалению, ни я, ни г-н Хайруллин, ни члены правления не могут посвящать союзу много времени. Связано это в первую очередь с тем, что у всех нас есть свои предприятия и производства. Наша главная задача - добиться эффективного взаимодействия союза с исполнительной и законодательной властями. Здесь важную роль играют два фактора: наша способность донести информацию до власти и способность власти верить этой информации, основываясь на ней. В этом случае союз будет работать эффективно. В конечном итоге, эффективность союза я буду оценивать только по одному критерию – отзывам членов СОЮЗМОЛОКО. Именно они должны почувствовать эффективность работы новой организации.

DN: На сайте Dairy News мы проводили опрос, в котором спрашивали мнения участников молочной отрасли о создании СОЮЗМОЛОКО. Среди опрашиваемых около 30% респондентов выразили мнение, что союз создаётся для узкого (ограниченного) количества крупных игроков молочного рынка. Что Вы думаете по этому поводу?
Дело в том, что мы не сможем быть полноценным Союзом производителей молока, пока в наш союз не вступят мелкие и средние предприниматели. В этом плане РСПМО значительно проще, им достаточно взять крупных переработчиков – Вимм-Билль-Данн, Юнимилк, Danone, Erman, которые впятером уже составляют больше половины российского рынка переработки молока. А если СОЮЗМОЛОКО примет в свои ряды даже два десятка самых крупных производящих предприятий, то они с трудом будут составлять 1- 2% рынка производства сырого молока. В моём понимании, если союз составляет меньше половины рынка, то это уже «карманное» предприятие, а не отраслевой союз.

DN: Как заинтересовать мелкие и средние хозяйства союзом, и как им вступить?
Единственный способ стать отраслевым союзом - это убедить мелких и средних производителей быть членами союза. Для этого необходима четкая и скоординированная работа с регионами. Мы должны убедить региональные власти в том, что наши намерения действительно принесут пользу всей отрасли. В свою очередь, региональные власти должны будут убедить местных производителей в том, что вхождение в такой союз будет иметь для них реальную пользу. Я думаю, что через год можно будет объективно судить о том, насколько мы жизнеспособны как отраслевой союз. Пока у нас есть только декларация, серьёзные участники союза и четкие намерения.

DN: Сможет ли СОЮЗМОЛОКО регулировать цены на молочном рынке?
Хочу отметить, что союз не сможет ничего регулировать. Cоюз сможет достоверно и вовремя информировать государство о необходимости принятия мер для защиты своих производителей. Так делается в любой стране мира. Например, в США. Стоило России принять меры по контролю ввоза куриных окороков из Америки, как тут же ассоциации производителей начали оказывать давление на правительство США. Реакция происходит незамедлительно. Представители США в России начинают искать способ урегулирования этой ситуации. Подобное взаимодействие происходит тогда, когда есть мощный союз, за которым стоит электорат. Влияние нашего союза будет зависеть от того, будет ли за нами стоять такой же электорат, благодаря которому мы могли бы своевременно информировать государство о надвигающихся проблемах в отрасли и предлагать пути их предупреждения или решения. Если мы хотим, чтобы молочный бизнес развивался в России, то необходимо обеспечить рынок сбыта, а для этого нам нужно знать правила игры, которые должны выполнять все. Открывая границы для импортного сырья, мы должны понимать, что себестоимость этого импорта складывается из определённого уровня государственной поддержки стран-импортеров. Государство должно давать идентичную поддержку российским производителям для того, чтобы они были конкурентоспособными.

DN: Вы говорили, что хотите, чтобы региональные производители входили ассоциативно в СОЮЗМОЛОКО. Как Вы планируете осуществить задуманное?
Сегодня на государственном уровне принято решение о вхождении на мировой рынок и во всемирную торговую организацию, а это означает, что мы по определению переходим на рыночные отношения. Поэтому, либо отраслевой союз убедит региональные союзы в него войти, либо через год придется менять руководство союза и находить другое, которое будет способно это сделать.

DN: Расскажите о планах взаимодействия двух союзов – Национального союза производителей молока и Российского союза предприятий молочной отрасли (Молочного союза).
Нам необходимо активное общение и взаимодействие с Молочным союзом, потому что у нас есть много общих точек соприкосновения. Мы должны помогать и поддерживать друг друга, нам нужно взаимопонимание. Я крайне обеспокоен, как потребитель, и, естественно, как производитель молока, тем, что идёт мощнейшая реклама различной продукции, которая далеко не полезная, а может быть даже и вредная для нашей нации. Сколько денег вкладывается в рекламу газированных напитков и пива? Как следствие, мы видим, что с каждым годом население страны потребляет молока всё меньше. Вероятно, что-то делается неправильно и это наша общая проблема. Кроме того, мы должны объединяться и выявлять недобросовестных участников рынка.

DN: Есть ли какой-то план по сотрудничеству двух союзов? Краткосрочные перспективы?
В первую очередь, мы планируем объединить наши идеи, опыт и информационные базы данных, накопленные Молочным союзом. Это касается объёмов переработки, проблем потребления молочной продукции и молока в России. Первостепенные задачи в нашем взаимодействии - это стимулирование потребления цельномолочной продукции; контроль за качеством той продукции, которая поступает на прилавки; технологическая модернизация всей отрасли - как производства, так и переработки. Нам необходимо выработать рекомендации мер, которые позволили бы усилить конкурентоспособность российских производителей молока и молочной продукции.

DN: Каким Вы видите будущее организации, в которую вступила Ваша компания?
Это не простой вопрос, но я убеждён в том, что этот союз станет весомым аргументом для принятия решений законодательной и исполнительной власти. СОЮЗМОЛОКО стабилизирует ситуацию в молочной отрасли с точки зрения того, чтобы прекратились амплитудные «перекосы». Я абсолютно уверен в том, что организация будет эффективна. Если она не будет эффективна, значит вина руководства в том, что организация не смогла доказать своим членам и одновременно правительству свои позиции.

DN: К чему стремится компания «Русские Фермы»?
Мы планируем в этом году войти в молочную индустрию как переработчики, пока в не очень большом масштабе. Но в перспективе, мы хотели бы выстроить вертикально–интегрированную молочную компанию. При этом мы не ставим перед собой задачу - стать самыми крупными в переработке или в производстве молока. Наша задача - быть если не самой, то одной из самых современных технологически-развитых структур не только в молочном животноводстве, но и в переработке. Я хочу заработать репутацию компании, которая является добросовестным производителем цельномолочной продукции и которая вполне могла бы стать национальной компанией с точки зрения территориального масштаба. Пусть наша продукция стоит дорого, но она стоит таких денег, потому что она натуральная, цельная. Я думаю, что доживу до того дня, когда мы станем экспортёрами молочной продукции за пределы РФ.

DN: Кем видит себя Андрей Даниленко через 5 лет?
Что касается моих личных амбиций, то на сегодняшний день я вижу свой потенциал в создании крупной компании и руководстве влиятельной общественной организацией. Мне хотелось бы через 5 лет быть ведущим специалистом молочной отрасли в стране. Кроме того, я вижу себя успешным российским предпринимателем, активно участвующим в общественных делах страны, влияющим на принятие решений в своей сфере деятельности.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью