»нфл€ционные ожидани€ потребителей формируютс€ в супермаркетах

»сточник: kommersant.ru
ѕредставлени€ домохоз€йств об инфл€ции гораздо сильнее определ€ют ценники в супермаркетах, чем правительственные доклады,Ч в результате воспринимаемый рост цен может значительно превышать статистический. Ёто может приводить к систематическим ошибкам в монетарной политике, опирающейс€ на инфл€ционные ожидани€, констатируетс€ в исследовании Ќационального бюро экономических исследований (NBER).

‘ормиру€ свои представлени€ об общей инфл€ции, потребители опираютс€ на динамику цен, которую они наблюдают в реальной жизни, то есть при походах в супермаркет, а вовсе не на официальную статистику, говоритс€ в опубликованном NBER докладе Ђ¬оздействие ежедневных изменений цен и инфл€ционные ожидани€ї. ≈го авторы Ч ‘ранческо ƒТјкунто (колледж Ѕостона), ”льрик ћальмендьер (университет Ѕеркли), ’уан ќспина и ћайкл ¬ебер (университет „икаго) Ч опирались на данные опроса 90 тыс. потребителей из —Ўј.

ќказалось, что, формиру€ ожидани€, потребители не только опираютс€ на изменени€ цен привычных им товаров, а не стандартных наборов, которыми оперируют статистики, но и более активно провод€т параллели между общей инфл€цией и колебани€ми цен на те товары, которые они покупают чаще всего (например, на молоко и хлеб). ѕри этом те, кто нечасто посещает супермаркет и сталкиваетс€ со значительными изменени€ми цен, окажутс€ под большим впечатлением от увиденного (дл€ потребителей, не €вл€ющихс€ основным закупщиком в семье, коррел€ци€ оказалась на 40% больше).

 роме того, частота и размер наблюдаемых изменений цен на продукты оказываютс€ дл€ индивидуальных инфл€ционных ожиданий важнее их доли в общих расходах.

—ледовательно, указывают исследователи, колебани€ цен на товары повседневного спроса необходимо учитывать в экономических модел€х, примен€емых дл€ расчета ожиданий. ѕрактика же использовани€ центробанками показателей базовой инфл€ции (исключающей продовольственные товары или отдельные их группы как подверженные значительной волатильности) при выработке мер, основанных на инфл€ционных ожидани€х, может привести к систематическим ошибкам. “ак, инфл€ционный индекс, на который преимущественно опираютс€ американские регул€торы Ч Ѕазовый индекс потребительских цен,Ч вообще не учитывает цены на продукты. јналогичный индекс, который считает –осстат, полностью исключает плодоовощную продукцию из-за сезонных колебаний, из непродовольственных товаров Ч топливо (включа€ бензин), а из платных услуг Ч ∆ ’ и услуги св€зи. ¬ результате учитываемые регул€торами показатели и ожидани€ потребителей могут значительно отличатьс€.

ќпросы потребителей могут стать первым шагом к созданию микроиндексов воспринимаемой инфл€ции на уровне домохоз€йств. ќни могут дать регул€торам иную информацию об инфл€ционных ожидани€х, чем существующие индексы, основанные на гипотетической потребительской корзине, а значит, увеличить эффективность кредитно-денежной политики, опирающейс€ на такие ожидани€, заключают в NBER.

ќтметим, что выводы об оторванности экономических моделей от реальности все чаще звучат в публикаци€х аналитических центров. “ак, в недавней публикации ≈÷Ѕ констатировалось, что потребители гораздо меньше интересуютс€ экономическими новост€ми, чем размером собственной зарплаты, а потому их потребительское поведение может не соответствовать прогнозам регул€торов.

12.04.2021
ћолокосодержащие продукты. „асть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента Ђќ безопасности молока и молочной продукцииї, чтобы не вводить потребител€ в заблуждение и сделать Ђнатуральныеї молочные продукты конкурентоспособнее. ¬опрос усилилс€ с введением Ђсложносочиненныхї терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
„итать полностью
 алендарь