18.06.2014
Источник: foodmonitor.ru
Регион: Россия

Умеренный рост индекса КсМ в годовом выражении наблюдается четвертый месяц подряд.

Перед этим три месяца подряд он снижался. За год очень сильно выросли цены на воду, молоко и шоколад, хотя немного подешевел кофе. Потребление подорожавших продуктов снизилось на 9-14%, а кофе - не изменилось. Таким образом, можно говорить о том, что оптимизация затрат коснулась и набора простых удовольствий, отмечают специалисты холдинга Ромир .

Весна 2014 года оказалась, как выражаются экономисты, богата на "внешние шоки". Центральный банк продолжил "зачищать" некачественные банки, усиливая нервозность среди вкладчиков, которые и так были сильно обеспокоены снижением курса рубля по отношению к доллару и евро. Угроза санкций со стороны США и Западной Европы вызвала усиление бегства капиталов из России и очередную волну сокращения инвестиций. Рост ВВП в 1 квартале замедлился почти до нулевых отметок, а реальные доходы населения снизились впервые после 2009 года.

Все это не могло не вызвать нервозности у потребителей. В начале года наблюдался отток средств из банковских вкладов и ажиотажный спрос на иностранную валюту. Только в марте населением было приобретено около 8 млрд. наличных долларов и 5 млрд. евро.

Усилился интерес к приобретению недвижимости и как результат - количество сделок на московском рынке увеличилось на десятки процентов. А вот рынки бытовой и компьютерной техники, напротив, сократились на десятки процентов. Но на товарах повседневного спроса все эти события практически не отразились.

Три месяца подряд, с ноября по январь, индекс "Кофе с Молоком" снижался в годовом выражении. Поскольку индекс отражает потребительскую активность в отношении покупок нескольких товаров повседневного спроса далеко не первой необходимости, можно было констатировать, что и эти рынки к концу 2013 года оказались во власти спада.

Снижение потребительской активности продолжилось и в начале 2014 года. Но в феврале эта неприятная тенденция оказалась прервана. Индекс "Кофе с Молоком" вырос более чем на 6% по сравнению с январем и на 5% по сравнению с февралем 2013 года. В марте положительная динамика продолжилась. Индекс вырос еще на 5,2% по сравнению с февралем и достиг 809 пунктов – рекордного уровня за весь период наблюдений Ромир. Однако в апреле индекс, как обычно, снизился. Причем не на привычные и ожидаемые 2-3%, а сразу на 8%. Но все же значение индекса в 745 пунктов оказалось на 3% выше значения апреля 2013 года.

В мае традиционное сезонное снижение индекса "Кофе с Молоком" продолжилось. Однако это снижение оказалось меньшим, чем в предыдущие годы - всего на 3% по сравнению с апрелем, а не на 5-7%, как это было в 2009-2012 гг. В итоге номинальное значение индекса 723 пункта вернулось к уровню января 2014 года. В то время как в предыдущие годы в мае оно опускалось существенно ниже январских уровней, открывая период сезонных минимумов показателя.

По сравнению с маем 2013 года индекс вырос на 2%. И если еще в феврале мы высказывали робкую надежду на то, что мы имеем дело не со случайным "выбросом", а с кардинальной сменой крайне неприятного тренда, сформировавшегося во второй половине прошлого года, то сейчас об этом можно говорить уже достаточно уверенно. Рост, безусловно, скромный, но уже и не спад.

За три года (с мая 2011) индекс КсМ вырос на 14%, что примерно в 1,5 раза уступает официальным оценкам инфляции потребительского рынка за эти три года. За пять лет (с апреля 2009) индекс КсМ вырос на 38,5%, что также ниже оценок инфляции потребительского рынка (45%) за этот период.

По сравнению с маем 2013 года средняя реальная цена приобретения бутилированной воды выросла на 11%. Шоколад подорожал на 15%, а молоко – аж на 23%. А вот кофе подешевел на 5%. За шесть лет (с весны 2008) кофе подорожал всего на 30%. Средний темп роста цены на этот продукт составил менее 5% в год. А вот остальные продукты прибавили в цене за шесть лет по 60-70%.

Потребительским ответом на ускорение темпов роста цен стало снижение натуральных объемов потребления, в точном соответствии с базовой экономической теорией потребительского поведения. Объемы покупок воды и молока сократились на 9% за год, шоколада – на 15%. А вот кофе, который подешевел, было куплено столько же, сколько и в мае 2013. Объемы потребления молока и воды вернулись на уровень весны 2008. А вот кофе и шоколада в мае 2014 было приобретено на 20% больше чем шесть лет назад.

После того как в апреле обеспеченные потребители запаслись недорогим кофе, цены и объемы потребления этого продукта у данной группы потребителей вернулись к обычным показателям. У других групп потребителей аномального потребления ни по одному из продуктов замечено не было.

В Москве индекс КсМ в мае снизился на 4% по сравнению с апрелем и на 12% с рекордных значений марта 2014. За год, с мая 2013, он вырос на 5,5%. За три года (с мая 2011) Индекс в столице вырос только на 9%, что ниже значений потребительской инфляции более чем в два раза. За пять лет (с мая 2009) рост составил 39%, что немного ниже уровня инфляции, накопленной за пятилетку.

Годовой рост индекса КсМ в Москве на 5,5% произошел благодаря росту потребления шоколада на 5% при росте цены на этот продукт только на 5%. Свою лепту в рост индекса внесли и цены на молоко, выросшие за год на 21% и лишь отчасти компенсированные снижением его потребления на 8,5%. Рост цен на бутилированную воду на 8% практически не компенсировался снижением ее потребления на 1,5%. А вот снижение средней реальной цены приобретения кофе на 10% было полностью компенсировано ростом объемов приобретения этого продукта.

Обеспеченные москвичи опять нашли возможность (акции, специальные предложения, бонусы) покупать кофе в два раза дешевле, чем представители менее обеспеченных групп. При цене в два раза меньшей, чем год и шесть лет назад, они увеличили объемы месячной закупки в 1,5 раза против привычного уровня. В этой же группе произошло малообъяснимое снижение потребления бутилированной воды - более чем на 20% по сравнению с маем 2013.

Если предположить, что большая часть обеспеченных москвичей в мае этого года по сравнению с маем прошлого отправилась в путешествия по стране и за рубеж, то должно было также снизиться и потребление молока. Однако этого не произошло. Обеспеченные москвичи в мае 2014 купили молока даже на 5% больше, чем в мае 2013.

В других крупных городах в мае 2014 года Индекс КсМ снизился на 2% по сравнению с апрелем и на 10% по сравнению мартом. За год значение индекса не изменилось. За три года (с мая 2011) рост индекса составил 16,5%, что в 1,5 раза ниже показателя инфляции потребительского рынка. За пять лет (с мая 2009) рост индекса составил 39%, что также несколько ниже значения потребительской инфляции за пятилетку.

Стабильность индекса в годовом выражении оказалась обусловлена тем, что рост цен на воду (+11%), молоко (+24%) и шоколад (+18%) был компенсирован снижением потребления этих продуктов - на 12%, 10% и 20% соответственно. Даже подешевевшего на 3% кофе жители крупных городов купили на 3% меньше, чем в мае 2013.

22.03.2019

Идентифицировать все!

В России до 2021 года должна быть внедрена национальная система идентификации животных. Несмотря на то, что работу над соответствующим проектом ведут уже больше 10 лет, необходимая АПК система “подвисла" на стадии согласования в Минэкономразвития. С тех пор работа топчется на месте. Мы поговорили с участниками рынка, чтобы узнать, как они относятся к ситуации.
Гран Летье, ООО
Адрес:  Калужская обл, Износковский район, пос. Мятлево, ул. Интернациональная, д. 28 
 
ОКА Молоко ОП №3, ООО (Пителинский район)
Адрес:  Рязанская область, Пителинский район, с. Нестерово 
 
ОКА Молоко, ООО (Чучковский район)
Адрес:  Рязанская область, Чучковский район, пос. Авангард 
 
Милка РУС, ООО
Адрес:  Курская обл, Большесолдатский район, с. Большое Солдатское, ул. Почтовая, д. 11В литера АА пом. 2