»мпорт систем управлени€ качеством и импортозамещение молочной продукции

–еальное импортозамещение и неоиндустиализаци€ ничего общего с Ђквасным патриотизмомї не имеет. ќпыт индустриализации в период ¬торой п€тилетки, тому €ркий пример.
¬ладимир —уровцев
¬ладимир —уровцев
директор »јЁ–—“- структурное подразделение —ѕб ‘»÷ –јЌ
»мпортозамещение должно обеспечивать рост доходности производителей и потребительских свойств отечественной продукции без роста цен. –еша€ задачи импортозамещени€ молока и молочной продукции, необходимо ориентироватьс€ не только на отраслевые объемные показатели на рынке. ¬ажно обеспечить импортозамещение на самых выгодных сегментах рынка с высоким маржинальным доходом, что обеспечит рост доходности производства молока и молочной продукции всех участников производственно-хоз€йственной цепочки, будет способствовать повышению устойчивости развити€ молочной отрасли без роста цен на молочную продукцию массового спроса. јктуальность импортозамещени€ на премиум сегментах рынка растет при усилении кризисных €влений в экономике, колебани€х курса валют, снижении реальных доходов населени€ и платежеспособного спроса на продукты питани€.

— начала 90-х годов ’’ века производители молока и молочной продукции ЂЋенинградского регионаї (здесь и далее Ћенинградска€ область и —анкт-ѕетербург рассматриваетс€ вместе) начали конкурировать на глобальном рынке с ведущими мировыми производител€ми. ¬ торговых сет€х региона были широко представлены производители сливочного масла и сыра из јвстралии, Ќовой «еландии, ‘инл€ндии, √ермании, Ќидерландов, Ўвеции, ƒании, ѕрибалтийских и других стран.

»сторически сложившийс€ более высокий уровень технологического развити€ производства и переработки молока у ближних и дальних конкурентов по сравнению с производител€ми в –‘, позвол€л обеспечивать стабильно высокое качество молока и молочной продукции при относительно низких издержках, создавал возможность зарубежным производител€м занимать наиболее привлекательные сегменты рынка.

‘ормирование рынка молочной продукции с длительными и удлиненными сроками хранени€, ультрапастеризованного молока, йогуртов, молочных продуктов дл€ детского питани€ повышало спрос на сырое молоко высокого качества, отвечающего требовани€м дл€ производства высокомаржинальных продуктов. ѕереработчики молока с середины 90-х начали выплачивать хоз€йствам надбавку за уровень качества, превышающий определенный √ќ—“ом, приступили к поддержке технологической модернизации производителей молока через различные схемы лизинга и кредитовани€ с целью производства молока с повышенными требовани€ми к качеству.

ќпира€сь на финансовую поддержку переработчиков молока и регионального бюджета, хоз€йства области во второй половине 90-х начали активно замен€ть доильное оборудование, системы охлаждени€ и хранени€ молока, осваивать элементы системы управлени€ качеством.   процессу технологической модернизации производства активно подключились поставщики доильного оборудовани€, холодильных установок, других видов техники и оборудовани€, заинтересованные в расширении рынка своей продукции. Ќачали формироватьс€ лизинговые схемы поставок оборудовани€ с участием переработчиков и производителей молока.

¬ частности, крупнейшее в регионе в 90-х годах молокоперерабатывающее предпри€тие Ђѕетмолї (ныне Danon) при поддержке правительств Ўвеции и Ћенинградской области выступило лизингополучателем шведского доильного оборудовани€ компании ЂƒеЋавальї (DeLaval), которое было передано в сублизнг в дев€ть сельскохоз€йственных предпри€тий области. ’оз€йства расплачивались с Ђѕетмоломї не деньгами, а определенным в договоре объемом молока в течение 5 лет, что снижало дл€ хоз€йств риски колебаний валютных курсов. ¬се участники сделки реализовывали свои коммерческие цели: производители оборудовани€ Ц увеличивали объем продаж, осваивали и закрепл€лись на новом дл€ них российском рынке; молокоперерабатывающее предпри€тие формировало стабильную сырьевую базу высококачественного молока; хоз€йства за счет улучшени€ технологии доени€, сбора и хранени€ молока повышали качество, тем самым увеличивали выручку и прибыль.

–ост доходов населени€ с начала двухтыс€чных привел к росту спроса на молочную продукцию премиум-класса. —итуацией не замедлили воспользоватьс€ производители молочной продукции из-за рубежа, активно наращивающие до 2014 года объемы экспорта молока и молочной продукции в –оссию.

–азвивалс€ и импорт технологий производства и управлени€ в молочной отрасли.  омпани€ Ђ¬алиої (Valio) в рамках приграничного сотрудничества с Ћенинградской областью в 2007 году прин€ла активное участие в становлении и развитии крупнейшего переработчика молока в регионе - ћ  Ђ√алактикаї. —пециалисты финского концерна были приглашены как эксперты дл€ внедрени€ системы качества на заводе и в нескольких выбранных хоз€йствах-поставщиках молока в рамках пилотного сырьевого проекта. — учетом рекомендаций зарубежных специалистов проводилась модернизаци€ производства, персонал хоз€йств проходил обучение на финских фермах по вопросам контрол€ качества молока, кормлени€, условий содержани€ и здоровь€ животных. ѕомимо изменений в производственных технологи€х коренным образом изменились требовани€ к системе управлени€ качеством производства молока в хоз€йствах.

ѕредпри€ти€, претендующие на поставку молока дл€ производства молочных продуктов под брендом Valio, проход€т специальную аттестацию на соответствие требовани€м концерна. —пециалисты ћ  Ђ√алактикаї и эксперты из ‘инл€ндии регул€рно провод€т аудит выбранных хоз€йств, осуществл€ют мониторинг показателей качества, разрабатывают рекомендации по улучшению процесса производства молока. Ёто позволило с 2009 г. из молока аттестованных хоз€йств на ћ  Ђ√алактикаї организовать в соответствии с финскими стандартами качества производство питьевых йогуртов и кефирных продуктов под брендом Valio. —истема управлени€ и контрол€ качества по всей производственной цепочке: от производства кормов, доени€ и содержани€ коров, хранени€ и транспортировки молока, до производства молочной продукции на заводе, обеспечивает стабильность технологических процессов, неукоснительное соблюдение Ђрутинї при производстве и переработке молока, что €вл€етс€ гарантией стабильно высокого качества и безопасности продукции.

–еализаци€ европейских подходов и требований к качеству и безопасности на всех производственных этапах способствует улучшению здоровь€ и воспроизводственных функций животных, увеличению их продуктивного долголети€, что положительно сказываетс€ на финансово-экономических результатах хоз€йств.

ѕроцесс от начала сотрудничества хоз€йства с ћ  Ђ√алактикаї до поставок молока дл€ производства молочной продукции под брендом Valio занимает не один год. —истематический внешний аудит приучает специалистов и работников хоз€йств неукоснительно соблюдать требовани€ к выполнению всех технологических операций в строгом соответствии с разработанной дл€ хоз€йства системой управлени€ качеством продукции. ¬ результате хоз€йства обеспечивают стабильно высокие, отвечающие европейским стандартам, показатели качества и безопасности производимого молока: бактериальна€ обсемененность не превышает 30 тыс.  ќ≈/см³, содержание соматических клеток - 200 тыс. ед./ см³, гарантируетс€ отсутствие в молоке остатков антибиотиков.

 оличество хоз€йств, способных обеспечить такие показатели безопасности не велико, но постепенно растет. ¬ насто€щее врем€ аттестацию прошли и поставл€ют молоко дл€ производства продукции Valio три хоз€йства из Ћенинградской области и одно Ц из ярославской. –ост объемов производства молока, отвечающего европейским стандартам качества, позвол€ет Ђ¬алиої наращивать выпуск молочной продукции на ћ  Ђ√алактикаї. ≈сли до введени€ санкций сливочное масло, сливки и пастеризованное молоко Ђ¬алиої завозилось в Ћенинградский регион (и –‘ в целом) из ‘инл€ндии, то в 2014 г. питьевое молоко и сливки различной жирности начали производитьс€ на ћ  Ђ√алактикаї. ¬ 2015 году из российского молока было начато производство широкого спектра цельномолочной продукции и сливочного масла Ђ¬иолаї на партнерских предпри€ти€х, вдвое была увеличена производственна€ мощность предпри€ти€ Ђ¬алиої в ѕодмосковье, где производ€тс€ плавленые сыры Ђ¬иолаї.

–езультативность и эффективность импортозамещени€ в сегменте рынка премиум качества, когда молочна€ продукци€ производитс€ из российского сырь€ на российских предпри€ти€х под зарубежным брендом в Ћенинградском регионе, обусловлены р€дом взаимосв€занных факторов:

  1. –абота по повышению уровн€ конкурентоспособности по издержкам и качеству продукции была начата заблаговременно, т.к. производство молока и молочной продукции в Ћенинградском регионе находилось с начала 90-х в услови€х жесткой конкуренции глобального рынка.   середине 2014 года была в основном завершена модернизаци€ производства в молокоперерабатывающих предпри€ти€х и сельскохоз€йственных организаци€х, что обеспечило выход на отвечающий мировым стандартам технологический уровень. Ѕыл накоплен большой опыт взаимодействи€ по освоению сквозной системы управлени€ качества, что обеспечило конкурентоспособность молока и молочной продукции по показател€м качества и безопасности в услови€х глобальной конкуренции.

  2. ¬ работе по повышению качества производимого молока и молочной продукции в Ћенинградском регионе активное участие долгое врем€ принимали и принимают участие зарубежные производители и поставщики техники, оборудовани€, комплектующих, ветеринарных препаратов, кормовых добавок, других ресурсов. Ёто позволило адаптировать богатый международный опыт по организации производства продукции конкурентоспособной по уровню качества на глобальном рынке.

  3. ќрганы управлени€ јѕ  поддерживали и поддерживают сотрудничество региональных производителей и переработчиков молока друг с другом, а также с зарубежными компани€ми, по осуществлению технологической модернизации, освоению систем управлени€ качеством и безопасности продукции. Ёффективность импортозамещени€ на рынке молочной продукции обеспечивают предпринимаемые в Ћенинградском регионе с середины 90-х годов усили€ по переходу от импорта молочной продукции к импорту технологий, а в дальнейшем систем управлени€ процессами производства на всех этапах производственно-хоз€йственной цепочки.


Ђ»нтернациональностьї капитала в услови€х глобальной экономики приводит к заинтересованности искать новые регионы дл€ выгодных инвестиций и получени€ доходов выше средних. Ќесмотр€ на то, что значительную часть дополнительной маржи при производстве продукции под иностранным брендом получает зарубежна€ компани€, российские потребители, сельскохоз€йственные производители и молокоперерабатывающие предпри€ти€ получают существенную выгоду. ¬ частности:

  • потребители имеют возможность приобретать высококачественную продукцию по относительно низким ценам;
  • хоз€йства, осваива€ систему управлени€ качеством в соответствии с европейскими требовани€ми, решают и р€д других производственных затрат, в частности по улучшению здоровь€ и повышению продуктивного долголети€ коров;
  • тесные хоз€йственные и информационные св€зи с зарубежными производител€ми обеспечивают непрерывность процесса повышени€ эффективности системы управлени€ качеством молока, что приводит к росту качества и безопасности производимого молока в регионе;
  • непрерывно улучшаетс€ система управлени€ качеством переработки молока и производства молочной продукции на перерабатывающем предпри€тии;
  • потребители молока и молочной продукции получают дополнительный сигнал ло€льности к произведенной в регионе продукции, т.к. на упаковке продукции с иностранным брендом, который рассматриваетс€ потребителем как гарант качества, указано, что продукци€ произведена региональным переработчиком из молока, произведенного хоз€йствами области;
  • переработчик наращивает объемы производства, повышаетс€ загрузка оборудовани€, снижаютс€ удельные посто€нные издержки, увеличиваютс€ поступлени€ за контрактное производство.

“аким образом, освоение сегмента рынка молочной продукции премиум качества требует импорта не только овеществленного капитала Ц современных техники и оборудовани€, лучших мировых образцов, но и неовеществленного, Ђчеловеческого капиталаї в форме опыта и знани€ экспертов, информации об эффективных способах освоени€ инновационных технологий производства и управлени€ в молочной отрасли.

ѕереход от импорта продовольстви€ к импорту знаний и технологий производства и управлени€, в том числе систем управлени€ качеством и безопасностью продукции, при сохранении импорта самых современных техники и оборудовани€, способны ускорить процесс импортозамещени€ на рынке продовольстви€, обеспечить его эффективность и устойчивость вне зависимости от наличи€ или отсутстви€ санкций, колебаний курса рубл€, других политических и экономических рисков, ускорить формирование экспортного потенциала российской молочной отрасли.

ѕодготовлено ¬ладимиром —уровцевым, к. э. н., заведующим отделом экономических и организационных проблем развити€ отраслей сельского хоз€йства, доцентом —еверо-«ападного научно-исследовательского института экономики и организации сельского хоз€йства, совместно с ёлией Ќикулиной, к. э. н. научным сотрудником ‘√ЅЌ” —«Ќ»Ё—’.

ѕолный текст статьи Ђќтечественный рынок молочной продукции: импортозамещение на основе импорта систем управлени€ качествомї опубликован в журнале Ђћолочна€ промышленностьї, є 7, 2016 г.
ћнение редакции может не совпадать с мнением автора
28.07.2021
¬ понедельник стало известно, что между основателем компании ЂЁкоЌиваї, крупнейшего производител€ молока в –оссии, Ўтефаном ƒюрром, и –оссельхозбанком возникли серьезные корпоративные разногласи€. —обственник оспорил в суде соглашени€, по которым кредитор компании, –оссельхозбанк, мог выкупить доли в бизнесе по номиналу.
„итать полностью
 алендарь