Ильшат Фардиев и Ко продали мороженого на 1,5 млрд. рублей

Источник: business-gazeta.ru
Как "Челны Холод" воюет с титанами рынка.

Для одного из крупнейших российских производителей мороженого и полуфабрикатов «Челны Холод» минувший год прошел под знаком падения основных финансовых показателей. Согласно опубликованной бухгалтерской отчетности, выручка предприятия снизилась в прошлом году на 0,3%, а вот прибыль от продаж упала серьезнее — на 12,2%. Тем временем, как выяснил аналитический центр «БИЗНЕС Online», в прошлом году закамский хладокомбинат нарастил производство мороженого, пустив в оборот половину средств со своих банковских депозитов.

СТАВКА НА МОРОЖЕНОЕ

ОАО «Челны Холод» опубликовало свою бухгалтерскую отчетность, согласно которой в прошлом году предприятие допустило, хотя и незначительное, но все же снижение основных финансовых показателей. Выручка хладокомбината снизилась на 0,3% — с 1,951 млрд. рублей в 2012 году до 1,946 млрд. рублей в 2013 году.

Впрочем, по направлениям деятельности картина была неоднозначной. Так, мороженого больше продали на 1,5 млрд. рублей, увеличив поступления на 76 млн. рублей. А полуфабрикаты принесли заводу только 271 млн. рублей, что на 42 млн. рублей меньше, чем в 2012 году.

В целом российский рынок мороженого по итогам первого полугодия 2013 года, согласно исследованию агентства РБК, вырос на 10% (с учетом этого «Холод» примерно на 5% отстал от рынка) и достиг в стоимостном выражении 38,66 млрд. рублей. То есть доля челнинского завода на нем составила около 2%. Сегодня в России насчитывается 150 производителей мороженого. В тройку лидеров, по итогам первого полугодия 2013 года, вошли Unilever (34,4 тыс. тонн), которая в конце 2008 года купила лидера российского рынка — компанию «Инмарко»; компания «Талосто» (27,6 тыс. тонн), а также холдинг «Русский Холод» (25,1 тыс. тонн). На долю указанных компаний приходится 39,4% национального рынка.

Любопытная деталь — согласно отчетности, в прошлом году новым членом совета директоров по итогам общего годового собрания акционеров стал бывший министр энергетики РТ, ныне гендиректор ОАО «Сетевая компания» Ильшат Фардиев. Однако, при этом он вышел из бизнеса — во всяком случае формально.

Ранее Фардиев числился среди бенефициаров ЗАО «МЭКТ», владеющего, согласно данным Росстата, 19% в уставном капитале «Челны Холод». Хотя, стоит отметить, что на начало 2014 года МЭКТ уже не был указан в ЕГРЮЛ как держатель этого пакета акций. Согласно последним выпискам из ЕГРЮЛ, датированным 2014 годом, Ильшат Шаехович уступил свою долю (50%) в «МЭКТ» новому ведущему владельцу — Диляре Гизатулиной, а Ильдар Галеев и Булат Сабиров сохранили свои пакеты по 25% каждый. Величина капитала ОАО «Челны Холод» на 31 декабря 2013 года составила 1,859 млрд. рублей. Таким образом, номинальная стоимость доли ЗАО «МЭКТ» в хладокомбинате могла составлять порядка 353,2 млн. рублей. Понятно, что Фардиев не владел акциями «Холода» напрямую, но долю, которую он опосредованно контролировал через МЭКТ, можно попытаться рассчитать, исходя из последней крупной сделки на рынке мороженого России, которая произошла в 2008 году, когда холдинг «Юнилевер» купил 100% российского лидера в секторе мороженого «Инмарко». По оценкам аналитиков, стоимость сделки могла составить $193 млн., тогда как выручка предприятия за предыдущий год была на уровне $173 млн. — таким образом, премия к выручке составила 11,5%. Исходя из такого метода оценки, проданная доля Фардиева в «Челны Холоде» могла оцениваться в 2013 году примерно в 207 млн. рублей.

Ключевым же акционером «Челны Холод» на сегодня является бессменный с 1987 (!) года генеральный директор хладокомбината Газильян Шакирзянов (контролирует, согласно СПАРК, 31,4% его акций), считающийсяодним из самых авторитетныхтоп-менеджеров татарстанской пищевой промышленности. Шакирзянов — персона непубличная, вся его деятельность так или иначе связана с хладокомбинатом. Однако в разное время он работал в качестве депутата горсовета Челнов, входил в совет директоров ОАО «Татэнерго».

БЕЗУДЕРЖНЫЕ РАСХОДЫ

Пожалуй, все финансовые результаты Челны Холод могли быть на уровне 2012 года, но менеджмент не смог удержать в узде затраты. Первый просчет — рост себестоимости на 1,2%. Что привело к падению валовой прибыли на 21 млн. рублей до 547 млн. рублей по итогам 2013 года.

Не заставили себя ждать и коммерческие расходы, они прибавили 6,8%. Любопытный момент — на 7,1 млн. рублей до 105,7 млн. рублей выросли вознаграждения дилерам за выбранные объемы. Такие расходы составили 52% от всех коммерческих затрат. Управленческие расходы подросли скромно: на 5 млн. рублей. Крупнейшая статья расходов здесь — налог на имущество, который взял на себя 2,3 млн. рублей прироста, достигнув 8,8 млн. рублей в 2013 году.

В результате заметнее всего пострадал операционный результат. Прибыль от продаж упала на 12,2% — с 320 млн. рублей за 2012 год до 281 млн. рублей за 2013 год.

ТЫСЯЧА РУБЛЕЙ НА БАНКОВСКОМ ДЕПОЗИТЕ

Обслуживание кредитов обошлось в 4,4 раза дороже, процентные выплаты достигли 6,6 млн. рублей. Займы выросли на 10 млн. рублей до 50 млн. рублей на конец 2013 года.

Подчеркнем, что компания имеет очень высокий уровень финансовой автономии. 90% всего баланса — собственные средства, то есть заемные ресурсы практически не влияют на ее деятельность.

В свою очередь, поступления в виде процентов упали на 3,4 млн. рублей до 2,4 млн. рублей за 2013 год. На конец 2012 года общество держало на вкладах в Сбербанке 41 млн. рублей, а на конец 2013 года вклады в Сбере растаяли до 23 млн. рублей. В то же время неизменным остался вклад в Автоградбанке на символическую сумму: 1 тыс. рублей.

Где и удалось сэкономить, так это на прочих расходах. К сожалению, детали не раскрываются. В целом отрицательное сальдо прочих расходов и доходов уменьшилось в 2 раза до 23 млн. рублей по итогам 2013 года. В итоге, чистая прибыль «Челны Холод» снизилась на 7,6% — с 225 млн. рублей в 2012 году до 208 млн. рублей в 2013 году. Такой результат соответствует среднему значению компании за последние 5 лет.

«ЕСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ТО В ПЛЮС, ТО В МИНУС»

Опрошенные корреспондентом «БИЗНЕС Online» эксперты разошлись в оценках рынка мороженого в России.

Валерий Елхов — генеральный директор Союза мороженщиков России:

— Мы можем говорить о некоторой динамике на протяжении последних лет, она, в целом, положительная. Другое дело, что она не является строго стабильной, есть изменения то в плюс, то в минус. Допустим, в 2010 году у нас был резкий скачок, производство выросло, вроде, на 15-20 процентов. Естественно, что после такого скачка ждать такого же роста не приходится. Потом было некоторое снижение в 2011 году, а в 12-м немного выровнялось. Мы видим тенденцию более-менее стабильного развития за последние годы, рынок растет 3-5 процентов в среднем. Каких-то оснований для резких изменений в сторону роста объема производства, к сожалению, нет. Это связано в целом с экономикой, с покупательной способностью населения — тут много факторов. Тем не менее, рынок развивается, он насыщенный, конкурентный, много предприятий, широкий ассортимент, поэтому на рынок не так просто пробиться. В целом, обстановка нормальная. В прошлом году у нас рост составил три процента, то с начала этого года тенденция стабильна — за три месяца выпущено мороженого столько же, сколько в прошлом году за этот же период.

Компания «Челны Холод» одна из ведущих, входит в десятку крупных производителей мороженого. Она известна мороженых и замороженными продуктами питания, ассортимент богат всевозможными продуктами питания. Они известны своими пельменями — колоссальные объемы. Компания известная, участвует в выставочной деятельности, постоянный участник нашей выставки «Салон мороженого». Компания находится постоянно в росте, в динамике. Мне кажется, они производят около 13-15 тысяч тонн мороженого в год.

«Челны Холод» — многопрофильное предприятие. Что конкретно выросло и упало — надо смотреть на показатели. Может, в прошлом году по мороженому и снизилось, но и в целом идет колебание по рынку — кто-то набирает обороты, а кто-то теряет, у кого-то была погода лучше, а кого-то — хуже. Вы попробуйте на дальнем Востоке в прошлом году продавать мороженое. Наверно, было не до этого, а все взаимосвязано.

Андрей Миненков — генеральный директор ООО «Торговый дом «ХОЛОД»:

— Рынок мороженого не растет, уже несколько лет мы находимся в вялотекущем режиме: чуть больше, чуть меньше в зависимости от погоды. Но роста нет. Это зависит от покупательной способности граждан, от товара, который предлагают. Не хотят люди больше есть мороженого. Вкусы не меняются: кто ел мороженое, тот ест, а другие пиво любят выпить. С другой стороны, и ассортимент снижается. Глобализация, слияния и поглощения приводят к тому, что на рынке все меньше и меньше мороженого. Несколько лет назад в России было 350 производителей мороженого, а сейчас их осталось, может, уже 120. Остальные разорились. Есть такие глобальные игроки, как «Инмарко», Nestle. Допускаю, что рынок и дальше будет сужаться.

Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— По данным официальной статистики, объем российского рынка мороженого и замороженных десертов по итогам 2013 г. составляет около 90 млрд руб. На долю ПФО приходится около 14% от общего объема продаж, на РТ — около 2%. Средние темпы роста рынка в номинальном денежном выражении за последние 3 года составили около 14% (в ПФО — 15%). Во многом такая динамика объясняется довольно высокой инфляцией в секторе, которая заметно обгоняет общий индекс потребительских цен. На фоне нестабильной сырьевой конъюнктуры цены на мороженое растут довольно выражено, в 2013 г. рост составил около 10%. Таким образом, в товарной массе рынок растет существенно медленнее. Вместе c тем, здесь, безусловно, сохраняется определенный потенциал, особенно в маржинальном сегменте.

Интересно отметить, что для локального рынка РТ в последние годы были характерны существенно более высокие темпы роста, чем в среднем по РФ — в 2011-2013 гг. продажи мороженого росли здесь в среднем на 27% ежегодно, увеличившись с 0,66 млрд руб. в 2010 до 1,36 млрд в 2013. На первый взгляд, можно предположить, что опережающие темпы роста были связаны с более высокой динамикой увеличения доходов, расширением туристического трафика и эффектом сравнительно низкой базы, но чтобы более точно определить причины такой особенности локального рынка требуются, конечно, дополнительные измерения и комплексный анализ.

Основные экономические показатели ОАО «Челны-Холод»

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью