”краина 20.03.2014

»горь Ўвайка Ц о сокращени€х в ведомстве, земельной реформе и перспективах китайского контракта Ђпопередник≥вї

»сточник: forbes.ua
¬ здании ћинистерства аграрной политики и продовольстви€, которое несколько недель назад, в феврале, было захвачено участниками митингов против власти, почти не осталось следов пребывани€ протестующих.

¬идимые свидетельства революции Ц более свободный, чем раньше, вход в здание и новый министр агрополитики »горь Ўвайка.

¬ самом кабинете главы ведомства на п€том этаже ћинјѕѕ изменение только одно, но принципиальное Ц на стену, на то самое место, где раньше висело фото президента, сейчас помещен портрет —тепана Ѕандеры. ƒл€ самых недогадливых на лацкане пиджака »гор€ Ўвайки Ц золотой значок-эмблема ¬ќ Ђ—вободаї, по квоте которой он попал в ћинагропрод. 

Forbes расспросил нового главу аграрного ведомства о детал€х его назначени€ и о ближайших планах на этом посту.

Ц ќсвоились уже в министерском кабинете?

Ц  онечно. я ничего здесь не мен€л, дл€ работы всего хватает. Ќедостает только большой доски дл€ размещени€ каких-то заметок и схем взаимодействи€, так как структура ћинагропрода довольно больша€. ¬ ближайшее врем€ куплю. 

Ц  то вас рекомендовал на должность министра агрополитики? ¬едь за день до назначени€ называли совсем другое им€ Ц јлександр ћирный.

Ц ќтносительно јлександра Ѕорисовича было только одно опасение Ц он имеет пр€мое отношение к агробизнесу, и это могло породить спекул€ции, что он приходит в министерство, чтобы лоббировать свои интересы. ћо€ кандидатура исключает подобные трактовки, так как у мен€ абсолютно никаких активов в јѕ  нет.

јлександр ћирный и предложил мою кандидатуру с негласным обещанием поддерживать и помогать своим опытом. »сполком партии  согласилс€, наши политические союзники Ц тоже.

Ц ¬ы проводили уже кадровые ротации?

Ц Ѕыл уволен один из замов министра Ц ¬алерий ƒавиденко. —ейчас на согласовании кандидатура дл€ замещени€ этой должности.

Ц  ому-то еще из сотрудников грозит судьба господина ƒавиденко?

Ц ƒа всем, в принципе, грозит. Ќо мы исходим из прагматизма. Ћюди, которые умеют работать и работают, должны приносить пользу. я бы не делал сейчас резких движений по кадровым ротаци€м, в частности, заместителей министра.

Ц  адровые изменени€ могут коснутьс€ начальников департаментов?

Ц ƒа, это возможно. Ќо не сегодн€.

Ц ј где планируете набирать людей?

Ц “ам, на улице (кивает в сторону баррикад на  рещатике).

Ц «наете, это, наверное, не очень хороша€ иде€Е

Ц ѕроблема в том, что есть много людей, которые готовы советовать, что нам делать. Ќо лишь единицы готовы стать р€дом и работать. ≈сли в среднем, то четверо из п€ти отказываютс€, так как хот€т вли€ть, быть общественными контролерами, но не брать на себ€ ответственность.

Ц ѕо нашей информации, в министерстве планируетс€ сокращение штата на 20%, это так?

Ц я сейчас жду обработки нашей части секвестра бюджета от ћинфина Ц на какие программы он вли€ет, какие специальные фонды будут пересмотрены. ¬ зависимости от этого будет скорректирована наша структура.

≈сть предварительна€ договоренность с ћинфином о сокращении центрального аппарата на 20 единиц, на 10-50 единиц Ц в центральных аппаратах центральных органов исполнительной власти (√осземагентство, √ослесхоз, √осветфитослужба, »нспекци€ по сельскому хоз€йству. Ц Forbes) и 500-1000 человек планируетс€ сократить в региональных структурах центральных органов исполнительной власти. „асть Ц это вакансии, поэтому процесс не будет болезненным, часть Ц сокращени€.

«а несколько дней выполнить задачу сократить штат на 20% Ц очень сложно, выходное пособие съест большую часть сэкономленного фонда оплаты труда. ѕоэтому € настроен делать это постепенно. Ќо пон€тно, что никто не снимал вопроса ответственности за те схемы, которые были.

Ц ј что за схемы были? » где?

Ц ¬ тех сферах, где так или иначе ћинагропрод осуществл€л управление. Ќапример, Ђ”крспиртї, √ѕ« ”. ѕо √осземагентству есть случаи вз€точничества. ¬ отношении последнего ведомства  вообще много вопросов Ц в частности, на сегодн€ сформировалась очередь из незарегистрированных договоров аренды, их более миллиона! —ейчас разработан законопроект об упрощении системы регистрации земельных участков и возможности ее проведени€ через интернет Ц дл€ более молодых, и дл€ людей старшего возраста Ц через Ђ”крпочтуї.

»ли, например, мы снимаем необходимость получени€ разрешени€ √осветслужбы на каждую партию зерна, котора€ пересекает границу. ћы ничего не потер€ли на этом и ничего не заработали, но бизнес получил  послабление. —амо это разрешение было бесплатным, но срок выдачи мог достигать 30 дней, что повышало его стоимость до стоимости просто€ Panamax лишний день.

ƒругой пример Ц технический осмотр сельхозтехники. ќн объективно не нужен.  оммерческие организации дают бумажки в обмен на деньги, и ни одна из них не несет ответственности за состо€ние этой техники, и привлечь к ответственности за документ, выданный на некачественную машину, никого нельз€. “ак зачем она вообще нужна? ћы упраздн€ем техосмотр, и взамен просим аграриев задекларировать свою технику, чтобы мы имели единый реестр и понимали, какой техники у нас недостает, и на какую нужно направить бюджетные средства.

»ли, например, когда мне принос€т на утверждение макет павильона ћинистерства агрополитики, который должен занимать одно из центральных мест на выставке Ђјгро-2014ї, у мен€ только один вопрос: зачем он вообще там нужен?

Ц ¬ свете секвестра бюджета Ц какие программы господдержки вы хотите отсто€ть?

Ц Ќе хочетс€ отдавать компенсацию процентных ставок по кредитам, компенсацию за сохранение поголовь€  –—, хочетс€ сохранить помощь кресть€нам за сданное молоко, особенно единоличникам. Ёто в большей степени не экономический, а социальный вопрос.

«емельный максимум 

Ц ¬ы говорили, что выступаете за ограничение  площади земли, котора€ может находитс€ в аренде у агрохолдингов.  акой, вы считаете, должен быть максимум?

Ц ƒа, на вопрос о том, должно ли на законодательном уровне быть ограничение максимального объема банка земли в аренде, € ответил утвердительно. —колько это Ц ответить никто толком не может, так как каждый крупный холдинг хочет, чтобы эту цифру вывели конкретно под его потребности или планы.

Ц јгрохолдинги обрабатывают незначительную в масштабах страны часть сельхозземель. Ќа основании чего вы инициируете эти ограничени€?

Ц ƒа, под действие антимонопольного законодательства они не подпадают. Ќо на практике мы видим, что агрохолдинги, которые обрабатывают земли в трех-четырех районах, не создают в селах рабочих мест, не развивают социальную сферу и не делают отчислений в местный бюджет. ќни работают по схеме: Ђприехал Ц засе€л Ц выставил охрану Ц приехал Ц собралї.  ак это называетс€?

Ц Ёто называетс€ эффективное агропроизводство.

Ц ƒа. Ќо оно уничтожает сельские территории.

ѕоэтому надо найти баланс, который  даст возможность предпринимател€м развиватьс€, выходить на внешние рынки, и в то же врем€ позволит сохранить сельские территории, трудоустроить значительную часть населени€, развивать социальную инфраструктуру.

Ц ¬ы имеете в виду минимальные нормативы по количеству созданных рабочих мест на  определенную площадь земли? “ака€ иде€ также выдвигалась вашими предшественниками.

Ц ƒавайте не углубл€тьс€. ћы сейчас ищем баланс и правильное решение.  онкурентна€ борьба, в рамках которой происход€т поглощени€ и укрупн€ютс€ хоз€йства Ц это еще не основание уничтожить несколько сел или районов.

Ц ¬ы перекладываете государственную функцию поддержки населени€ на частные компании. 

Ц Ёто называетс€ Ђправила игрыї на рынке. я считаю, и практика доказывает, что агропроизводство на среднем по объему земельном банке в 25-40 тыс. га  эффективнее, чем на 400 тыс. га. ќно лучше управл€етс€, оно идет интенсивным путем развити€, оно совершенствует производство, а не просто разгуливаетс€ по территории. Ѕольшие агрохолдинги должны прин€ть эти правила. Ѕудет определенный переходный период, например, до 1 €нвар€ 2016 года. “о есть у бизнеса будет полтора года, чтобы перестроить бизнес, продать часть, переориентироватьс€ на тот или другой рынок, зан€тьс€ переработкой.

Ц ’олдинги с Ђлишнимї земельным банком просто раздроб€т его на отдельные компании.

Ц ƒа, € уже слышал этот аргумент. Ѕизнес приходит и говорит: Ђя сейчас все раздроблю на отдельные юрлица и буду работать, как раньшеї. Ќичего ты не раздробишь. —в€занные лица, корпоративна€ структура, транзакции Ц все это позвол€ет отследить, что ты обманываешь государство.  

” мен€ большой юридический опыт, практика в корпоративном сегменте, € знаю, как плетутс€ схемы и как их распутывать обратно. ћеханизмы одинаковые, разные только направлени€.

Ц ¬ы как юрист хорошо знаете, что закон не имеет  обратного действи€.  омпании наращивали земельный банк в рамках действовавшего законодательства.

Ц ƒавайте не углубл€тьс€ в детали. “акое правило нужно, и точка.

Ц  огда может быть открыт рынок земли сельхозназначени€? ¬ парламенте продолжаетс€ работа над законом об обороте земель, который необходим дл€ завершени€ земельной реформы?

Ц ƒа, работа идет, мы ее разделили на два этапа. ѕервый Ц это срочные меры, которые необходимы,  чтобы бизнес получил возможность нормально работать. ¬тора€ часть Ц стратегическа€. ¬ рамках этого блока в том числе решаетс€, должна ли ”краина  прин€ть определенные требовани€ со стороны ћ¬‘ и ≈— в земельной сфере и выполнить их.

Ц ќни настаивают на запуске рынка земли в ”краине? Ёто условие предоставлени€ кредита ћ¬‘?

Ц ƒа, они хот€т рынок земли. ј мы говорим, что это стратегический товар, который продавать и покупать нельз€.

Ц Ёто сейчас говорите лично вы, или это согласованна€ позици€ правительства и переговорщиков с ћ¬‘?

Ц Ёто мое убеждение. я член ¬ќ Ђ—вободаї, и  мораторий на куплю-продажу земли Ц это наша   программна€ позици€. я буду плохим политиком, если в силу должности буду отказыватьс€ от своих идейных ценностей. 

ѕраво на покупку земли должно быть у граждан и у государства. Ѕизнес Ц его представители это сами признают Ц вполне устраивает аренда. ¬ национальных интересах ”краины нет открыти€ рынка и свободной продажи земли. ƒругое дело, что компани€ должна  иметь возможность использовать право аренды земли в качестве залога, только этот механизм нужно правильно выписать.

ћы не можем рисковать и отдавать в собственность земли Ц даже с эффективно работающими механизмами контрол€. ћаксимум, который мы можем потом сделать, выкупить обратно за счет государственных средств. ƒолгосрочна€ аренда, возможно, даже пожизненна€, и с правом передачи по наследству при условии выполнени€ всех нормативов агропроизводства Ц такой вариант возможен.

Ц ¬ы поддерживаете идею создани€ √осударственного земельного банка? ѕо вашему мнению, нужен ли госоператор на рынке земель?

Ц ƒа, € считаю, что такой игрок нужен. Ќо его миссию, структуру, место на рынке нужно определить после серьезного анализа и изучив зарубежный опыт. ≈сли гражданин в результате распаевани€ получил земельный участок, то что он может с ним сегодн€ сделать? ќн должен иметь право продать его государству через «емельный банк Ц специальное учреждение, которое выкупает землю у частных лиц и передает их в обработку в аренду.

Ц “о есть мы вновь возвращаемс€ к тому, что на рынке будет создан монополист, у которого единственного в стране будет право выкупа земельных участков. ¬ чем отличие от того концепта, который предлагала прошла€ власть? 

Ц ¬ том, что в дальнейшем эта структура не будет корпоратизирована и случайно украдена. ќтличие не такое уж маленькое.

 итайский кредит 

Ц √ѕ« ” будет работать в текущем статусе?  акие изменени€ планируютс€ в корпорации?

Ц ƒа, корпораци€ остаетс€ на рынке. „ерез мес€ц будут результаты аудита, по итогам которого мы определим,  какой управленческий аппарат нужен этой компании, насколько он соответствует поставленным перед компанией цел€м и т.д. Ёто может быть и должна быть динамично развивающа€с€ государственна€ структура.

Ц  акова динамика выполнени€ контракта √ѕ« ” с  итаем? —колько поставлено из запланированных на текущий сезон 4 млн тонн? 

Ц Ќа 10 марта было экспортировано по этим договоренност€м 2,65 млн тонн. ƒо 30 июн€ (окончание 2013/2014 маркетингового года. Ц Forbes) выйдем на показатель в 4 млн тонн.

Ц ¬ы считаете реальным получение ”краиной второго транша в $1,5 млрд? ” китайской стороны не было вопросов по расходованию первых $1,5 млрд?

Ц ƒа, вопросы были. ¬ частности, они касались служебных коммуникаций Ц общение было сложным в силу различий менталитетов. я оцениваю веро€тность получени€ второго транша как довольно высокую.

я встречалс€ с послом  Ќ– в ”краине, мы подтвердили продолжение сотрудничества и даже расширение диалога. ¬ любом контракте есть спорные вопросы, а украинско-китайский контракт даже на фоне других межгосударственных договоренностей довольно сложный. ¬ нем есть зоны, которые надо дорабатывать.

Ц Ќа уровне министерства планируетс€ встреча с представител€ми холдинга ——≈— дл€ урегулировани€ этих спорных моментов? 

Ц ƒа.  итайские эксперты планировали посетить ”краину в феврале, но в св€зи с известными событи€ми этот визит был отложен и сами переговоры поставлены на паузу. —ейчас мы возобновили организацию встречи Ц ждем делегацию в марте-апреле. Ѕудем обсуждать экспорт продукции животноводства.

ѕосол, его экономический советник Ц все единогласно говор€т о продолжении сотрудничества с ”краиной в сферах растениеводства, орошени€, мелиорации, животноводства, строительства заводов. ќн призывает  китайских бизнесменов к сдержанности. Ќо, безусловно, они насторожены последними событи€ми в ”краине.

Ц ¬едутс€ ли сейчас переговоры с –оспотребнадзором о восстановлении поставок на российский рынок продукции корпорации Roshen?  аков прогресс?

Ц ѕереговоры затруднены позицией –оссии. ” нас нет критических рычагов вли€ни€. ¬ то же врем€ мы продолжаем торговать с –оссией, в том числе такими проблемными раньше категори€ми, как сыр и молочка. 

Ц  ак повли€ет на аграрный сектор аннекси€  рымского полуострова Ц вы прогнозируете разрыв логистических цепочек, сокращение объемов экспорта из-за потери доступа к портам —евастопол€, ‘еодосии,  ерчи? 

Ц ћы рассматриваем наши экспортные возможности и каналы коммуникаций с учетом усложнени€ ситуации в  рыму. ќсновных грузовых портов в  рыму два Ц —евастопольский и  ерченский. ќбъемы перевалки ими зерна в разгар сезона не превышают 10% от общего объема морских поставок ”краины.

ѕока на динамике экспорта зерна политическа€ ситуаци€ не отразилась. —ейчас экспорт зерна уже сезонно сокращаетс€, и мощностей наших терминалов в ќдессе, »льичевске, ёжном, Ќиколаеве вполне достаточно, чтобы обеспечить все поставки. 

—ейчас с  рымом очень плоха€ коммуникаци€. ”сложнились поставки продовольстви€, ресурсов Ц в частности, √—ћ, не говор€ уж о том, что он зависим от материковой части ”краины по электроэнергии, воде и тд. ѕон€тно, что воспользоватьс€ этим преимуществом мы не можем, так как это будет игра против своих.  


28.07.2021
¬ понедельник стало известно, что между основателем компании ЂЁкоЌиваї, крупнейшего производител€ молока в –оссии, Ўтефаном ƒюрром, и –оссельхозбанком возникли серьезные корпоративные разногласи€. —обственник оспорил в суде соглашени€, по которым кредитор компании, –оссельхозбанк, мог выкупить доли в бизнесе по номиналу.
„итать полностью
 алендарь