»дет война молочна€

»сточник: kommersant.ru
 ак белорусска€ продукци€ захватывает российские прилавки.
ћолочные продукты могут серьезно подорожать: стоимость сырого молока в –оссии всего за год выросла на треть. ќтечественных производителей вытесн€ют с рынка иностранцы, и правительство решает, что делать: срочно усилить господдержку фермеров или запретить Ѕелоруссии поддерживать своих.

÷енова€ пружина

"ћолоко — это массовый продукт. Ќо он может стать премиальным, и не все смогут его себе позволить",Ч говорит јндрей ƒаниленко, председатель правлени€ Ќационального союза производителей молока ("—оюзмолоко"). ћолочные продукты дорожают, их полочна€ стоимость в 2012 году выросла в среднем примерно на 10%, но это далеко не предел: цена на сырье взлетела гораздо выше. ¬се из-за подорожани€ кормов. "–ост стоимости сырь€ за весь прошлый год составил около 20%, а сегодн€шн€€ цена на сырое молоко выше, чем в аналогичный период 2013-го, уже на 35%",Ч рассказывает ћарина Ѕалабанова, представитель Danone. —разу повысить стоимость конечного продукта пропорционально росту цен производител€м мешают только правила рынка. "Ќи один переработчик не может себе позволить так резко подн€ть цену. Ёто не примут ни торговл€, ни потребители. ћногие молокоемкие продукты (цельное, сухое молоко, сыры и др.Ч ред.) уже производ€тс€ с нулевой или отрицательной маржой",Ч объ€сн€ет Ѕалабанова. ≈сли раньше, отмечает ƒаниленко, производители сырого молока работали себе в убыток, а переработчики Ч с прибылью, то повышение цен сбалансировало ситуацию, но вовсе не по-хорошему. “еперь на грани рентабельности и производители, и переработчики. "ƒолго так продолжатьс€ не может. –ано или поздно либо переработчики откажутс€ от производства таких продуктов, либо цена на полке придет в соответствие с ростом стоимости сырь€",Ч говорит Ѕалабанова.

–ост цен сдерживают и импортеры, поставл€ющие дешевое молоко. –оссийские молочники, не име€ возможности дешево производить и дорого продавать сырье, сворачивают производство: в 2013 году они отдали в переработку 13,5 млн тонн против 12,5 млн тонн годом ранее. »мпорт молочного продукта вырос до 11 млн тонн в пересчете на молоко, за два года прибавив 2 млн тонн. »з них более 4 млн тонн поставл€ют соседи по “аможенному союзу Ч белорусы.

¬ феврале кризис в молочной отрасли обсуждалс€ с участием вице-премьера јркади€ ƒворковича, а потом и премьер-министра ƒмитри€ ћедведева, но окончательной €сности в том, как спасать рынок, похоже, не по€вилось.

Ѕратское нашествие

Ќесмотр€ на то что в Ѕелоруссии тоже выросли цены на корма, себестоимость производства сырого молока там на 20-30% ниже, чем в –оссии. “амошние поставщики неплохо себ€ чувствуют, предлага€ сет€м свой продукт на 10-15% дешевле, чем российские переработчики. "—начала продают белорусские поставщики, мы на собственном рынке идем вторым эшелоном",Ч сетует јндрей ƒаниленко. Ѕолее половины произведенного молока белорусы продают в –оссию, и цены, которые ћинск устанавливает дл€ экспорта, выше тех, что переработчики получают на внутреннем рынке. ¬ результате осенью в белорусских магазинах даже были перебои с "молочкой". "¬се рванули зарабатывать в –оссию",Ч по€снил представитель ћинистерства торговли –еспублики Ѕеларусь, попросивший не называть его имени. ѕроблема не стоит выеденного €йца, добавил он: дефицит коснулс€ небольшого перечн€ товаров и был устранен в кратчайшие сроки.

ѕомимо и без того низких цен белорусские производители устраивают скидочные акции. "ѕочти все предпри€ти€ там государственные, и порой они получают приказ распродать остатки во что бы то ни стало. “огда они могут опустить цену ниже уровн€ рентабельности. „асто именно белорусские производители станов€тс€ виновниками высокой волатильности рынка сырого молока",Ч по€сн€ет ƒаниленко. “ак же неожиданно цены могут и вырасти. ” —ветланы ќбижаевой из компании Tradeline, дистрибутора европейской молочной продукции, два года назад была сво€ фирма, котора€ возила молоко из Ѕелоруссии. Ѕелорусские коллеги были непредсказуемы, рассказывает она. "” них совершенно отсутствует маркетинг: как только дорожает, скажем, электричество, тут же взлетает и цена на продукт. Ќо мы ведь не можем объ€снить это сет€м",Ч говорит ќбижаева. ƒействительно, подтверждает представительница перерабатывающего завода из Ѕелоруссии, скачки цен случаютс€, но наценки на продукт минимальны, а потому долгосрочные обещани€ никто и не дает. ќбижаева признаетс€, что теперь наслаждаетс€ работой с европейскими производител€ми, которые все возможности повышени€ цен фиксируют в договоре. —ейчас, правда, один из таких случаев: импортеры западной продукции тоже столкнулись с повышением цен в св€зи с ростом курсов евро и доллара.

ѕоддержка сливок

"ћолочникам требуетс€ в 3,5 раза больше денег, чем птицеводам, дл€ производства такого же объема выручки",Ч по€снил на съезде членов ассоциации "—оюзмолоко" Ќаум Ѕабаев, председатель совета директоров сельскохоз€йственного холдинга "ƒамате", производ€щего молоко.

÷еновые успехи белорусских производителей объ€сн€ютс€ господдержкой молочной отрасли: субсидии на гектар и литр проданного молока, льготные кредиты на 15 лет. ¬ –оссии же льготные кредиты действуют на 8 лет, субсидии на гектар многократно меньше, чем в Ѕелоруссии. —убсидии на литр молока были введены в прошлом году, но только на высший и первый сорт; кроме того, учитываютс€ показатели жира и белка. Ќаши молочники в менее выгодных услови€х, чем их белорусские, да и европейские коллеги, и сейчас обсуждаетс€ изменение мер поддержки в –оссии. ѕока их особенность Ч выборочна€ поддержка, ориентированна€ на передовые хоз€йства, а не на середн€к.

Ћьготные кредиты, возможно, будут выдавать на 15, а не на 8 лет, сообщил јркадий ƒворкович. "–азница между 15- и 8-летним кредитом в пересчете на литр молока может достигать 5 рублей,Ч замечает јндрей ƒаниленко.Ч Ќо проблема с этим видом поддержки в том, что она доступна малому числу предпринимателей. Ћишь 10-15% молока в –оссии производ€т предпри€ти€, построенные в последние годы с нул€ или недавно прошедшие полную реконструкцию, то есть модернизированные и сильно закредитованные". Ћогика в том, что поддержка кредитов должна подстегнуть модернизацию коровников. ќднако при дефиците сырь€ дл€ рынка, возможно, более актуально наращивание объемов.  роме того, при запуске новых проектов производители не всегда прибегают к банковским займам. "ƒотирование ставок по кредитам называют помощью производител€м молока, но скорее это скрыта€ поддержка банковской отрасли",Ч уверен Ќаум Ѕабаев.

”ниверсальной мерой могла бы стать субсиди€ на литр молока, когда производители получают помощь в зависимости от выработки. ќднако пока и на это могут рассчитывать лишь сливки фермерского сообщества: поддерживаетс€ только производство высококачественного молока. ќднако будущее и этих субсидий туманно. "ћы не ставим вопрос об отмене субсидий на 1 литр молока, мы говорим о том, чтобы направить эти средства на пролонгацию с 8 до 15 лет субсидируемых инвесткредитов на реализуемые проекты по производству молока и на увеличение с 80% до 100% компенсации ставки по ним",Ч цитирует министра сельского хоз€йства Ќикола€ ‘едорова портал "—оюзмолоко".

ќбсуждаетс€ и программа поддержки спроса на продукцию сельского хоз€йства, в том числе молочную, в том числе через систему социального питани€ и помощь малоимущим семь€м.

ѕомимо поддержки собственных производителей в арсенале есть еще один инструмент борьбы Ч запретить белорусам поддерживать своих фермеров. „лены “аможенного союза об€заны поддерживать своих не в ущерб сосед€м, и поскольку этого не происходит, јркадий ƒворкович предложил инициировать антидемпинговое расследование в отношении Ѕелоруссии. ≈сли в результате такого расследовани€ Ѕелорусси€ сократит господдержку фермеров Ч это, конечно, куда дешевле, чем если мы усилим поддержку своих. ¬от только диктовать что-то јлександру Ћукашенко до сих плохо получалось, да и как запретишь следовать социалистическим принципам, когда за каждым перерабатывающим заводом закреплены определенные молочные хоз€йства?

“ак что, возможно, сохран€ть позиции на рынке нашим придетс€ путем снижени€ издержек, читай Ч качества. ј именно Ч переход€ на сухое молоко и растительные жиры. »мпорт сухого молока из Ѕелоруссии уже вырос за последний год на 47%. ”величилась и дол€ фальсификата Ч не все производители пишут на этикетках о наличии добавок. "ƒо 20% нам приходитс€ отбраковывать до входа на склады и не принимать в сеть",Ч отмечают в X5 Retail Group. “акие уловки производителей можно объ€снить: за последние годы покупатель привык к натуральным продуктам и изучает информацию на этикетках, говор€т переработчики.  стати, хот€ белорусских производителей тоже ловили на фальсификате, мода на натуральность им на руку.

"” многих покупателей представление о Ѕеларуси как о ’оббитании: зелена€ чиста€ страна с пастбищами. “ам все производитс€ по √ќ—“у, что производители помечают на упаковке, и это привлекает покупателей",Ч рассказывает представитель подмосковного завода. "ѕродукты с коротким сроком годности в –оссии мы продаем только в сети собственных магазинов. —ыр ведь может и полежать, а у сметаны восемь дней срок годности",Ч говорит јлександр ћорозов, представитель компании "Ѕелмолпродукт". "—вежую продукцию мы можем поставить только в ÷ентральную –оссию и на —еверо-«апад, дальше не довезти",Ч говорит “ать€на Ѕабич, директор по маркетингу марки "¬ысоко высоко" производител€ "ћинскоблпродукт".  омпани€ не делает в продвижении упор на белорусское происхождение бренда, но использует как конкурентное преимущество короткий срок годности, крупно указыва€ его на упаковке.

‘актически победное шествие белорусских производителей "быстрого молока" по –оссии сдерживает только логистика. —читаетс€, что радиус доставки свежего продукта Ч 500 км, как от ћосквы до приграничных районов Ѕелоруссии.

05.03.2021
¬ св€зи с наступлением весны и приближающимс€ солнечным праздником не хотелось бы омрачать и без того тревожную √ор€чую тему традиционными проблемами. ѕоэтому в этот раз мы решили узнать о том, как: Ђ ак оставатьс€ женщиной и при этом быть профессионалом?ї или Ђ— чем в молочной отрасли может справитьс€ только женщина?ї ѕодробности читайте в нашем материале.
„итать полностью
  • ѕн
  • ¬т
  • —р
  • „т
  • ѕт
  • —б
  • ¬с
24
—р
 алендарь