Грязный масляный пиар

Источник: The DairyNews
В Украине – очередные волны грязной информации вокруг фальсификации в производстве молочных продуктов.

Да, фальсификация в отечественной молочной промышленности существует, но она есть и в других направлениях пищевой отрасли. Прилавки магазинов заполонили разнообразные колбасы и другие мясные изделия «без мяса». Колбасу «Докторскую» можно увидеть и по 70 грн/кг, и по 170 грн/кг. Многие кондитеры в своих технологиях давно перестали использовать настоящие сливочное масло или сгущенное молоко. Мороженое в Украине также мало кто делает из свежего молока. Но почему-то в медиа совсем мало информации о недобросовестных мясниках, производителях тортов или мороженого. Оказывается, самые «грешные» у нас молочники …

На днях на одном из самых распространенных телеканалов 1+1, в передаче “ТСН Тиждень” с участием известной ведущей был показан сюжет, где в очередной раз заявили, что половина производимого в Украине сливочного масла – фальсификат.

Журналистов где-то можно понять, им нужна сенсация, а зрители обычно лучше воспринимают информацию о плохом, чем о чем-то хорошем.

А вот эксперты, которые работают, в том числе и в молочной сфере, прежде чем делать громкие заявления о массовой фальсификации в производстве того же сливочного масла, по моему мнению, должны в деталях изучить суть вопроса. Они, наверное, даже не задумываются, насколько вредны подобные информационные вбросы для добросовестных производителей молокопродуктов.

Конечно, фальсификация в производстве сливочного масла, как и в производстве других  – мясных или кондитерских изделий, в Украине есть, но ее масштабы далеко не такие, как было заявлено в передаче, по крайней мере, точно не половина масла фальсифицируется.

Назовем только пару причин, почему трудно согласиться с заявлениями экспертов, принимавших участие в передаче:

  • Контрольная закупка сливочного масла была сделана не совсем корректно. Почему образцы отбирались в таких убогих ларьках или на рынках? Ведь доля реализации масла через такие торговые точки в последнее время уже незначительна.
  • Почему для анализа покупали только наиболее подозрительную уже с первого взгляда (с точки зрения фальсификации) продукцию типа “произведено в пгт. Ожитянка Ивано-Франковской области”? Ведь такого населенного пункта вообще не существует.

Для определения доли фальсификации того или иного товара нужно использовать специальные социологические / маркетинговые методики, учитывающие достаточно много параметров. Ведь можно зайти на любой рынок, выбрать только то масло, которое продается дешевле 25 грн/пачка и тогда по результатам анализов самой точной лаборатории можно будет заявить, что в Украине не половина продукта фальсифицируется, а все 90% …

В Ассоциации производителей молока считают, это прозвучало в сюжете, что в Украине с учетом объемов выпуска смежных с маслом молокопродуктов производство настоящего масла могло составлять в прошлом году только 61 тыс. т, или на 40% меньше, чем заявлено Госстатом … А посчитал ли эксперт молочный жир, который высвободился при производстве больших объемов сырного продукта, который производился для экспорта? А были ли учтены лишние сливки при производстве свежих молокопродуктов? Принимался ли во внимание весь выпуск сухого обезжиренного молока и казеина? Очевидно, не все источники поступления масла были учтены …

Специалисты Инфагро при написании глобального ежегодного аналитического отчета “Рынок масла и спредов” также делали свои расчеты по объемам производства масла и оценивали долю фальсификата, не претендуя на абсолютную точность, но учитывая максимум факторов. Так вот, мы также несколько не согласны с официальной статистикой по производству сливочного масла в Украине. Но расхождение в данных возникает больше не из-за фальсификации, а из-за двойной отчетности молочных заводов: то есть, одно предприятие изготовило блочное масло и отчиталось об этом, другое предприятие купило это масло, осуществило фасовку и также отразило этот объем в статотчете. Допускаем, что из-за такой двойной отчетности реальное производство масла в прошлом году могло быть процентов на 15-17 меньше, чем информирует Госстат.

Фальсифицированного масла, выпускаемого реальными заводами (теми, которые отчитываются) предлагается на рынке 3-4 тыс. тонн в год. Это без учета объемов производства в никому неизвестных цехах (типа упомянутых в сюжете в пгт. Ожитянка).

По данным Инфагро в 2017 году в Украине было произведено 87 тыс. т сливочного масла, из них 30 тыс. т продано за границу, определенная часть закуплена для промпереработки, а собственное население приобрело в рознице около 40 тыс. т (подробная информация о рынке масла в отчете Инфагро «Рынок масла и спредов»).

Итак, фальсифицированное масло в Украине выпускается, но его доля в общем производстве сливочного масла вряд ли превышает 5%. В розничной торговле на внутреннем рынке фальсификат может достигать максимум 10%, но никак не половины, как было заявлено в сюжете.

Еще раз о вреде фейковых информации. К сожалению, сказанному по-телевизору многие украинские потребители верят, и если там сказали, что каждая вторая пачка произведенного в Украине масла – фальсификат, то покупатель теперь задумается, а стоит ли вообще покупать масло как таковое, потому что «вторая» пачка может попасться именно ему. Такие настроения явно вредят бизнесу добросовестных производителей масла, которых в Украине абсолютное большинство.

Если же у кого-то есть желание побороться с фальсификаторами, то нужно это делать грамотно, при этом громко заявлять их перечень поименно, а не рассказывать про масло с коровкой, или надписью «белорусское». И, конечно же, требовать от ответственных государственных структур принятия мер по устранению этих фальсификаторов с рынка.

Источник: infagro.com.ua

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью