19.06.2020
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 2690
Горизонты молочного экспорта: по щелчку не получится

По итогам прошлого года экспорт молочной продукции предприятий РФ вырос на 6,5% по сравнению с 2018 годом и составил $279 млн при плане $274 млн. В физическом эквиваленте поставки составили порядка 600 тыс. тонн. Основными потребителями российских молочных продуктов за пределами федерации, являются страны СНГ. Однако вскоре после открытия рынка КНР, стало понятно, что быстрым его освоение не будет. Плановые показатели на 2020 год по молочной категории составляют $333 млн, а к 2024 году Россия должна поставлять на внешние рынки товаров этой группы более чем на $800 млн. 

По данным ФГБУ “Агроэкспорт" на 14 июня, за четыре месяца с начала года отечественные предприятия экспортировали чуть более 71 тыс. тонн молочной продукции на сумму $111 млн.

При этом “Агроэкспорт" предполагает до 2024 года разработать 12 концепций продвижения для продукции ключевых отраслей АПК (масложировая, молочная, кондитерская, мясная и другие) на перспективные рынки. Концепция предполагает разработку оптимальной бизнес-модели проникновения на выбранный рынок, а также маркетинговую стратегию продвижения продукции. 

Уже разработанной концепции продвижения молочки в открытом доступе нет. однако, определенные детали были озвучены на онлайн-конференции 18 июня.

Очевидно, но факт

Сегодня уже всем понятно, что простого открытия рынка Китая, которое так воспевалось в конце 2018 года - недостаточно для выхода молочной продукции РФ на полки. Изначально право поставок получили лишь 10 компаний, в основном лидеров рынка, таких как “ЭкоНива", “Молвест", Комос Групп. В апреле 2019 года число компаний, получивших допуск, увеличилось до 33. Постепенно скорость аккредитованных предприятий снижалась - вслед за актуализацией вопроса - как вообще выйти на новый рынок, учитывая множество множество его особенностей и нестандартные потребительские предпочтения. Так началась разработка очередного проекта - Концепции развития экспорта.

Почему Китай?

Представители КПМГ в своем выступлении отметили, что сегодня рынок КНР очень активен и использует современные технологии - как нигде в мире, в Китае развиваются каналы электронной коммерции. При этом несмотря на большие производственные мощности, КНР серьезно зависит от импорта продовольствия.

По многим категориям, в том числе молочным, зависимость от импорта будет сохраняться.

Из-за пандемии количество путешествующих китайцев сократилось и увеличилось потребление продукции с высокой добавленной стоимостью внутри страны.

Основные драйверы роста потребления молочной продукции - города 2 и 3 уровня - региональные относительно небольшие населенные пункты. С точки зрения паттернов потребления, фиксируется сдвиг потребления с UHT-продукции на продукты с коротким сроком годности. Активно развивается потребление продукции, полезной для здоровья. Динамично развиваются сегменты йогуртов и сыров. 

“Потребители в КНР очень дотошны, обращают внимание на состав упаковки, на ее форму, яркость, следят за экологической составляющей бизнеса, который выпустил продукт", - отмечает Татьяна Селиванова, представитель КПМГ.

Изощренный китайский потребитель

В команде Ketchum рассказали о том, как продвигать отечественную продукцию в КНР. 

Китайские потребители позитивно воспринимают молочную продукцию российского производства. И конкурентные преимущества связаны в основном с местом происхождения товара.

“Потребляя молочную продукцию из России, ты становишься таким же крепким, сильным и здоровым, как и русские которые ее потребляют", - важно доносить это до китайского потребителя.

В связи с пандемией сегодня китайский потребитель особенное внимание уделяет происхождению товара. Это может быть выгодно российским поставщикам продовольствия.

Российская реальность

Из слайда выше видно, что в поставках зарабатывает китайская дистрибуция. Однако, как подчеркнул генеральный директор Союзмолоко Артем Белов, реальная картина позволяет ставить правильные цели.

Илья Строкин, директор Центра компетенций в АПК компании КПМГ на мероприятии “Агроэкспорта" заявил, что сегодня России предстоит решить задачи на внутреннем рынке чтобы быть успешной в перспективе. В ходе подготовки Концепции продвижения молочной продукции, участники убедились, что по щелчку зайти на рынок КНР не получится. 

“Поставки молочной продукции на экспорт российских предприятий будут иметь меньшую маржинальность в следующие 5-7 лет. При этом себестоимость производства молочной продукции сильно зависит от цены на молоко и мы все понимаем, что в РФ сегодня цена выше чем в Европе, Новой Зеландии и Беларуси", - заявил Илья Строкин.

Эксперт отметил, что у производителей молока есть определенный запас повышения эффективности. За счет улучшения технологий содержания скота, роста продуктивности, улучшения генетики, можно добиться лучших результатов.

“Потребление молока в РФ не растет, однако страна продолжает оставаться одной из немногих в мире, способных существенно нарастить производство. Мы прогнозируем, что в ближайшие 5-7 лет объемы товарного молока будут расти на 2-3% в год. Драйвером будет в том числе экспорт. При этом на рынок Китая мы можем выходить с низкими ценами на биржевые продукты и с более высокими высокомаржинальными категориями", - заявил Илья Строкин.

По мнению КПМГ, разработка каналов продаж, собственной дистрибуции в перспективе даст устойчивость молочных компаний РФ на китайском рынке.

“Пока нужно смотреть на внутренние проблемы - у нас еще недостаточно сушильных производств, недостаточно производство сыров для необходимых объемов сыворотки. Есть много домашней работы, которую нужно проделать. К тому же, нужно понимать, что все наши потенциальные конкуренты не зарабатывают на ингредиентах, они зарабатывают на высокомаржинальной продукции, которая требует продвижения", - заключил Илья Строкин.

Готовы ли вы экспортировать?

Узнай мнение экспертов

Артем Белов, генеральный директор “Союзмолоко"

Артем Белов, генеральный директор “Союзмолоко"

Роман Чекушов, глава Департамента информационной политики Минсельхоза РФ

Роман Чекушов, глава Департамента информационной политики Минсельхоза РФ

Дмитрий Краснов, руководитель ФГБУ “Агроэкспорт"

Дмитрий Краснов, руководитель ФГБУ “Агроэкспорт"

Читать другие комментарии на эту тему

19.10.2020

Куда пойдет молоко?

К 2022 году Россия может стать профицитной по уровню производства молока. The DairyNews поговорило с участниками и экспертами рынка о перспективах цен на сырье в отрасли и о том, куда может идти экспорт молочной продукции в случае перенасыщенности внутреннего рынка.
ДМС Восток, ООО
Адрес:  Удмуртская респ., Граховский район, с. Грахово, ул. 70 Лет Октября, д. 20А 
 
Агрико ПМ, ООО
Адрес:  Курганская обл., Катайский район, г. Катайск, ул. Советская, д. 35 офис 1 
 
Агросоюз-красное сельцо, ООО
Адрес:  Мордовия респ., Рузаевский район, пос. Совхоз Красное Сельцо, ул. Ленина, д. 3А 
 
Большеуринское, ЗАО
Адрес:  Красноярский кр., Канский район, с. Большая Уря, ул. 9-Я Пятилетка, д. 11