21.11.2019
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 2968
Год на маркировку. Как молочная отрасль отреагировала на постановление Правительства

Сейчас же есть четкое постановление, устанавливающее фактическую дату введения системы, а также дату, когда немаркированная продукция попадет под запрет. И это до окончания эксперимента по маркировке, который, напомним, продлится до марта. Что об этом думает отрасль? Читайте в обзоре The DairyNews.

Эксперимент

Эксперимент по маркировке готовой молочной продукции начался 15 июля 2019 года. Маркироваться начали отдельные виды молочной продукции, как-то молоко, сливки, кисломолочная продукция, сыры и пр. Оператором проведения маркировки выступает Центр развития перспективных технологий, работающий напрямую с тремя десятками компаний, которые вызвались опробовать систему маркировки «Честный знак» на себе. Продлиться эксперимент должен был до 28 февраля 2020 года, и за эти полгода система должна была доказать свою эффективность. Это время отводилось и отрасли для поиска оптимальных путей интеграции с системой.

Правительство не стало дожидаться окончания эксперимента. Отобрав у отрасли добрые четыре месяца работы, Кабмин посчитал нужным определить сроки запуска системы. Очевидно те тридцать компаний (их полный список до сих пор засекречен) умудрились углядеть целесообразность в маркировке.  И это при том, что один из флагманов переработки молока в России – Danone – в октябре отказалась от участия в эксперименте. Условием компании было не включение молочной продукции в очередное нововведение отрасли – систему «Меркурий». Однако с 1 ноября работа в ней стала обязательной - а интегрировать две системы в Danone не захотели.

Вот как Чарльз Капетти, глава Danone в России, объяснил позицию своей компании РБК:

«Если правительство приняло решение внедрить систему «Меркурий», мы с этим согласны и выполняем. Но мы считаем, что будет неправильно нагружать одну категорию двумя системами прослеживаемости».

На отказ от участия в эксперименте крупных переработчиков позже сослался «Союзмолоко», ставя под сомнение надежность результатов эксперимента:

«В эксперименте не участвуют крупнейшие российские предприятия, а список участников держится в строжайшем секрете от общественности. Надежность результатов такого эксперимента вызывает серьезные сомнения», - цитирует «Союзмолоко» портал Агроинвестор. 

Очевидно, что ситуация в отрасли напряженная. Более всего вопросов вызывает оправданность введения маркировки в один год с расширением системы ЭВС «Меркурий» на всю линейку молочных продуктов, состоявшееся 1 ноября. Как реально эти системы планируется проинтегрировать, неизвестно никому. 

Что думают эксперты

Как и ожидалось, большая часть экспертов отрасли отмечают абсолютную нецелесообразность введения системы маркировки. Многие объясняют это дороговизной инициативы для переработчиков. При этом многие подмечают, что сама идея имеет здравое зерно. Но исполнение, как это часто бывает, прихрамывает. И в нашем случае на обе ноги – «Меркурий» и «Честный знак».

По словам Олега Воронина, генерального директора ГМЗ Лискинский, у инициативы есть ряд положительных моментов – с точки зрения прослеживаемости продукции.

«С точки зрения прослеживаемости есть положительные моменты. Но зачем тогда нам "Меркурий"? Так как эта система потребует дополнительных затрат, это однозначно скажется в итоге на потребителе. Поэтому - большой логики в этой инициативе нет. Если бы не было "Меркурия" - да, польза могла быть. Думаю, должно быть что-то одно. А мы, еще не успев отработать первую систему ("Меркурий"), пытаемся сделать вторую, требующую серьезных инвестиций. Это все отразится на потребителе, и здесь скорее больше негативных моментов, чем позитивных», - рассказал Олег Воронин.

Схожего мнения придерживается и Сурен Обаян, генеральный директор ОАО «Молзавод Мясниковский»:

«Эта инициатива нецелесообразна. У нас уже есть одна система («Меркурий»), где мы на сегодняшний день работаем. Разумеется, с оговорками, с проблемами, но мы движемся в своём направлении. Практического и теоретической смысла во введении маркировки мы не видим. Более того, это существенно отразится на стоимости готовой молочной продукции. Механизм введения маркировки подразумевает капиталовложения и постоянные затраты, которые будут отражаться на себестоимости готовой продукции».

В отрасли также расхоже мнение, что есть куда более эффективные и менее затратные способы следить за безопасностью молочных продуктов. Своими мыслями по этому вопросу с корреспондентом TheDairyNews поделился Илья Рагозин, основатель группы компаний «Молоко Групп»:

«Почему никого не заботят более насущные вопросы – классификация продуктов питания, их безопасность, качество? Все внимание теперь отвлечено на вопросы маркировки и «Меркурия».  А между тем, качество продукции на полках можно обеспечить очень простыми способами. Нужно ввести специальный регламент, определяющий качество продукции, и как её классифицировать. Можно на базе РСХН создать орган, который будет контролировать качество продукции через тесты, выявлять состав продукта и принимать меры в отношение производителей», - предложил Илья Рагозин.

Николай Арыков, генеральный директор Саратовского молочного комбината, видит в маркировке опасность для малого бизнеса. По его словам, увидеть логику во введении маркировки можно только через совмещение с системой «Меркурий»:

«Эти эксперименты ни к чему хорошему не приведут. Если маркировка будет как-то совмещена с «Меркурием», есть хоть какая-то логика в этом мероприятии. Все остальные варианты – не более чем лоббирование коммерческих интересов различных структур. Никаким образом молочной отрасли маркировка не поможет. Более доступными или более качественными молочные продукты она точно не сделает. Все тяжелым грузом ляжет на себестоимость и однозначно убьет малый бизнес».

Алексей Мартыненко, генеральный директор ЗАО «Умалат», отметил, что маркировка подразумевает собой избыточный контроль для отрасли, который навредит как потребителям, так и производителям:

"Она ударит и по потребителям, и по производителям. В первую очередь она снизит конкурентоспособность российского производства. Также эта норма в перспективе потребует очень больших средств и усилий. Система маркировки ни что иное как избыточный контроль для отрасли, вошедшей в череду неэффективных инициатив нашего государства".

Тарас Кожанов, директор фермы "Лукоз Саба", отметил, что отрасли до сих пор не было предоставлено внятных аргументов того, что программа призвана действительно защитить рынок или улучшить молочную продукцию. Также фермер отметил, что реальных инструкций по работе в системе ГИС «Маркировка» еще нет. А между тем работать в ней предстоит уже с начала лета:

«Подписывать постановление до проведения всеобъемлющих тестов этой системы крайне рискованно. Я вижу в этом большие угрозы для всей молочной отрасли. Как частное предприятие, мы не видим каких-то внятных аргументов того, что программа призвана действительно защитить или улучшить рынок. При этом очевидно, что все затраты будут переложены на потребителя, и я не уверен, что он готов к этому. У меня эта концепция вызывает очень много вопросов.

Также Тарас Кожанов отметил, что оставшихся восьми месяцев не хватит для того, чтобы понять все нюансы работы в программе: "Для нас год - нормальный срок для разработки программного продукта. А судя по постановлению, у нас остается всего 8 месяцев, и я не понимаю, кто будет подрядчиком, с кем можно работать по введению, кто должен провести этот объём работы. И не понимаю, что по итогу это даст потребителю», - рассказал Тарас Кожанов.

Самый большой вопрос здесь вот в чем: какова целесообразность внедрения системы маркировки готовой молочной продукции буквально в одно время с «Меркурием»? Неужели одна система не может существовать без другой, и в сущности, если есть «Меркурий», зачем еще одна? Здесь смехотворными выглядят объяснения сторонников системы, что она выполняет иные функции – ведь маркировка даже не вторая по счету система прослеживаемости в пищевой промышленности, а четвертая - после ЕГАИС, документарной прослеживаемости от ФНС и Меркурия. Где-то дублирования точно не избежать.

Спешка, с которой правительство пытается продвинуть систему маркировки, поражает. И здесь неизвестно, то ли это стремление действительно оградить отрасль от фальсифицированной продукции, то ли звезды снова зажигают по чьей-нибудь нужде.
Нужна ли вашей компании маркировка продукции?

Узнай мнение экспертов

Владимир Дягилев, коммерческий директор Дмитровского молочного завода

Владимир Дягилев, коммерческий директор Дмитровского молочного завода

Реваз Юсупов, гендиректор ЦРПТ

Реваз Юсупов, гендиректор ЦРПТ

Пресс-служба "ЦРПТ"

Пресс-служба "ЦРПТ"

Читать другие комментарии на эту тему

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:

загрузка карты...
04.12.2019

Россельхознадзор отменил запрет на поставки молочного сырья из Беларуси

Россельхознадзор отменяет введенные ранее ограничения на поставки в Россию молочной продукции наливом с 32 белорусских предприятий 3 декабря 2019 г., передаёт The DairyNews.
Степь Х Молоко, ООО
Адрес:  Приморский кр., г. Владивосток, проспект Партизанский, д. 26 офис 206 
 
Московский областной козоводческий кооператив, СППСК
Адрес:  Московская обл., Сергиево-Посадский район, д. Взгляднево, д. 20 
 
Колхоз им. Кирова, СПК
Адрес:  Ставропольский кр., Советский район, с. Нины, ул. Кирова, д. 29 
 
Нерехтские сыры, ООО
Адрес:  Костромская обл., Нерехтский район, с. Спас, ул. Новая, д. 32