Философствования об упаковке, или философия упаковки (часть 1)

Источник: article.unipack.ru
Есть упаковки, созданные природой: апельсин в кожуре, птичье яйцо в скорлупе… Но все же большинство упаковок создано человеком. Примерно два миллиона лет человечество сопровождает искусственная тара.

Светлой памяти моего старшего товарища Виктора Михайловича Митина, много сделавшего для выпуска отечественного упаковочного оборудования и научившего меня понимать и любить эту технику, посвящаю.
Владимир Николаевич Ульянов
Первой такой тарой были корзины – их начали плести на территории современной Замбии во времена раннего палеолита. Даже одежда у человека появилась позднее – 10-15 тыс. лет назад. Вдумайтесь: человечество еще не додумалось шкуры нацепить, а упаковкой уже пользовалось!


Эволюция упаковок

Упаковки постоянно изменялись, иначе и быть не могло. Считая их объектами техники, коими по существу они и являются, надо отметить, что упаковки развивались по общим законам эволюции технических систем. Причем развитие упаковки происходит постоянно на протяжении всех упомянутых двух миллионов лет. Иногда происходили крупные изменения , как когда-то много веков назад: «чан – цилиндрическая бочка – параболическая бочка», или не столь значительная в мировом прогрессе, но произошедшая практически на наших глазах эволюция: «саше» – «дойпак» – «брикпауч».

В развитии любой техники и любых предметов, создаваемых с ее помощью, изредка, но почти обязательно, встречаются тупиковые решения и решения, от которых приходится отказываться, хотя бы на время. В авиастроении пример первого: строительство махолетов, второго – производство сверхзвуковых пассажирских лайнеров. В упаковывании тоже бывали не лучшие решения, которым не было суждено долгой жизни. Даже у передовых компаний. Например, «Ригелло» или «Тетра Кинг», некогда созданные в «Тетра Пак». Это, в общем-то, обычное для любой эволюции явление. Но разбираться в чем причины неудачности конкретных видов или типов упаковки, стоило бы, хотя бы для того, чтобы впредь сократить ошибки до минимума.

Эволюция упаковок обладает одной особенностью, которой может похвастаться не всякое развитие продукции, служащей человеку. Упаковка всегда функциональна. Да, сколько угодно есть упаковок, где присутствуют откровенные «навороты», начиная от сигнализирования непонятно о чем («коробка, которая чирикает или скребется, как мышь» и заканчивая излишней, условно говоря, «позолотой» на таре. Но любая, даже самая усиленно привлекающая внимание тара обязательно выполняет свою главную функцию – сохранение продукта, находящегося в ней.

Для сравнения, в своем прогрессе не менее важная, а скорее, даже более важная для человека вещь – одежда – свою главную функцию предохранения владельца от негативного воздействия природных условий порой либо не выполняет, либо выполняет плохо. От чего предохраняет галстук? И насколько удобны в практическом применении туфли на высоком каблуке?

Наука и упаковка

Конечно, в своем развитии упаковка не могла обойтись без науки. Разве могли бы появиться полимерные упаковки и тара, если бы не возникли химия полимеров и химический синтез?

В истории человечества можно наблюдать всего несколько случаев, когда проблемы упаковок потребовали научных изысканий, когда наука целенаправленно стремилась бы сделать что-то для упаковывания продукции. Бондарное производство и эксплуатация создаваемой им тары потребовали создать теорию расчета нагруженных сосудов. Гибель экспедиции Роберта Скота из-за разрушения швов жестяных банок заставила металлургов заняться изучением «оловянной чумы».

Больше ничего не припоминается. Даже «Бутылка Клейна» – это только математическое понятие, неориентированная поверхность, «пощупать» которую сложнее, нежели ленту Мебиуса, и к таре она имеет отношение разве что из-за названия.

Несмотря на то, что в мировую упаковочную отрасль всегда приходили новые технологии (а сейчас наиболее активно), она никогда не была особенно привлекательной для науки. Научные достижения ей чаще доставались «в остатке» или повторно от других областей деятельности человека.

Когда древнеримские «металлурги» научились покрывать оловом сталь, вряд ли они думали, что жесть, которую они собственно и создали, пойдет в XVI веке на изготовление кухонной утвари и табакерок, а позже консервных банок. А ведь именно консервирование продукции больше всего послужило всемирному распространению этого материала. И целлофан создавался для далеких от упаковывания целей, а полимеры совсем не для того, чтобы из них делать упаковочные пленки.

Но иногда упаковывание шло впереди науки. Упомянутое консервирование продуктов в банках началось более чем за тридцать лет до опытов Луи Пастера и других микробиологов.

Без сомнений, нанотехнологии, находящиеся на стыке самых перспективных наук и передовых технологий, не могут не привнести что-то новое и в область упаковывания, хотя, конечно, задумывались они для других нужд человечества Что и как они сделают для упаковок – покажет время.

Упаковка в окружении смежных технологий

Пока же о более простых и привычных технологиях. Характерно, что практически все упаковочные технологии при всем их разнообразии напрямую или косвенно связаны с другими производственными процессами. Производство большинства упаковочных средств и тары – это часть другого производства. Изготовление полимерной тары и пленок – лишь «кусочек» химической индустрии. Бумага для упаковывания производится на тех же предприятиях, что и бумага для других целей. Нанесение печати на материалы – часть полиграфии. А операции упаковывания, при всем их своеобразии и особенностях, являются частью технологических цепочек производства того, что в итоге помещается в тару. И если первые технологии достаточно хорошо существуют в среде других технологий отрасли, которая производит упаковочные средства, то «мирного существования» вторых не всегда удается добиться без труда.

Когда технологии упаковывания на предприятии находятся «в одной упряжке» с технологиями производства продукции, это замечательно. Но, к сожалению, такое встречается не везде. На предприятиях редко идут на то, чтобы изменить технологию производства своей продукции ради удобства применения упаковочной техники. В моей практике конструктора упаковочных машин был только один случай, когда потребители техники согласились изготавливать продукт не в виде порошка, а в гранулах ради возможности применения более надежного и точного дозатора.

На предприятиях, в частности, пищевых, редко идут навстречу упаковщикам, на мой взгляд, потому, что технологии производства продуктов питания в массе много старше упаковочных технологий. Отсюда вполне естественная «ретроградность» технологов по пищевым продуктам. Да и вообще, зачем нам подстраиваться под кого-то, «пусть лучше он прогнется под нас»?

И приходится упаковщикам либо (порой «наступая на горло собственной песне») прилаживаться под основное производство, либо… применять то, что наметилось как тенденция лет сорок назад, а сейчас становится все более распространенным явлением. Крупнейшим компаниям, изготавливающим или поставляющим технику для упаковывания, приходится, чаще совместно с предприятиями, предлагающими технологическое оборудование другого назначения, реже самостоятельно, создавать новые технологии, включающие как производство, так и упаковывание.

Получается, что современная упаковка все больше становится «локомотивом» прогресса в некоторых областях производства, а в пищевой индустрии точно.

Упаковка и техническое творчество

Если упаковыванию чаще доставалось от науки то, что создавалось ею для других целей, то упаковочные процессы никогда не оказывались на обочине изобретательской деятельности человека. Упаковки и упаковочные технологии – одна из самых насыщенных изобретательством областей деятельности человека. Для подтверждения этого достаточно заглянуть в официальный бюллетень патентного ведомства любой достаточно развитой в промышленном отношении страны. В частности, в тот раздел бюллетеня, который касается подкласса В65В Международной классификации изобретений, где собраны инновации по упаковыванию.

Понятно, что все из грандиозного количества изобретений, сделанных человечеством за 2 млн. лет существования искусственной тары, различны по своему уровню. Но были такие изобретения, которые действительно и создали новую тару, и значительно продвинули упаковочные технологии, в целом заметно облегчив жизнь человека.

Разве первая сплетенная древним пращуром корзина не была такой инновацией? Например, появление в 1821 г. технологии выдувания стеклянной бутылки целиком (до этого горлышко и корпус формовались отдельно) сделало ее доступной для самого бедного люда. Типичное изобретение «на применение», созданное в 1935 г. Вальтером Звойером (Zwoyer) послужило началом нового типа фасовочно-упаковочной техники, называемого сейчас VFFS-машинами. Машина для завертывания хлеба в бумагу, сконструированная Германом Хейссеном (Hayssen) в 1910 г., стала первой, где упаковочный материал и продут питания автоматически соединялись на одной единице техники (до этого тара готовилась отдельно). Кстати, приходилось видеть фотографии этой машины – она удивительно современно смотрится, невзирая на столетний возраст. То же самое, но для жидких продуктов, представил в своем изобретении Эрик Валленберг (Wallenberg) в 1944 г., придумав тару, называемую сейчас «Тетра Классик», и технологию ее получения.

Таких «краеугольных» упаковочных изобретений много. Даже в нашей стране, которая в данной области деятельности никогда не была «впереди планеты всей», есть поводы для гордости. В 1975 г. была выпущена машина для наполнения консервных банок рыбой. На технические решения, бывшие ее основой, получены патенты в десятке зарубежных стран, не самых отсталых как в техническом отношении, так и в рыбном хозяйстве. И до сих пор способ набивки рыбы в банку, использованный в той машине, остается основной для большинства единиц современной техники этого назначения.

Были и изобретения в других сферах деятельности человека, славно послужившие упаковкам и упаковыванию. Изобретение литографии в самом конце XVIII века – одно из них. Сравнительно дешевый способ печати позволил и украсить упаковку, и сделать ее информативней.

Упаковка и литература, искусство, культура и пр.

Упаковка – не только результат технического творчества, она имеет отношение к творчеству в самом широком понятии. Сколько художественного мастерства порой прикладывается к оформлению продукции в упаковках! Да и сами упаковки, бывает, служат основой художественных произведений и культурных ценностей другого рода.

На нашем портале и в таком популярном журнале, как «Наука и жизнь» (№ 1, 2013 г.), рассказывалось о скульптурах из пластиковых бутылок на пляже в Рио-де-Жанейро. Произведений искусства (в кавычках или без оных) из пустой тары создано сейчас множество. Но гораздо интереснее рассматривать те великие, бессмертные или хотя бы «долгоиграющие» творения человечества, основой которых послужила тара.



Одним из буквально «долгоиграющих» и «широкоиграющих» (по географии распространения) музыкальных инструментов является волынка. А чем она первоначально была? Мешком из шкуры, бурдюком. По одной из версий хоккей с шайбой начинался с того, что стали гонять по льду консервную банку. А вот без вариантов: американский учитель физкультуры подвесил корзину повыше и предложил школярам попадать в нее мячом – получился баскетбол.

А сколько литературных произведений, сюжет которых начинает закручиваться с упоминания тары? В диапазоне от народного («полным полна коробушка») или полународного («славный корабль – омулевая бочка») творчества до романов, например, которым мы зачитывались в детстве (Ж. Верн «Дети капитана Гранта»). В перенесенной в советскую действительность арабской сказке о заключении без суда и следствия в кувшин джинна, которая стала повестью (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»), сюжет несколько раз возвращается к «таре заточения». Логический парадокс, описанный Р. Стивенсоном в сказке «Сатанинская бутылка», собственно, и есть суть произведения. Только найдя древнюю марсианскую тару, ты поймешь, зачем искал ее – сюжет рассказа Р. Бредбери «Синяя бутылка». Есть и произведения, где тара присутствует в названии, хотя собственно сюжет ее практически не касается (А. Чехов «Человек в футляре», «Приключения желтого чемоданчика» – повесть С. Прокофьевой и одноименный фильм режиссера И. Фрэза).

Тара в произведениях живописи – обычная вещь, особенно в натюрмортах. Но встречается она и на картинах других жанров. В «Любительнице абсента» П. Пикассо сифон играет пусть и не главную, но очень важную роль, подчеркивая одиночество молодой алкоголички, да еще и с пристрастием к галлюциногенам.

И множество примеров «наоборот». Когда великие или, по крайней мере, известные произведения литературы и искусства послужили основой оформления упаковок. Начиная от бесконечно любимых многими поколениями сладкоежек конфет «Мишка косолапый», и заканчивая автопортретом Ван Гога на молочном пакете. Название марки молочных продуктов «Простоквашино» заимствовано из произведений Э. Успенского. А на фантике популярных советских конфет «Мелодия» была изображена нотная запись «Подмосковных вечеров» В. Соловьева-Седого.


Но и несуразностей в «привлечении к оформлению» великих художников достаточно. Например, репродукция картины И. Шишкина «Рожь» на этикетке «Пшеничной» водки. Но встречал и «Пшеничную» «с намеком», на бутылке представлена «Владимирка» И. Левитана. Так сказать, будешь злоупотреблять – пойдешь в места не столь отдаленные.

Автор: Владимир Николаевич Ульянов
05.03.2021
В связи с наступлением весны и приближающимся солнечным праздником не хотелось бы омрачать и без того тревожную Горячую тему традиционными проблемами. Поэтому в этот раз мы решили узнать о том, как: «Как оставаться женщиной и при этом быть профессионалом?» или «С чем в молочной отрасли может справиться только женщина?» Подробности читайте в нашем материале.
Читать полностью
  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
24
Ср
Календарь