Фермеры Ленобласти сольют молоко через интернет

Источник: 47news.ru
Ленинградская область быстро подхватила столичный тренд и обзавелась своим интернет-рынком фермерской продукции. Буквально за один год число виртуальных магазинов, предлагающих экологически чистые продукты, в ЛО вырос в пять раз.
С одной стороны, интернет-продажи — это реальный способ выйти небольшим фермерам на петербургский рынок, с другой — удовлетворение требований взыскательных клиентов, которым нужно, чтобы и натуральное, и прямо к столу. В плюсах и минусах таких торговых площадок, а также в перспективах фермерских интернет-магазинов разбирался 47News.
 
Без ответственности
 
В крупных торговых сетях продукцию истинных фермеров найти непросто. Бытует мнение, что ритейлеры объявили бойкот крестьянам и не пускают на свои прилавки молоко и мясо с их хозяйств. По словам руководителя Агентства сельскохозяйственного консультирования Ленинградской области Евгения Долматова, торговые сети как раз-таки готовы продавать натуральную продукцию фермеров, однако далеко на каждый предприниматель способен выдержать условия ритейлеров.
 
"Торговые сети заключают с поставщиками достаточно жесткие договоры, в которых прописаны объемы и время поставки. А если товара нет, пускай даже одной утки, поставщик может получить штраф, - говорит Долматов. - Фермеры сами не идут в торговые сети. Да, у них будет сбыт продукции, но будут также колоссальное количество условий и ответственность, к которой наши фермеры еще не привыкли".
 
Интернет-магазин тем и хорош, что крестьяне чувствуют себя на этой площадке свободнее и не особо переживают за регулярность поставок своей продукции. Руководители виртуальных площадок даже заранее предупреждают своих клиентов, что работать приходится с людьми и животными, и нет ничего постоянного, некоторые даже подходят к этому весьма творчески: "Курицы не несутся, пока линяют, козы иногда брыкаются и не дают себя доить, овцы могут сбежать, а бывает и так, что в последний момент перед забоем свиньи хозяин заплачет, поцелует борова в пятак и скажет: "Ну не могу я тебя забить! Я ж тебя поросенком сам молоком из соски поил!", - призывают к пониманию организаторы интернет-магазина "Зеленый хутор".
 
"Хороших фермеров мало"
 
Активно развиваться интернет-магазины с фермерской продукцией стали совсем недавно, и, по всей видимости, пик роста этого рынка еще впереди. Сейчас официально в Ленинградской области числятся 15 таких площадок, 13 из которых активно работают, а две — на стадии создания. Причем еще год назад было только три фермерских сайта. "Открытие такого магазина было, скорее, личной потребностью. Есть свои семьи, дети, и хочется, чтобы они ели только натуральное. На рынках покупали продукты, но понимали, что они отличаются и по качеству, и по вкусу. Потом оказалось, что такая потребность есть не только у нас. В целом в мегаполисах сейчас такой тренд", - рассказал 47News руководитель сайта "Бабушка" Павел Галицикий. 
 
"Бизнес этот не то, чтобы очень прибыльный", - говорит Дмитрий Кокаев, исполнительный директор ООО "Эггплант Рус", открывшего сайт "Баклажан". По его словам, в этом деле очень много издержек, потому что нормальный предприниматель, прежде чем предлагать на своем сайте продукцию, должен не только найти хорошего и надежного фермера, но и сам проверить товар, документы и сертификаты, а также периодически проводить недешевые лабораторные исследования. 
 
Одни магазины отбирают фермеров, которые уже имеют на руках все необходимые документы качества, другим приходится вместе с поставщиками решать бумажные вопросы и разбираться в юридических тонкостях. И все-таки и те, и другие уверяют, что нормальных, ответственных фермеров в Ленинградской области днем с огнем не сыщешь. "В основном, у них очень низкая культура производства, они не обеспечивают нормальное качество. Большие же производства не могут дать ту самую экологически чистую продукцию, на которую мы ориентируемся", - сетует Дмитрий Кокаев.
 
"Марьванны не существует"
 
Вопрос качества в деле фермерских продуктов стоит особенно остро. Далеко не каждый рискнет купить скоропортящуюся еду через сайт, не видя тот же кусок говядины или не оценив зернистость творога. Причем дело здесь не только в привлекательности продукции, но и в ее безопасности. 
 
Однозначно проверить качество продукции в том или ином магазине можно только на личном опыте, отмечают эксперты. "На сайте написать можно все, что угодно. Будет сказано, что сметану поставляет какая-нибудь "Марьванна", а этой "Марьванны" может и не существует. Так что нужно покупать  в проверенных интернет-магазинах и смотреть на отзывы клиентов", - пояснил Галицикий.
 
Есть еще опасность наткнуться на подмену, когда под видом домашнего творога вам продадут продукт, закупленный по невысокой цене у какого-нибудь крупного совхоза. Проще говоря, то, что вы можете купить на обычном рынке. И при таком обмане клиентов единственное, чем могут поплатиться интернет-магазины, это их репутация, которая, на данный момент, является одним из важнейших аргументов в нарастающей конкуренции.
 
Вкусно, но дорого
 
Все опрошенные представители ленинградских виртуальных магазинов в унисон уверяют, что фермерская продукция не может быть дешевой. Эта, наверное, основная причина того, что магазины с "натуральным из деревни" еще не появились на каждом шагу. Литр молока от производителя можно купить за 90-100 рублей, десяток яиц обойдется в 60-70 рублей, за килограмм говядины придется отдать 700 рублей, а килограмм свеклы обойдется в 70 рублей. По оценкам экспертов, среднестатистический клиент фермерских онлайн-магазинов — это семьи, где доход на одного человека превышает 50 тысяч рублей в месяц. Поэтому не удивительно, что пока популярность таких ресурсов не зашкаливает. По словам представителя сайта "Бабушка", в день может от 15 до 50 прямых продаж, ближе к праздникам эта цифра достигает до 70-100 клиентов.
 
К недостаткам покупки по интернету можно отнести также ожидание заказа (чаще всего, придумывать свое меню нужно за несколько дней вперед), и в большинстве случае платную доставку. Все это, как считает управляющий проектом "Лавка Лавка" в Питере Василий Конашенок, будет сдерживающим фактором для выхода этого направления на массового потребителя. "Покупка в интернете 
— это отдельная история. Не каждый будет ждать, когда придет заказ. Поэтому, я думаю, что в скором времени должны будут появиться оффлайновые магазины такого формата. В будущем эта инициатива интернет-продаж должна будет перерасти в крупный логичестический центр, который будет собирать продукцию у фермеров, как-то ее перерабатывать, заниматься упаковкой, маркировкой и продажей", - предполагает он.
 
Логистические центры есть уже в планах правительства Ленобласти: вице-губернатор Ленинградской области Сергей Яхнюк в ноябре рассказал, что существует идея создания оптово-логистического распределительного центра, который мог бы решить проблемы крупных и малых предприятий. Но когда фермеры получат такой доступ к рынку, в правительстве сказать не могут: пока не определено ни место размещения комплекса, ни время его открытия. К тому же, не факт, что каждый крестьянин сможет возить туда по 5 килограммов картошки и три литра кефира. В этом случае фермерам лучше бы создавать кооперативы, отмечают в областной администрации. Вместе и с торговыми сетями сотрудничать куда легче, чем поодиночке. Сейчас же, по примерным оценкам, в регионе реально работают 700-800 фермерских хозяйств, при этом только треть из них состоит в Союзе фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
 
Доверяй, но проверяй
 
Из всего озвученного понятно, что фермерский интернет-рынок Ленинградской области хоть и вступил в стадию активного развития, но еще живет по своим малопонятным законам. Сумятицу вносит еще и несовершенство федерального законодательства, которым до сих пор не определено, что же такое "экологически чистый продукт". Пока этикетки с такими словами может вешать себе любой желающий, даже если в итоге в продукте нет ничего, кроме консервантов и усилителей вкуса. 
 
Сейчас Госдума готовит законопроект, который, наконец-то, установит правила маркировки действительно "чистых" продуктов. Фермеры с нетерпением ждут этого документа, а организаторы онлайн-магазинов хотят ввести и дополнительную сертификацию. В настоящее время отношения фермер-продавец-покупатель строятся в большей степени на доверии и честном слове. И вычислить паршивую овцу в стаде можно только методом проб и ошибок. Главное, чтобы чья-нибудь ошибка не привела потом на больничную койку.

12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь