15.03.2019
Источник: www.kommersant.ru
Регион: Нижегородская обл.

В Нижегородском УФАС продолжилось рассмотрение антимонопольного дела о картельном сговоре МП ЕЦМЗ с семью коммерческими фирмами, возбужденного по ч. 4 ст. 11 закона о защите конкуренции. Разбирательство касается поставок с 2015 года продуктов питания в школы и детские сады Нижнего Новгорода: в общей сложности было заключено контрактов на 8 млрд руб. по закупкам у единственного поставщика. Как сообщила председатель комиссии УФАС Наталья Патокина, прежнее руководство ЕЦМЗ выбирало поставщиков и ежегодно продлевало договоры о поставке продуктов питания, подписывая дополнительные соглашения. В ряде случаев большая закупка дробилась на десятки более мелких с ценой до 100 тыс. руб., что также позволяло обходить требование проведения торгов, рассказала госпожа Патокина.

По словам представителей ЕЦМЗ, решение о закупках для социальных и образовательных учреждений по уставу муниципального предприятия принимал лично его директор. При этом в уставе МП нет четкого понятия о способе закупки, а контракты подписываются исходя из потребности в тех или иных товарах. Критерии потребности по контрактам прошлых лет выяснить не удалось: прежний руководитель ЕЦМЗ Михаил Якимчев уволился в 2016 году. «Объяснить, почему он единолично принимал решения о закупках, не представляется возможным», — сообщил на заседании представитель муниципального предприятия.

При этом в ЕЦМЗ, по его словам, не располагают какой-либо информацией о срочности контрактов, а контрагенты говорят, что продукция шла на склады ЕЦМЗ.

Например, представитель ЗАО «Молоко», с которым ЕЦМЗ в один день заключил 44 контракта на поставку разной молочной продукции, сообщил, что с таким предложением к нему вышел сам заказчик. «Законом не запрещено подписывать 44 договора стоимостью до 100 тыс. руб. в один день», — считают в ЗАО «Молоко». В ЕЦМЗ указывают, что по закону при таких закупках они не обязаны обосновывать выбор поставщика и в данном случае никаких нарушений нет.

Напомним, антимонопольное разбирательство в отношении ЕЦМЗ, много лет монопольно кормящего школы и детсады Нижнего Новгорода, после того, как администрация города в прошлом году определила по конкурсу организатора питания. Победителем этого конкурса оказался все тот же ЕЦМЗ. Антимонопольщики предписали отменить итоги торгов, посчитав, что условия отбора были заточены под муниципальное предприятие и необходимо провести новый конкурс. Пока это решение городская администрация оспаривает в суде, ЕЦМЗ продолжает закупать продукты у единственных поставщиков, заключая с ними контракты на сотни миллионов рублей. Противостояние регулятора и мэрии вылилось в жалобы прокурору, публичные упреки в срыве поставок школьного питания и практически открытое противодействие двух органов власти друг другу. При проверке ФАС сотрудники ЕЦМЗ, по словам антимонопольщиков, обесточивали сервер с данными о закупках, сотрудники центра, в свою очередь, заявляли, что сервер им испортили проверяющие.

Отметим, что параллельно в УФАС рассматривают еще одно антимонопольное дело в отношении ЕЦМЗ об ограничении конкуренции. Речь идет о многомиллионных закупках в 2018 году у единственных поставщиков. Проверяются контракты на поставки колбасы и рыбы с ООО «Лунское море» и ООО «Жупиков», которых ранее подозревали в картельном сговоре, но затем решили переквалифицировать на более мягкую статью. Руководитель УФАС Михаил Теодорович, впрочем, не исключает, что при наличии достаточных доказательств их могут снова заподозрить в картеле. Пока всю истребованную документацию по этим делам ЕЦМЗ предоставить не смог, сославшись на увольнение в январе сотрудников, занимавшихся этими закупками. Если документы не предоставят в течение недели, муниципальное предприятие могут оштрафовать. Часть материалов о закупках ЕЦМЗ антимонопольная служба получила от областного управления Следственного комитета, возбудившего уголовное дело о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ).

Пока регулятор и следователи разбираются в закупках, муниципальное предприятие продолжает покупать продукты питания без торгов, публично объясняя это более короткими сроками поставок для бесперебойного снабжения школ. Рассмотрение антимонопольных дел в отношении ЕЦМЗ продолжится 19 марта.

22.03.2019

Идентифицировать все!

В России до 2021 года должна быть внедрена национальная система идентификации животных. Несмотря на то, что работу над соответствующим проектом ведут уже больше 10 лет, необходимая АПК система “подвисла" на стадии согласования в Минэкономразвития. С тех пор работа топчется на месте. Мы поговорили с участниками рынка, чтобы узнать, как они относятся к ситуации.
Токаревское, ООО
Адрес:  Тамбовская обл., Токаревский район, рабочий пос. Токаревка, ул. Свободы, д. 31 
 
Рассказовское молоко, СППСК
Адрес:  Тамбовская обл, Рассказовский район, пос. Маяк, ул. Центральная, д. 40 
 
Жупиков, ООО АФ (агрофирма)
Адрес:  Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Бастионная, д. 25 
 
Молочный ресурс, ООО
Адрес:  Псковская обл, г. Великие Луки, ул. Новосокольническая, д. 32