Эстонцы торгуют петербургским мороженным

Источник: regnum.ru
У господствующих в Петербурге торговых сетей и их поставщиков начался период перезаключения договоров о поставках на 2009 год. Городские медиа ожидают, что переговоры будут жесткими, и уже назвали их войной нервов.

Еда под вопросом

У господствующих в Петербурге торговых сетей и их поставщиков начался период перезаключения договоров о поставках на 2009 год. Городские медиа ожидают, что переговоры будут жесткими, и уже назвали их войной нервов.

"Деловой Петербург" сообщил, что "в этом году в условиях проблем с ликвидностью переговоры обещают быть особенно жесткими. Основной предмет спора - время отсрочки платежа за товар. Сети, имеющие высокую долговую нагрузку, не могут получить кредиты на приемлемых условиях в банках, поэтому деньги поставщиков являются для них своего рода кредитом, причем бесплатным. Аналитики отмечают, что сети будут наиболее сговорчивы с компаниями, поставляющими продукты "базовой корзины" (хлеб, молоко и др.). По мнению аналитика банка "КИТ Финанс" Натальи Колупаевой, с производителями товаров премиального сегмента и товаров с длительной оборачиваемостью (алкоголь, конфеты) сети церемониться не будут, тем более что по этим товарам ожидается падение спроса.

Президент ХК "Невские сыры" Альберт Суфияров сообщил, что он еще не заключил договор на 2009 год, но уже сейчас пытается сократить время отсрочки платежа с трех недель до одной.

"И до кризиса сети допускали просрочки, но теперь они чрезмерно затягивают с оплатой", - говорит руководитель ЗАО "Русская рыбная компания СПб" Марина Мигулина. Генеральный директор ХК "Петрохлеб" Валентин Иванов отмечает, что в этом году отсрочка по хлебу составляет 30 дней, на хлебобулочные изделия - 45-60 дней и сократить ее не удается.

Поставщики не готовы поставлять продукцию с еще большей отсрочкой. Им тоже нужны деньги для развития. По словам поставщиков, среди food-ретейлеров в Петербурге наиболее дисциплинированными по оплате товара называют "О'Кей", "Дикси" и "Полушку", все остальные задерживают оплату товара в среднем на 20 дней. Так, уже более 10 компаний подали иски на "Ленту" из-за нарушения графика оплаты" (07.11).

Суть претензий конкретизировали "Ведомости". "Поставщики направили в адрес сети гипермаркетов "Лента" 11 исков за два месяца, сообщили в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти. Основная причина обращения в суд - задержка оплаты товара. "Лента" без предупреждения задерживала платежи до 90 дней, хотя обычные отсрочки платежей в сетях - 45-60 дней, говорит президент ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко. Сумма претензий ТПГ - около 7 млн руб., добавляет он.

"Игристые вина" требуют от "Ленты" примерно 6 млн. руб., рассказал руководитель юридической службы этой компании Алексей Нагорнов. По его словам, договор с "Лентой" был расторгнут по двум позициям еще в прошлом году. Из-за остановок поставок "Лента" направила в адрес "Игристых вин" встречный иск примерно на 6 млн. руб.

Гендиректор ТД "Вологодские продукты" Юрий Вахрамеев рассказал, что подал иск к "Ленте" примерно на 1 млн. руб. Сеть задержала платеж на два месяца сверх обычных сроков, объясняет он. "Севзапрегионсоль" требует у "Ленты" выплатить около 500 000 руб., рассказал гендиректор компании Владимир Левин. Срок неуплаты превысил оговоренную отсрочку на два месяца, возмущается он. Задолженность перед "Графт трейдинг" - около 300 000 руб., а просрочка - 281 день, сообщил Петр Хлебников, руководитель юридической службы компании. Все эти компании прекратили отношения с "Лентой". Аналогичных претензий к другим сетям у них нет".

ДОСЬЕ ИА REGNUM

Сеть гипермаркетов "Лента" Основана в 1993 г. Более 30 магазинов, из них 14 - в Петербурге. Основные бенефициары - Олег Жеребцов (около 35%) и Август Мейер (около 36%), около 11% принадлежит ЕБРР. Выручка в 2007 году - $1,56 млрд (по данным компании).

"Найти виноватого в таких спорах достаточно легко, в договорах четко прописываются длительность отсрочки и условия прекращения поставок, говорит партнер юрфирмы "Дювернуа лигал" Дмитрий Иванов. "Иногда поставщики сознательно идут на нарушение, чтобы насолить сети, которая задерживает оплату. Сети, в свою очередь, нередко нарушают условия договоров с поставщиками, потому что, как крупный закупщик, могут восполнить товарный запас у другой компании", - отмечает юрист. Гендиректор консалтинговой компании "Торговые решения" Алексей Крамарев говорит, что отношение сетей к поставщикам часто меняется в зависимости от размера последних: "Очень крупным клиентам сети предпочитают платить вовремя, а совсем небольших производителей и оптовиков всегда готовы поменять".

С наступлением финансового кризиса спорных ситуаций становится больше, говорит топ-менеджер одного из ритейлеров. Сети гасят долги банкам из оборотных средств, которые раньше шли на выплаты поставщикам, объясняет он. Конфликтные ситуации между ритейлерами и поставщиками скоро станут массовыми, согласен Крамарев. Многие сети формировали товарный запас еще до кризиса в расчете на рост потребления. Если произойдет спад, у сетей будет недостаточно средств, чтобы расплатиться с поставщиками, говорит эксперт" (05.11).

Молоко с отсрочкой "Юнимилк" обратился к производителям молока Петербурга и Ленобласти с предложением увеличить срок оплаты за поставку продукции практически в два раза. В компании увеличение рассрочки считают вынужденной мерой, связанной с возросшей стоимостью использования финансовых инструментов. Следом за поставщиками, "Юнимилк" намерен пересмотреть условия работы и с торговыми сетями, потребовав от них сокращения срока расплаты за поставленную продукцию.

По словам главы Ассоциации производителей молока Санкт-Петербурга и Ленинградской области Бориса Речкина, основное нарекание представителей сообщества вызвало то, что решение было принято в одностороннем порядке: "Пока ситуация не критична, но беспокоит то, что уже стало общим местом принимать дополнительные соглашения, регламентирующие условия работы, в одностороннем порядке, просто уведомляя поставщиков". По его словам, раньше рассрочка составляла 5-10 дней, а теперь речь идет о 15 сутках. По прогнозам господина Речкина, в связи с ужесточением условий работы с переработчиками, производители молока могут уже в следующем году повысить цены с 12-13 рублей до 15-17 рублей за литр. "Но мы понимаем, что повышать цены до бесконечности нельзя, государству необходимо предпринимать какие-то меры, поскольку кредиты по программе 'Развитие АПК' сейчас стали для многих предприятий неподъемными и отрасль ждет кризис", - заявил господин Речкин" ("Коммерсант", 07.11).

"Эксперты считают, что корректировка условий работы не влечет за собой серьезного риска потерять поставщиков. "Судя по тому, что осенний сезон был ознаменован высоким ростом цен на молоко в рознице - порядка 20-30%, а закупочные цены на молоко не увеличились, значит, конкуренция среди поставщиков высока и они будут вынуждены пойти на некоторые уступки", - считает аналитик УК "Финам менеджмент" Максим Клягин. Кроме того, по мнению аналитика, у "Юнимилк" есть хорошие шансы провести переговоры об уменьшении срока рассрочки с торговыми сетями на взаимовыгодных условиях. "В конце прошлого года Х5 Retail Group подписала большой пакетный договор, регламентирующий общие условия сотрудничества по всем регионам, хотя ранее у Х5 были претензии, грозящие "Юнимилку" последствиями вплоть для исключения из матрицы в некоторых регионах" ("РБК daily", 07.11).

Эстонцы развивают торговлю петербургским мороженным

На обще-пессимистическом кризисном фоне неожиданной стала новость о развитии инвестиционной программы одного из петербургских молокопроизводителей: "Хладокомбинат №1 раскрыл подробности инвестпрограммы, реализуемой с момента его приобретения эстонским холдингом Premia Tallinna Kulmhoone. Компания начала развитие собственной розницы и закупила новое оборудование. Однако участники рынка считают, что только этих мер недостаточно".

ДОСЬЕ ИА REGNUM

Хладокомбинат №1 - старейший в России производитель мороженого. Принадлежит эстонскому производителю мороженого и замороженных продуктов Premia Tallinna Kulmhoone, владелец которого - американский фонд Amber Trust II S.C.A. Годовая мощность Хладокомбината №1 составляет около 7 тыс. т мороженого, кроме того, в активах компании распределительные холодильники, рассчитанные на единовременное хранение 25 тыс. т. Объем продаж в 2007 году составил 284 млн. руб. Наиболее известные торговые марки: "Сахарная трубочка", "Балтийское" и пр.

"Весной этого года, когда Premia Tallinna Kulmhoone завершил сделку по приобретению Хладокомбината №1, сообщалось, что предприятие убыточно и его доля на рынке падает. В настоящее время сокращение доли продолжается, но его темпы существенно замедлились. По данным "Бизнес Аналитики", по итогам восьми месяцев 2008 года доля Хладокомбината №1 на рынке Петербурга составила 15%, что на 1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Производитель является третьим игроком на рынке мороженого Петербурга, лидером остается "Петрохолод" (27%), на втором месте - "Талосто" (18%).

Как рассказали в Хладокомбинате №1, компания приобрела тысячу морозильных прилавков, объем инвестиций в которые, по экспертным оценкам, составляет 1-2 млн евро. В настоящее время производитель уже довел число собственных уличных розничных точек компании до 350, а оптовые продажи и работа с сетями были выделены в отдельные структурные подразделения. При этом в компании подчеркнули, что основным каналом сбыта остаются сети.

По мнению участников рынка, создание собственной розничной сети не всегда позитивно отражается на развитии компании. "У нас тоже была собственная розничная сеть на 150 точек, но мы ее продали, - рассказывает глава "Петрохолода" Бадри Какабадзе. - Открытие одного ларька по продаже мороженого требует такого же количества согласований, как и строительство гипермаркета, а также требует массу других ресурсов". Тем не менее аналитики отмечают, что большинство крупных игроков все же предпочитают развивать свою розничную сеть, так как, несмотря на рост затрат, этот подход позволяет в перспективе не только увеличить объем реализации, но и за счет сокращения посреднической цепочки в лице сторонних дистрибьюторов улучшить показатели рентабельности" ("РБК daily", 06.11).

Не было бы счастья, да кризис помог

Смольный определился с планами выкупа "первичной" недвижимости у застройщиков, которые испытывают сейчас проблемы с наличными деньгами. Бюджет города на паях с федерацией выделит в 2009 году около 12 миллиардов рублей на приобретение квартир для ветеранов и жителей аварийного фонда. Риэлтеры полагают, что такие же антикризисные меры впору вводить для программы расселения коммуналок - она на грани срыва.

"Ведомости" информируют: "На покупку жилья для ветеранов городская администрация планирует потратить 9 млрд руб., еще около 3,1 млрд руб. городской бюджет пополам с федеральным вложит в приобретение квартир для расселения аварийного и ветхого фонда, сообщил вчера председатель КУГИ Игорь Метельский. Покупать квартиры город будет через Фонд имущества по конкурсу. По словам Метельского, ветеранам нужны однокомнатные квартиры небольшой площади, которые пользуются повышенным спросом на рынке, а для расселения понадобятся двух- и трехкомнатные" (06.11).

ДОСЬЕ ИА REGNUM

Власти Петербурга объявили о том, что по приемлемым ценам выкупят квартиры у застройщиков, дабы помочь тем из них, кто попал в "финансовую яму", в октябре. Квартиры на первичном рынке приобретаются за казенный счет, для реализации бюджетных программ содействия улучшению жилищных условий различным очередникам и льготникам.

Прежде Петербург также покупал квартиры в социальных целях, но изредка и в гораздо меньших масштабах. Так, с декабря 2005-го по июнь 2006 года Фонд имущества приобрел 822 квартиры для расселения домов, попадающих в санитарно-защитную зону КАД, в федеральном бюджете на эти цели было заложено 1,75 млрд рублей. В 2007 году за городской счет (880 млн. рублей) были куплены 230 квартир, в 2008-м - еще 69 квартир.

На данном этапе строителям предложено подготовить список из 4000 готовых и строящихся однокомнатных квартир общей площадью до 40 кв. м и сроком сдачи до декабря 2009 года. Конкурс должен состояться до конца 2008-го или в начале следующего года. В зависимости от состояния рынка - в случае, если он будет "падать", Смольный заинтересован оттянуть тендер и купить квартиры по более низкой цене.

Вопрос со стоимостью обсуждается отдельно. По расчетам чиновников, она должна составлять 45-55 тысяч за квадратный метр, что, по официальной версии, близко к себестоимости бюджетного жилья. Сумма выглядит не великой на фоне рыночных цифр. "Ведомости" подсчитывают: "По данным "Петербургской недвижимости", 1 кв. м типового жилья в новостройках в сентябре стоил 83 600 руб. По данным АРИН, стоимость 1 кв. м в доме экономкласса в конце сентября была 73 758 руб., рост за первые две недели октября составил 6%" (06.11).

По версии еженедельника "Недвижимость и строительство Петербурга" такая цена, действительно, выглядит маловероятной. Не все строители согласятся на такое условие. Хотя находятся и такие: "Цена, сформированная как себестоимость плюс 5-10%, - вполне приемлемое предложение, на начальных этапах строительства практически все так и продают, - утверждает и.о. начальника рекламного отдела компании "Приморский маяк" Андрей Корнеев. - У нас есть квартиры, отвечающие требованиям города, например, в комплексе "Ленинградская симфония" часть жилья еще не выставлялась на продажу" (10.11).

Другое мнение: "Существенный вопрос - схема финансирования, - говорит заместитель генерального директора и руководитель отдела продаж компании "ЛенРусСтрой" Максим Жабин... Если эти объекты будут финансироваться на условиях 80% при заключении контракта и 20% по факту сдачи, то такие проекты вполне реальны" ("Недвижимость и строительство Петербурга", 10.11).

Надежды ветеранов и очередников могут натолкнуться и на другое препятствие. "Далеко не факт, что у городских застройщиков найдется столько квартир", - констатирует еженедельник (10.11). "В первую очередь, город будет приобретать квартиры, оформленные застройщиками в собственность. Во вторую - по договорам долевого участия, - полагает генеральный директор ЗАО "Ленстрой-трест" Александр Лелин. - По нашим данным, таких квартир не очень много" (10.11).

Тем не менее, "Недвижимость и строительство Петербурга" приходит к оптимистическому выводу - тендер "выгоден обеим сторонам: чиновники получают квартиры по выгодным ценам, застройщики - крупный заказ и дефицитную сегодня наличность" (10.11).

Риэлтеры полагают, что к реализации других бюджетных программ с инвестиционным участием городу тоже пора подключаться - по схожей схеме. Так, вице-президент Ассоциации риэлтеров Петербурга и Ленинградской области Павел Созинов говорит по поводу программы расселения коммуналок: "На мой взгляд, с учетом изменившейся ситуации на рынке строящейся недвижимости самое время выйти к строителям с предложениями о совместной реализации программы" ("Коммерсант", 05.11).

Дело в том, что "из заявленных жилищным комитетом 2 215 коммуналок, подлежащих расселению, в 2008 году нашли своего покупателя только 1 000 квартир. По мнению риэлтеров, за оставшееся время намеченный городом план будет выполнен в лучшем случае на 60-70%... Две основные проблемы, тормозящие реализацию расселения коммуналок, связаны, во-первых, с отсутствием спроса на крупногабаритные квартиры, а во-вторых - с дефицитом на рынке малогабаритных квартир, пригодных под расселение. По словам риэлтеров, не более 5 тыс. покупателей в год готовы приобретать квартиры с количеством комнат более пяти, причем речь идет как о новом строящемся жилье, так и о вторичном рынке. Программа же предлагает расселять по 5-7 тыс. коммунальных квартир ежегодно. Для этого в течение вышеуказанного периода должно вводиться 20-25 тыс. малогабаритных квартир. По данным Ассоциации риэлтеров Санкт-Петербурга и Ленобласти, на сегодняшний день годовой рынок квартир составляет 90 тыс. Из них около трети - это первичный рынок, который государство разрешает использовать под эту программу, но при этом накладывает ряд значительных обременений" ("Коммерсант", 05.11).

Газета констатирует, что квартиры для обитателей коммуналок, действительно, легче построить заново, чем искать на действующем рынке. "Инвесторы пока не торопятся в массовом порядке участвовать в реализации программы, поскольку вложения в расселение коммуналок во многих случаях сопоставимы с затратами на строительство нового жилья" ("Коммерсант", 06.10).

Смольному пришлось уступить производителям автокомплектующих, чтобы привлечь их в город

"Консорциум южнокорейских поставщиков автоконцерна Hyundai, уже год планирующих построить в Петербурге парк предприятий, может стать очередным стратегическим инвестором города. Ранее в администрации Петербурга утверждали, что производители автомобильных компонентов едва ли могут претендовать на соответствующий статус и положенные по нему льготы. Однако в условиях кризиса, считают эксперты, город готов идти на любые уступки, лишь бы удержать инвесторов в Петербурге", -сообщает "Коммерсант" (06.11).

По сведениям издания, переговоры о строительстве в Петербурге парка предприятий c несколькими поставщиками Hyundai около года вел комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ). Но за это время чиновники успели согласовать с корейцами только участок под строительство - 35-40 га в промзоне Конная Лахта, неподалеку от строящегося автозавода Hyundai в Каменке.

СПРАВКА ИА REGNUM

Переговоры ведутся с КИСП группой из 7 южнокорейских производителей автомобильных компонентов: Donghee (производит топливные баки), Doowon (системы кондиционирования и отопления), Sejong (глушители), Daewon San Up (сиденья), Shinyong Metal (панели), SungWoo Hitech (автомобильные кузова) и MVH Korea. Отметим, что наличие заводов по производству запчастей сейчас крайне актуально для всех российских сборочных производств. По новому федеральному законодательству, владельцев и менеджеров "отверточных" автозаводов обязали комплектовать свои машины компонентами, произведенными на территории России, не менее чем на 30%. Ввозить все детали из-за границы теперь не разрешается. Поэтому производители автомобилей ведут переговоры о привлечении иностранных поставщиков на отечественную землю. Об этом, в частности, заявил в минувшую пятницу на открытии завода General Motors в Шушарах президент GM Europe Карл Питер Форстер. Напомним, что в Шушарах уже год, как работает "отверточное" производство Toyota. GM стал вторым производителем, запустившим завод в работу.

"Коммерсант" информирует: "Корейские компании принимать решение не спешили и настаивали на льготах стратегического инвестора (предполагает преференций и повышенное внимание городских властей) по аналогии с Hyundai, из-за чего переговоры затянулись. В КЭРППТ требования производителей автомобильных компонентов тогда сочли излишними и удовлетворять их по ряду причин не собирались. Одним из основных условий для получения "стратега" является объем инвестиций на уровне $100 млн. Корейцы свой общий проект оценивают примерно в $210 млн. Но подписывать соглашения с городом каждой компании пришлось бы по отдельности, в каждом случае со своим объемом инвестиций. Таким образом, чтобы стать стратегическим инвестором, всем производителям пришлось бы выступать консорциумом, в рамках общего юридического лица" (06.11).

На днях в КЭРППТ сообщили, что переговоры с корейскими производителями автомобильных компонентов теперь ведет комитет по инвестициям и стратегически проектам (КИСП). Эксперты прогнозируют, что условия предложения Смольного в этой связи изменятся. "Совершенно очевидно, что правительство Петербурга идет на уступки ради удержания инвесторов в городе, вести переговоры производителям автокомпонентов с администрацией сейчас проще, они могут просить большего, - считает Сергей Бодрунов, президент Петербургской ассоциации производителей автомобильный компонентов. - Новые инвестиционные проекты сейчас нужны Петербургу даже больше, чем в докризисный период" ("Коммерсант", 06.11).

По данным газеты, корейцы смогут получить не только статус стратегического инвестора, но и другой бонус: "Несмотря на то что промзона Конная Лахта находится всего в нескольких километрах от площадки Hyundai, по данным Ъ, КИСП сейчас подыскивает корейским производителем участок в Каменке, чтобы они могли разместить свои предприятия в непосредственной близости от основного заказчика" (06.11).

КСТАТИ

Как пишет "Коммерсант", два крупных японских производителя автомобильных компонентов могут в ближайшие недели объявить о планах по строительству своих предприятий в Петербурге или Ленобласти. Участники рынка считают, что одним из них станет лидер отрасли компания Denso. Denso - один из мировых лидеров по производству автокомпонентов. В 1949 году компания выделилась из Toyota Group в самостоятельное предприятие. Однако и сейчас половина ее продукции поставляется на заводы Toyota. Denso в основном специализируется на производстве автомобильной электроники, всего же компания производит около 40 наименований продукции. Состоит из 200 дочерних и аффилированных фирм, в которых работает более 100 тыс. человек. Компания является вторым крупнейшим производителем автокомпонентов в мире, уступая лишь Bosch. Имеет более 100 представительств в 32 странах мира на всех континентах. В России у Denso развитая сеть дилеров в 15 городах. В 2007 налоговом году совокупный объем продаж Denso составил $30,6 млрд (по состоянию на 31 марта 2007 года).

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью