Электронные продовольственные карты в России. Реальность?

Источник: agronews.ru
Главный вывод, который я сделал для себя после месячного батрачества в качестве комбайнера на ферме в штате Иллинойс четверть века тому назад, обескуражил многих тогдашних читателей моих американских заметок.
Изучение агропродовольственной цепочки США привело к удивительному и непонятному для административной экономической системы выводу: главное – это не только произвести много качественной продовольственной продукции. Основная проблема – как вывести ее на рынок, обеспечив одновременно и рентабельность производства для фермера, и возможность ценовой доступности для потребителя.

Многие тогдашние критики отвечали: нам бы только произвести побольше продовольствия. А, уж куда его девать – в два счета разберемся! И при этом как-то забывали суровые критиканы, что Советский Союз в те годы был в числе мировых лидеров, скажем, по производству молока. А ведь читатели постарше прекрасно помнят, что верхом массового молочного «изыска» в ту пору был кефир по утрам на полках магазинов в больших городах…

После капиталистической революции в нашей стране за основу аграрного развития был взят лозунг: рынок все отрегулирует сам. Государство, мол, не должно пытаться продовольственную ситуацию регулировать. И только сегодня начинает проясняться государственное осознание того непреложного факта, что оставить без контроля, отдать на откуп только рыночных сил снабжение едой населения России – это хуже, чем преступление. Это – ошибка.

Тогда же, во время первой поездки в Америку, покупая продукты в супермаркете, я обратил внимание, что многие клиенты на кассе не платят за еду деньгами, а предъявляют кассиру какие-то разноцветные бумажки и пластиковые карточки. И мой хозяин фермер Гленн Фелл объяснил, что это социальные продуктовые талоны и карты, которыми имеют право расплачиваться за продукты питания малоимущие граждане США.

Дальше – больше. Такого рода льготы охватывают сегодня более 42 млн американцев, месячный размер продовольственного пособия превышает $140 на человека. В бюджете американского Минсельхоза на эту статью расходов предусмотрено почти $30 млрд.

И при этом основное условие: средства, как, собственно, и все виды социальной продовольственной помощи в стране, могут быть истрачены только на продуктовые товары отечественного производства. Таким образом, фермеры получают гарантированные рынки своей продукции, а государство исполняет функцию поддержки малоимущих и незащищенных (правда, гордые американцы с большой неохотой признают, что получают такие государственные льготы).

С началом рыночных реформ в российской агропродовольственной сфере идеи введения каких-то видов социальной помощи беднейшим россиянам не однажды дебатировались в правительственных и общественных кругах. В дискуссиях поминали и о том, что словосочетание «продовольственная карточка» будет вызывать негативные воспоминания в народной памяти (как будто, например слово «полиция» в народном восприятии звучит положительно); и, главное, открытый переход к системе социальной продовольственной помощи, по сути, означал официальное признание существование в России большой группы населения, не имеющей возможности прокормиться даже по заниженным санитарным нормам.

Однако, судя по всему, все же здравый подход к проблеме постепенно начинает пробивать себе дорогу в нашей стране. Вице-премьер Аркадий Дворкович и министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров не единожды открыто признавали, что идею налаживания системы социальных продуктов питания в стране надо налаживать. Более того, информация из различных регионов показывает, что, скажем, поиски подходов к решению данной проблемы ведутся в Ульяновской, Омской областях, а также в российской столице – Москве.

В департаменте регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности российского Минсельхоза на прошлой неделе состоялось совещание по вопросу развития инфраструктуры агропродовольственного рынка, направленной на обеспечение системы внутренней продовольственной помощи. Как сообщает пресс-служба федерального аграрного ведомства, в соответствии с проектом Концепции мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО Минсельхоз России проводит «пилотные» проекты по апробации данных мер в субъектах Российской Федерации.

Одно из перспективных направлений развития агропродовольственной инфраструктуры системы внутренней продовольственной помощи связано с применением современных информационных технологий и возможностей телекоммуникационной сети интернет. Оно обеспечивает выстраивание прямых прозрачных связей между получателями внутренней продовольственной помощи (в рамках социального питания в бюджетных учреждениях и адресной продовольственной поддержки нуждающихся граждан) и сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также увеличение объемов поставок отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в систему внутренней продовольственной помощи за счет упорядочения и автоматизации государственного и муниципального заказа.

Проект по автоматизации деятельности участников размещения государственного и муниципального заказа в рамках закупок «малого объема» до 400 тыс. рублей (на основании пунктов 14, 14.1 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ) реализован Правительством Москвы. С февраля по июль 2013 года все подведомственные организации Департамента образования города Москвы осуществляли подобные закупки через «Портал поставщиков». В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23 июля 2013 года № 480-ПП с 1 ноября 2013 года закупки через этот портал проводят не только образовательные, но и все прочие учреждения, находящиеся в городском подчинении.

Разработчиками «Портала поставщиков» подготовлено предложение о создании на его базе информационной системы «Магазин продовольственной помощи», представляющей собой интернет-магазин для приобретения бюджетными учреждениями социальной сферы и гражданами – получателями адресной продовольственной поддержки сельхозпродукции напрямую у отечественных товаропроизводителей, в том числе с использованием Универсальной электронной карты.

Вопрос о применении подобных решений в ходе реализации пилотных проектов по апробации механизмов внутренней продовольственной помощи будет обсуждаться на заседании Секции регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Научно-технического совета Минсельхоза России, которое должно состояться на текущей неделе.

Остается только надеяться, что опыт «пилотов» окажется позитивным. И, наконец, здоровая социально-экономическая идея начнет свое вхождение в российскую повседневную жизнь. При этом, понятно, объединениям отечественных производителей продовольствия нельзя стоять в стороне от важного процесса, а активно лоббировать выгоду российского крестьянина.

26.02.2021
Число вегетарианцев, флекситорианцев во всем мире стремительно растет, хотя их количество до сих пор не достигло значительных показателей.
Читать полностью
  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс
24
Ср
Календарь