Экзамен для агрария

Источник: www.rg.ru
В августе исполнится ровно год с момента вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). На протяжении всего переговорного процесса пессимисты говорили о трудностях, которые будут испытывать сельхозпроизводители от игры по новым правилам. И спад производства в агроэкономическом секторе за последний год действительно произошел. Вот только "после", как известно, не всегда означает "вследствие".
Согласно официальным данным правительства Ленинградской области, в январе - марте нынешнего года было собрано 3,8 тысячи тонн овощей защищенного грунта (220 процентов), произведено 84,8 тысячи тонн мяса (127 процентов), молока - 139,3 тысячи тонн (96 процентов), куриных яиц - 789,5 миллиона штук (103 процента). Но хотя эти показатели выше, чем за аналогичный период прошлого года, к концу 2013-го эксперты прогнозируют по некоторым позициям падение производства до 20 процентов.

В настоящее время в России ежегодно производится около 3,5 миллиона тонн мяса птицы. Это уже в два раза больше, чем во времена СССР. К концу нынешнего года производители собирались выйти на уровень в четыре миллиона тонн, однако вместо этого готовятся потерять около полумиллиона. Причина - отсутствие внятной стратегии государственной поддержки сельхозпроизводителей. Многочисленные программы, которые принимаются на уровне регионов, не решают проблемы. Например, только в одной Ленинградской области в 2013 году существует 48 различных видов субсидий. Однако такого рода вливания не влияют на ситуацию в целом.

- Перед вступлением в ВТО переговорщики выторговали для нас очень хорошие условия, - рассказал в беседе с корреспондентом "РГ" председатель совета директоров одной из птицеводческих компаний Санкт-Петербурга и Ленинградской области Юрий Трусов. - Были проведены экономические расчеты, в каком объеме требуется сельскому хозяйству господдержка, и по условиям вступления в ВТО сельское хозяйство России имеет право в первый год получать 9,5 миллиарда долларов субсидий, а в бюджете заложено всего 4,5 миллиарда.

Речь идет о прямой государственной финансовой поддержке, а ведь есть еще и опосредованные механизмы, то есть создание наиболее благоприятных условий для развития бизнеса. Но и в этом направлении ситуация тоже неблагополучна. По данным производителей яиц и мяса птицы, тарифы на электроэнергию на Западе сегодня в два-три раза ниже, чем у нас, а зерно на внутрироссийском рынке примерно на 50 евро за тонну дороже, чем в Европе. К тому же прошлогодняя засуха в большинстве российских регионов привела к резкому взлету цен - в два - два с половиной раза.

- У нас вынули огромное количество денег, - пояснил председатель совета директоров синявинской птицефабрики Никита Мельников. - Ленинградская область потребляет 1,2 миллиона тонн фуражного зерна в год. Цена в среднем выросла на пять тысяч рублей, то есть мы переплатили шесть миллиардов рублей. А валовый региональный продукт всего региона - 58 миллиардов рублей, и получается, что у нас взяли 10 процентов ВРП.

На компенсации птицеводам и свиноводам, как наиболее пострадавшим от роста цен на зерно, правительство решило выделить 45 миллиардов рублей. Однако затем сумма снизилась до 15 миллиардов (остальные деньги решили направить на поддержку производителей зерна), а затем и до 11,8 миллиарда рублей. Но и этих денег сельхозпроизводители пока не увидели. Регионам предложено выделить производителям бюджетные ссуды, которые обещают вернуть, но региональные бюджеты сегодня и так перенапряжены, деньги оттуда трудно получить. К примеру, в Ленинградской области дефицит бюджета сегодня доходит до 15 процентов.

Российский рынок производства яиц и птицы стал развиваться после экономического кризиса 1998 года, когда с ростом доллара стали расти цены на импортное продовольствие и на внутреннем рынке страны появился спрос. Теперь, по мнению экспертов, ситуация обратная: собственное производство не дает возможности импортерам и торговым сетям увеличивать цены.

- Наша продукция более высокого качества за счет того, что она свежая, и для импорта наша цена - потолок, дороже нас они не могут продавать, - поясняет Мельников. - А как только нас не будет, все узнают, сколько будет стоить импорт.

Помимо угрозы продовольственной безопасности страны, у проблем аграрного сектора экономики есть и еще одно опасное последствие. Например, в Кировском районе Ленинградской области еще не так давно насчитывалось 18 сельскохозяйственных предприятий, сейчас осталось три: две птицефабрики и один колхоз, в котором есть коровы. Вместо 27,5 тысячи тонн молока в год в этом году район даст только 2,5 тысячи тонн. На Псковщине, Вологодчине, в Архангельской области крестьянство постепенно вымирает как класс. А сокращение производства - это ведь не только пустые прилавки.

- Большинство сельскохозяйственных предприятий являются градообразующими, - поясняет Мельников. - И все то, что они не будут давать населенным пунктам и гражданам, ляжет на бюджет, причем в таких цифрах, которые бюджет не выдержит.

Понятно, что в условиях рыночной экономики война за рынки сбыта продукции - это часть бизнес-стратегии. К примеру, не так давно в России имелось собственное производство витамина С для нужд сельского хозяйства, он стоил около четырех долларов за единицу. Китайцы стали поставлять по 2,5 доллара - и фабрики закрылись. Теперь весь витамин С покупается в Китае по 14 долларов за килограмм. Препятствовать таким вторжениям можно только на государственном уровне - за счет поддержки своих производителей.

Вступление в ВТО должно было открыть для российских производителей западные рынки, однако этого так и не произошло. Причина - низкая конкурентоспособность нашей продукции по причине высокой себестоимости. Премьер-министр России Дмитрий Медведев открыто признал, что "многие виды нашей продукции оказываются неконкурентоспособными именно из-за того, что мы наращиваем издержки", и призвал научиться управлять ими. И тогда "наша продукция - не сейчас, а может быть, через год, два, три, пять лет - будет отвечать основным критериям, которые существуют в странах - участницах ВТО". Тем, кто доживет, обещают даже поддержку экспорта.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью