Эксперты прогнозируют рост стоимости продуктов до 20% в крупных торговых сетях

Источник: yugtimes.com
Эксперты прогнозируют поэтапное увеличение стоимости продуктов до 20% в крупных торговых сетях, бизнес пока оглядывается на скромные бюджеты населения.

Ретейл сегодня вынужденно работает с минимальной наценкой, несмотря на увеличение закупочных цен в условиях падения рубля и затрат на безопасность из-за пандемии. В этом плане фермеры и мелкие предприниматели обладают большей свободой ценообразования.

В апреле статистики зафиксировали повышение цен на продовольственные товары. Так, согласно данным Краснодарстата, за месяц повысились цены на свинину и мясо кур на 2% и 3% соответственно. Большое удорожание произошло в сегменте овощей: стоимость репчатого лука выросла на 66% по сравнению с мартом, картофеля - на 23%, моркови - на 25,7%, капусты белокочанной - на 17%. При этом упали цены на помидоры (10%) и огурцы (27,6%). Аналитики отмечают, что продукты будут и дальше дорожать, но без резких скачков.

- Еще в марте, после обвала рубля, поставщики заявили о росте закупочных цен на бытовую химию (3-7%), чай, кофе, какао, рыбу, сахарный песок, игрушки (в среднем на 15%). В апреле об увеличении закупочных цен заявили поставщики муки (12,4%), имбиря (13,5%), макарон (9,7%), молока (7,2%). В результате в розничных магазинах и сетях цены могут вырасти на питьевое молоко на 3-5%, кисломолочные продукты - на 5-7%, на сыр и сливочное масло - на 10- 12%. Серьезно подорожают импортные фрукты и овощи (бананы, апельсины, виноград, помидоры и прочее), - поясняет подробности первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. - На мясные консервы поставщики заявляют рост цен на 10- 15%, на подсолнечное масло - 25%, на рис, пшеничную и овсяную муку - на 50%. При этом ретейлеры не торопятся сильно повышать цены, так как опасаются снижения продаж при падающем спросе. По нашим данным, мука в «Пятерочке» подорожала на 0,6%, рис - на 1,3%, соль и сливочное масло подешевели на 1,6% и 1,4% соответственно. Х5 и «Магнит» полностью обнулили торговую наценку на часть социально значимых товаров (тушенка, картофель, макароны, подсолнечное масло, геркулес, молоко, батон, черный чай). Эти продукты продаются по закупочной цене, расходы на их транспортировку, работу персонала, коммунальные расходы и прочее осуществляются за счет торговых сетей. Так что повышение цен началось, и оно неизбежно из-за ослабления рубля, но рост цен будет плавным и постепенным.

О поэтапном росте цен предупредила в середине апреля Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет крупные торговые сети X5 Retail Group, «Магнит», Auchan, Metro и другие. Для этого они отметили две основные причины: возросшая себестоимость продуктов питания у производителей из-за падения курса рубля, затраты на обеспечение защитных мер для покупателей и сотрудников.

- Розничные сети получили и продолжают получать от поставщиков большей части товаров уведомление о повышении цен в среднем на 5-15%. Отдельные поставщики уведомляют ретейлеров о намерении увеличить отпускные цены на 20%, 30% и 50%. Объективное повышение отпускных цен уже приводит и будет приводить к постепенному росту цен на полках магазинов по мере продажи закупленного ранее более дешевого и поступления более дорогого товара, - сообщили в АКОРТ.

Там же отметили, что торговые сети, стремясь поддержать покупательную способность населения, минимизируют собственную торговую наценку.

- Для поддержки социально незащищенных категорий граждан крупнейшие продовольственные торговые сети - Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит», «Метро Кэш энд Керри» - обнулили торговую наценку на часть социально значимых товаров и призвали производителей присоединиться к инициативе. Каждая из сетей выделила в своем ассортименте товары в нижней ценовой категории и приняла решение предлагать их покупателям по закупочной цене. К этой инициативе присоединилась и непродовольственная розница: один из крупнейших продавцов электроники и бытовой техники отказался от торговой наценки и зафиксировал розничные цены на социально значимую технику, - сообщили в АКОРТ. - Каждой из компаний экономически выгодно иметь самые низкие цены, чтобы обеспечить максимальное привлечение покупателей в свои магазины. Искусственное завышение торговой наценки одной из компаний приведет к немедленному оттоку покупателей к конкурентам.

Как отметили в департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, отказ от наценки особенно ощутят покупатели из сегмента малых магазинов у дома, которые закупаются в оптовых центрах и обеспечивают значительные группы населения продуктами питания в период самоизоляции.

Сегодня от торговой отрасли Краснодарского края зависит продовольственное обеспечение населения. Ретейл не просто справляется с этой важной задачей, но и решается на подобные акции, понимая всю ответственность за благополучие людей в сложившейся эпидемиологической ситуации, - подчеркнул руководитель департамента потребительской сферы региона Роман Куринный.

В период пандемии различные ведомства, от Роспотребнадзора до антимонопольной службы, ведут еженедельный мониторинг роста стоимости продуктов. В Минпромторге РФ отметили, что пока не фиксируется серьезного удорожания, чего не сказать про импортные товары.

- На чай, кофе, в основном импортного производства, конечно, цены продолжают расти, - отметил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в эфире одного из телеканалов. - Кофе мы, вы знаете, не выращиваем, и чай выращивается только в Краснодарском крае, и то в очень несущественных объемах.

По прогнозам экспертов, на 20% подорожают также консервы, курятина и яйца. Дело в том, что импортная составляющая в производстве этих продуктов питания в России очень велика.

По мнению экспертов, Южный федеральный округ не станет исключением из этого правила, так как импортная составляющая есть практически у всех производителей продуктов питания в сфере АПК. Значительная часть сельскохозяйственной техники, запчасти к ней, удобрения, пестициды, комбикорма и премиксы для животных и птицы, ветеринарные препараты, сыворотки для изготовления сыров и прочее поставляется в Россию из-за рубежа, а значит, все это будет включено в стоимость конечной продукции и вынудит поставщиков увеличивать цены. Исключением могут стать поставки от мелких фермерских хозяйств, которые на фоне падения спроса испытывают трудности со сбытом и меньше используют импорт в производстве продукции - они могут пойти на то, чтобы не увеличивать отпускные цены.

Однако, как отмечает Павел Сигал, ретейлеры чаще работают как раз с крупными агрохолдингами, а не с мелкими поставщиками, и это дает основания утверждать, что в будущем и в торговых сетях подорожание практически всех продуктов неизбежно.

Эксперты отмечают, что рынок в период пандемии может быть подвержен достаточно серьезным ценовым колебаниям, и этому есть все основания. Во-первых, неизвестно, когда закончатся карантинные меры, усложняющие логистику и перевозку товаров, а значит, добавляющие трат. Во-вторых, еще долгое время бизнес будет нести расходы, связанные с приобретением дезинфицирующих средств и масок для защиты сотрудников и покупателей. Ведь вирус, согласно данным Минздрава РФ, быстро не спадет. В-третьих, большую роль играет снижение потребительского спроса из-за вынужденных выходных и прекращения работы, а для многих и потери заработка.

Однако если подорожание цен и неизбежно, оно точно не будет резким, а возможно, и вовсе нивелируется тем, что население сегодня испытывает серьезные проблемы с доходами. Так, стало известно, что в ближайшие три месяца предприниматели не планируют резких скачков цен. Об этом говорят данные опроса Южного ГУ Банка России, согласно которому более 70% предприятий Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, как и в целом по России, в ближайшие три месяца планируют сохранить на прежнем уровне цены на свою продукцию и услуги.

Исследование регулятор провел в середине апреля, в нем приняло участие 1033 предприятия в ЮФО и 830 - в СКФО. Повышение цен допускается только каждым пятым из числа опрошенных, в среднем на 4,6% в ЮФО (что находится в пределах официального прогноза Банка России по инфляции по итогам 2020 года - 3,8-4,8%) и на 5,4% - в СКФО. В основном предприятия связывают ожидаемое повышение цен с изменением закупочной стоимости и ослаблением рубля.

- Распространение коронавируса привело к росту цен на сырье и комплектующие, который отметили 41% опрошенных. Из-за сложившейся ситуации большинство (87,5%) компаний испытывают проблемы в ведении бизнеса. Более 30% компаний говорят о перебоях в поставках и почти половина столкнулись с отменой или сокращением заказов. Доля предприятий, спрос на продукцию которых повысился, сократилась, составив менее 5% (по России - 13-15%). В этих условиях с учетом падающего потребительского спроса политика ценообразования предприятий, скорее всего, будет консервативной, - отметили в пресс-службе Южного ГУ Банка России.
02.04.2021
Ярославская область - три города Золотого кольца России, семнадцать районов и… никому не нужные дороги. Предприятия региона не первый год жалуются на качество дорог и зачастую их отсутствие. По сей день проблема не решается, что приводит уже к закрытию целого ряда организаций на селе.
Читать полностью
Календарь