Экономика перемен. Интервью с Кириллом Чечиным, исполнительным директором агрохолдинга «КОМОС ГРУПП»

Источник: The DairyNews
С начала 2020 года экономика всего мира столкнулась с новыми реалиями, обусловленными эпидемиологической обстановкой. Эта ситуация обязала крупные российские компании, в первую очередь производителей продуктов питания, быстро адаптироваться к сложившимся условиям, оперативно анализировать тревожные сигналы потребительского рынка и четко на них реагировать.
Экономика перемен. Интервью с Кириллом Чечиным, исполнительным директором агрохолдинга «КОМОС ГРУПП»

О работе агрохолдинга «КОМОС ГРУПП» в период карантинных мероприятий и о новых формах работы, продиктованных текущей экономикой времен пандемии, рассказывает исполнительный директор компании Кирилл Чечин.

- Как Вы оцениваете экономическое и финансовое состояние холдинга в настоящий момент? Насколько сильно введение режима самоизоляции отразилось на потребительском поведении и, соответственно, на объемах и структуре продаж?

Продукты питания – это та статья затрат, которую семьи будут сокращать в последнюю очередь, поэтому особого снижения спроса на нашу продукцию мы пока не наблюдаем. 

Первый квартал текущего года мы закончили с плюсовой выручкой в 6-7%; прогнозируем, что итоги второго квартала также будут положительными. Но вряд ли показатели одной только нашей компании отражают реальную рыночную картину: несмотря на то, что в ряде отраслей мы занимаем доминирующие позиции, доля продукции нашего холдинга в рамках страны не так велика. Думаю, незначительное увеличение финансовых показателей – это следствие того, что в прошлом году мы запускали большое количество инвестиционных проектов и выводили на рынок новые продуктовые линейки. 

В целом рынок был и остается достаточно турбулентным. Весь карантинный период мы наблюдали переток между различными каналами продаж. Наиболее существенные изменения спроса происходили в Москве и Московской области, так как именно там были введены самые строгие карантинные меры и именно там открыто максимальное количество представительств HoReCa. Во всех остальных регионах изменения спроса не были так ярко выражены. Из-за спада активности люди стали меньше ходить в гипермаркеты, выбирая магазины у дома. Это повлияло на конъюнктуру и структуру продаж, и эти процессы были действительно очень сложными с точки зрения планирования производства, логистики и контакта с нашим конечным потребителем. 

Что касается товарных категорий, то наиболее серьезные изменения мы наблюдали в канале HoReCa. На одну из наших товарных категорий – сливки, которые мы поставляли главным образом для общепита, спрос в этот период упал больше чем на 20%. Но, поскольку наша доля в этом канале невелика, особых негативных последствий мы не наблюдали.

Следует отметить, что по некоторым видам продукции волатильность заказов достигала десяти раз. Приведу пример: за неделю мы продали четырехмесячный запас консервов, а это примерно 2 млн банок. Поэтому основная задача, которую нам предстояло решить одной из первых – это сохранение уровня сервиса для всех наших имеющихся и потенциальных клиентов. 

- Сегодня многие экономисты говорят, что из-за карантина, девальвации рубля, роста безработицы падение реальных доходов россиян может стать максимальным за период с 2014 года. Вы уже отмечаете данную тенденцию?

Помимо того, что наш холдинг производит большое количество товаров – молоко, яйцо, свинина, рыба, гастрономия, и список можно продолжать, мы к тому же представлены в разных ценовых сегментах. Между премиальным сегментом и низкоценовым сегментом еще огромное количество средних сегментов. Очевидно, что сегодня между ними происходит переток. Насколько это серьезно, пока говорить рано, но я думаю, что не больше 10% потребителей каждого сегмента «ушли» в нижестоящий. Сейчас это не связано с падением реальных доходов населения, это, скорее, следствие испуга и попытка взять под контроль свое финансовое состояние в будущем, попытка подстроиться под новые экономические условия. 

То, что происходило на пике вхождения эпидемии – это история про информационные волны и реакцию людей на них. Например, в первые недели карантина мы зафиксировали увеличение спроса, причем кратное, в 10-15 раз, на товары длительного хранения – замороженное мясо курицы, консервы, пельмени. И в то же время спрос на десертные группы в несколько раз снизился. Россияне оказались, с одной стороны, сильно напуганы ситуацией, а с другой стороны, достаточно проворными, что реагировали на любые тревожные сигналы молниеносно: в моменты наивысшего напряжения мы наблюдали временное сокращение потребления товаров премиального класса и среднего ценового сегмента. Потребители начинали задумываться об экономии, и, наверное, поступали по тем временам правильно. Но за любым пиком всегда идет падение, и в данный момент мы его наблюдаем: по мере снижения эпидемиологических ограничений рынок стабилизируется, буквально за последние три недели он вернулся в прежнее русло и в принципе уже соответствует своим докризисным параметрам. Но это текущая ситуация. 

- Можете ли Вы спрогнозировать, что ожидает рынок продуктов питания в ближайшем будущем, скажем, до конца года? 

Нас сложно назвать пессимистами, однако в ближайшие четыре – шесть месяцев, как и прогнозируют экономисты, скорее всего, реальные доходы населения будут снижаться, что напрямую отразится не только на покупательной способности людей, но и на выборе тех или иных категорий товаров. Пока все более-менее стабильно, но если мы не справимся с этими негативными тенденциями, то стоит ждать глобальных изменений. Чем меньше продукт будет соответствовать критерию «товар первой необходимости», тем ниже на него будет спрос. Думаю, что такие товарные категории как молоко, яйцо, масло и т.п., вообще не подвергнутся никаким изменениям. А все категории, связанные с добавленной стоимостью, например, йогуртно-десертная группа –  будут иметь тренд на снижение. 

- Еще один негативный тренд начала года – девальвация рубля. Как она отразилась на деятельности компании, и какие меры принимает руководство «КОМОС ГРУПП» для того, чтобы снизить влияние данного фактора? 

Текущий курс национальной валюты – это, наверное, одна из самых обсуждаемых тем сегодня по двум причинам. Во-первых, любой инвестиционный проект, запуск нового производства или его модернизация тем или иным образом связаны с приобретением оборудования, в том числе и за валюту. Естественно, чтобы оставаться эффективным на рынке, необходимо покупать лучшее оборудование, а оно, к сожалению, в основном импортного производства. Поэтому сегодня наша основная задача – это пересмотр как уже реализованных, так и запланированных инвестпроектов – а их немало, на предмет их возможной окупаемости. Мы хотим в следующем году удвоить производство сыра, увеличить на 30% производство молока. Нам это по силам, но любой проект, который мы запустили в прошлом году, сегодня автоматически становится дороже. Это влечет определенные экономические проблемы. Во-вторых, в структуре себестоимости товара весомую долю занимают импортные упаковочные решения, какие-то компоненты товара. И если в яичной категории эта доля составляет всего 8-9%, то в ряде молочных категорий достигает 50%. Есть над чем задуматься. 

Рынок в России уже давно регулирует себя самостоятельно, поэтому, вероятно, всё будет зависеть от баланса спроса и предложения. Конечно, те категории, которые будут подвержены максимальным валютным рискам, скорее всего, будут в цене подниматься. Например, свинина, где очень сильно выросли в цене компоненты кормов. В свою очередь, снижение потребления не даст возможность увеличить цену и управлять ею, а это приведет, как уже было неоднократно, к отрицательным финансовым результатам предприятий этой отрасли. Думаю, что вся отрасль, производящая мясо бройлера и свинину, в эти «ценовые ножницы» уже попала. Себестоимость выросла, а спрос еще нет. 

- У компании «КОМОС ГРУПП» наверняка есть план «Б» на случай ухудшения экономической ситуации…

Российский продуктовый рынок совсем скоро ожидает 100% насыщение, поэтому основные возможности для роста мы видим в развитии экспортного направления. К сожалению, свободных рынков в мире уже, наверное, не существует; все так или иначе заняты если не национальными компаниями, то более крупными зарубежными, и никто не любит чужаков, не ждет с распростертыми объятиями, чтобы поделиться частью рынка. 

Китайский рынок – самый лакомый кусок для любого производителя, и пару лет назад мы начали постепенное движение на Восток. Это был большой и нелегкий путь длиной почти в год, приходилось «толкаться плечами», завоевывать место под солнцем, и в прошлом году мы стали первой отечественной компанией по переработке молока, которая осуществила официальную отгрузку продукции в Китай. Пока у нас объемы поставок незначительные, буквально доли процентов от нашего общего объема выработки. Но в рамках Китая любой объем будет являться небольшим, потому что сам рынок Поднебесной поистине гигантский. И с нашей стороны, это, скорее, пока процесс подготовки, притирки к рынку, поиска себя и изучения логистических возможностей. Но со временем, я думаю, нам удастся занять там свою нишу. 

Кроме экспорта молочной продукции в КНР, сегодня мы экспортируем свинину в Монголию, а в планах – поставки яйца в ОАЭ. На фоне тех кризисных явлений, которые мы сейчас наблюдаем, экспорт станет своеобразной «палочкой-выручалочкой» для любой компании. Мы все надеемся, что наша национальная валюта «выздоровеет», но если нет, то экспортное направление будет одним из немногих факторов успеха, реализовав который, компания сможет и выстоять, и развиваться дальше. 

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью