Екатеринбург: Свои на полках

Источник: kommersant.ru
Региональные власти и производители во всех субъектах Уральского федерального округа нацелены на увеличение доли продукции местных производителей в ассортименте продуктовых сетей. Ритейлеры положительно оценивают тенденции к росту количества местных товаров на прилавках, однако отмечают, что локальные производители не всегда способны наладить регулярные поставки в срок и в нужном объеме.
Власти выбирают наше

Программы по продвижению товаров местных производителей в торговые сети и повышению их узнаваемости среди населения есть у всех регионов УрФО. Например, в Свердловской области существует программа «Выбирай наше местное». «Мы просим торговые сети брать продукцию наших производителей, на общих основаниях, и просим своих производителей на этикетках размещать наклейки, надписи о том, что продукт произведен в области. Наша задача, чтобы местная продукция наравне со всеми была представлена в продаже. Покупатели должны знать и узнавать местных производителей», — рассказали в пресс-службе свердловского министерства АПК. Сейчас Свердловская область на 100% обеспечивает себя картофелем и яйцом, предприятия производят также ряд других основных продуктов питания — мясо, молоко, хлеб и другие. Однако, отмечают в правительстве, по большинству продуктов область не обеспечивает себя и наполовину, поэтому поставки из других регионов просто необходимы. «Мы рады всем поставщикам. Единственное, что мы требуем и будем требовать, это качество продуктов. За товары своих производителей мы отвечаем, потому что знаем, в каких условиях они производятся, и можем всегда их проконтролировать. А вот с иногородними — сложнее. Проверки Роспотребнадзора показывают, что фальсификата и брака больше среди привозных товаров», — отмечают в министерстве. В Курганской области не все местные производители имеют право маркировать свои продукты знаком «Зауральское качество». «Пока это только 23 организации на 585 наименований продукции (всего в области 287 организаций). Это продукты из местного сельскохозяйственного сырья, соответствующие всем требованиям законодательства к качеству и безопасности, в которых отсутствуют ГМО», — рассказали в департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона. По информации управления лицензирования Тюменской области, регион с 2009 года реализует проект «Покупаем тюменское!». Для продвижения продукции тюменские власти заключили с торговыми сетями 14 соглашений о сотрудничестве, из которых шесть — с федеральными сетями и два — с международными. «В рамках соглашений торговые сети обеспечивают доступ к продаже местных товаров, оказывают производителям консультационное содействие в сфере маркетинга реализации, упаковки, поставки товара», — сообщают в управлении лицензирования. Достаточно широко местная продукция представлена и в Челябинской области. «Область самодостаточна по основным видам продовольствия. Хлебом и хлебными продуктами местного производства регион обеспечен на 104%, картофелем — на 110,6%, яйцом — на 149%. Уровень самообеспечения по молоку и молочным продуктам составляет 83,9%, по овощам и бахчевым — 77,4%, по мясу и мясопродуктам — на 91,2%», — рассказали в пресс-службе регионального правительства.
Сбыт идет вширь

Производители отмечают, что, как правило, сами налаживают отношения с ритейлерами, а помощь правительства считают дополнительным бонусом. «За последний год поставки в торговые сети у нас выросли примерно на 15%. Это растущий канал сбыта, а оптовые склады, наоборот, убывающий», — отмечает директор торгового представительства агрохолдинга «Юбилейный» (Тюмень) Александр Петров. По его словам, из всего объема готовой продукции сегодня 80% реализуется на юге Тюменской области, и наиболее перспективными направлениями для развития компании считаются рынки ХМАО и ЯНАО. «Наши основные конкуренты — это локальные компании, но нужно отдать должное омичам и челябинцам, которые, я предполагаю, ежегодно увеличивают объем продаж в нашем регионе», — отметил господин Петров.

По словам гендиректора «УГМК-Агро» (Свердловская область) Ильи Бондарева, местные производители не получают перед иногородними каких-либо преференций. «Мы работаем почти со всеми крупными торговыми сетями в Свердловской области, реализуя линейку молочной продукции и овощи. Каких-то особых условий мы не получаем, потому что Россия — это единое торговое пространство», — пояснил он. Однако, по его словам, местным предприятиям помогает поддержка, которая оказывается им региональными властями. «В этом году активная работа управления сбыта позволила подписать ряд новых контрактов с такими торговыми сетями, как „Магнит”, „Монетка”, „Верный”», — отметил он. В качестве перспективных компания рассматривает рынки Тюмени и Челябинска. По словам представителей предприятий, рынки сельхозпродукции в УрФО очень конкурентны, из-за чего возникают определенные трудности. Илья Бондарев подчеркивает, что только на территории Свердловской области работает более 50 переработчиков молока. Из-за этого, по его мнению, зачастую возникает ситуация, когда иногородние производители, стремясь получить доступ на полку, предлагают «не самый качественный товар по смешным ценам», порождая тем самым недобросовестную конкуренцию.

Позитивно складывается ситуация у производителей хлеба. Во всех регионах отмечают, что доля местных товаров в торговых сетях достигает 99–100%. «Необходимости в административном ресурсе у нас нет», — рассказал управляющий ОАО «Свердловский хлебомакаронный комбинат СМАК» Владилен Фуфаров. «Наша основная проблема — нехватка мощностей. Нужно успевать развивать и наращивать производственные мощности, соответствуя росту продаж», — добавил он. По его словам, еще одной проблемой, общей для всех производителей хлеба, является высокий объем возврата нереализованного товара из торговых точек. «Многие магазины бездумно подходят к формированию заказа, так как не несут никакой ответственности перед производителем. Существует и проблема давления со стороны сетей по снижению цены на продукцию. Мы закупаем сырье, вкладываемся в оборудование и технологии, осуществляем доставку продукции, платим зарплату сотрудникам и налоги — невозможно производить качественный продукт за копейки», — уверен господин Фуфаров.

Ни своим, ни чужим

Впрочем, некоторые производители заявляют о трудностях реализации продукции в торговых сетях. Так, челябинский агрохолдинг «Уралбройлер» столкнулся с этой проблемой на свердловском рынке. «Речь идет о давлении со стороны властей этого региона, которые настоятельно, фактически в приказном порядке, порекомендовали локальным и федеральным торговым сетям приобретать мясо птицы только местных птицефабрик. Мы расцениваем это как нарушение закона „О защите конкуренции”, о чем, собственно, и заявили в ФАС», — рассказали в пресс-службе компании. Антимонопольщики признали факт ограничения конкуренции со стороны властей. По словам компании, через локальные и федеральные торговые сети Челябинской области они реализуют 70% своей продукции, причем эта доля сохраняется даже с учетом увеличения объемов производства в 2013 году. «Единственный случай, когда мы зафиксировали падение уровня продаж, это апрель-август 2013 года на рынке Свердловской области. Связано это с политикой региональных властей и реализацией программы „Покупай наше местное”», — добавили в компании.

Некоторые местные производители сталкиваются с проблемой реализации продуктов в своем же регионе. «Как овощное хозяйство — мы самый крупный производитель в Челябинской области, объем нашего производства — от 12 до 15 тыс. тонн овощей в год. Но торговые сети охотнее работают с представителями ближневосточных стран», — рассказал коммерческий директор агрофирмы «Ильинка» (Челябинская область, производят овощи) Николай Исаев. По его словам, агрофирма несколько лет не может заключить контракты с местными сетями. «В челябинскую сеть „Молния” невозможно пробиться. Продукция поставляется по результатам электронных торгов, но позиции в них все закрытые — доступа туда нет. Другие сети ставят сложные условия, например, требуют провести аудит предприятия за свой счет», — отмечает он.

Не упаковали

По данным ГК «Дикси» (сети магазинов «Дикси», «Мегамарт», «Минимарт»), на сегодняшний день, доля отечественных поставщиков превышает 90%, в том числе доля местных поставщиков в общем ассортименте составляет 5–10%, и в категориях скоропортящейся продукции они занимают лидирующие позиции. Как рассказали „Ъ” в пресс-службе X5 Retail Group (объединяет торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), доля местных продуктов в уральских магазинах находится на уровне 25%, а по таким видам продукции, как хлеб и хлебобулочные изделия, доходит до 99%. Ежегодно количество местных товаров в магазинах группы увеличивается, однако в разных регионах цифры роста варьируются от 2% до 10% (к примеру, в Тюменской области за три года доля местных продуктов выросла с 5% до 26%). «Мы бы хотели получать как можно больше поставок от местных производителей продукции. Нам это выгодно как с точки зрения логистики, так и с точки зрения того, что к местной продукции у населения существует региональная привязанность», — подчеркнули в пресс-службе компании. Однако в компании отмечают, что не всегда локальные производители соответствуют требованиям компаний федерального уровня. «Во-первых, местные предприятия не всегда имеют достаточные мощности для обеспечения бесперебойных поставок больших объемов. Во-вторых, не всегда региональные производители соответствуют требованиям качества, которые к нам предъявляют Роспотребнадзор и ветеринарные службы», — рассказали в компании. Еще одной местной проблемой они считают недостаточно качественную упаковку продукции. В компании «Ашан» добавляют, что не всегда у локальных поставщиков есть в наличии полный пакет документов. «Иногда поставщик не зарегистрирован как юрлицо, не соглашается пройти аудит качества продукции или не способен наладить регулярные поставки в срок и в нужном объеме», — сообщили в пресс-службе ритейлера.
12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь