Горячая тема

Эффект сыра

Источник: The DairyNews
Спустя три года после введения эмбарго, сыроделы подводят итоги и констатируют продолжение интереса к отрасли со стороны непрофильных инвесторов.

Почти три года прошло с момента введения Россией продовольственного эмбарго. Максимальный эффект от санкций, по словам экспертов и участников рынка, получила отрасль сыроделия, отметившая 2015 год многократным ростом в 18,5%, но уже позднее сбавившая темпы роста из-за снижения потребительского спроса на фоне слабой национальной валюты и нестабильной макроэкономической ситуации.

Согласно данным Росстата производство сыров и сырных продуктов за 2015 году увеличилось почти на 20%. Эксперты подчеркивают, что наибольшую динамику показал прирост производства сырных продуктов, однако, росли и другие сегменты – в частности, выпуск творога и элитных сыров. В 2015 году импорт сыров и творога в РФ сократился на 36,5% и составил 201 тыс. тонн. 2016 год продолжил эти тенденции, однако темпы роста производства сыров существенно снизились, продолжив уменьшаться в начале 2017 года. Наиболее показательным на первые эффекты для сыроделия стал 2015 год: когда в начале года у ритейлеров закончились запасы импортного сыра, а отечественные производители только начали

По данным Центра изучения молочного рынка (ЦИМР) объем отечественного производства сыров вырос на 3,5% в 2016 году, достигнув 464 тыс. тонн. Однако темпы роста производства сыров в 2016 году существенно замедлились. Производство сырных продуктов в 2016 году, если верить официальной статистике, составило 136,2 тыс. тонн, на 2,4% больше, чем в предыдущий период. В 2015 году рост производства сырных продуктов был равен 14,8% по сравнению с 2014 годом.  Производство творога в 2016 году сократилось на 1,9% до 405 тыс. тонн. 

С января по апрель 2017 года производство сыров предприятиями РФ выросло на 1,2% (с учетом творога рост составил 2,4%), сырных продуктов - на 9,9%.

Сыроделы уверены, что перспективы ниши сыров не исчерпаны, особенно в части производства творога и элитных сыров, которые постепенно завоевывают рынок. Однако, участники рынка отмечают, что в непростых условиях сберегательной потребительской модели, большинство покупателей может себе позволить лишь недорогие сыры и сырные продукты, выпуск которых будет расти.


ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ


Как отмечает Александр Егоров, специалист по качеству молочной продукции компаний «Избёнка» и «ВкусВилл», в последнее время, ситуация с качеством сыров на рынке стала улучшаться, но недостаточно быстро, чтобы можно было говорить о каком-то кардинальном улучшении. «По-прежнему много фальсификата. Введение продуктовых санкций дало стимул для более интенсивного производства в России аналогов европейских сыров, но зачастую такие сыры производятся либо практически вручную в абсолютно несерьезных объемах, либо производители почему-то думают, что сулугуни и моцарелла это одно и то же», - подчеркивает эксперт.

По словам Александра Егорова, по качеству российские сыры вполне могут конкурировать с зарубежными. Проблема, отмечает эксперт, в том, что российский потребитель в основной своей массе не привычен к таким сырам и не понимает их.

«Невозможно объяснить российскому покупателю, что на сыре с плесенью по французской технологии эта плесень может дальше развиваться на сыре во время хранения и к концу срока годности сыр может играть всеми цветами радуги, и это нормально. Стопроцентное совпадение по органолептическим показателям с зарубежными сырами у наших производителей вряд ли получится, т.к. разное исходное молоко-сырье, корма и т.д. Также могу отметить, что наиболее удачные аналоги зарубежных сыров (итальянских, с плесенью и т.д.) получаются у тех производителей, где производство этих сыров ставят зарубежные технологи. У других же в большинстве случае так и получается сулугуни под видом моцареллы», - высказывается представитель ритейлера.

Директор ООО «Рождество» и производитель сыров Джон Кописки старается оценить ситуацию на рынке объективно и отмечает, что сыроделие (особенно ремесленное) в РФ по-прежнему не организовано.

«Как следствие сегодняшних санкций, или кризиса, мы увидели большой рост количества частных и небольших производителей сыра - это факт.  Однако, рынок не организован, продавать довольно сложно, и есть серьёзные вопросы по качеству и надёжности, а также по общему контролю сертификации,  как для сырья, так и для конечного продукта. Такие сыры производятся не массово и практически все ручной работы, в результате цены выше и такой продукт не доступен значительной части покупателей», - комментирует Джон Кописки.

«С хорошим молоком и долгосрочным обязательством мы можем производить хорошие сыры здесь, в России. Мягкие сыры, такие как Камамбер. Твёрдые сыры, такие как чеддер и пармезан. Это уже происходит, но в небольших количествах.  Но наши цены выше. Мы не получали и не получаем субсидии на производство, наши затраты на финансирование высоки, а платёжный период короче», - констатирует основатель и руководитель ООО «Рождество».

На рынок сыров, несмотря на его замедление, продолжают заходить инвесторы. Сырное производство имеет высокую себестоимость: для производства 1 кг сыра в среднем нужно 12-16 литров сырого молока, более того, твердые сыры имеют высокую выдержку – более 1 года, а это высокие затраты на электроэнергию, отмечает гендиректор ГК «Лосево» Эльдар Беглов. Против этого – невысокая покупательская активность. Лишь немногие могут позволить себе купить качественный сыр.

«Наша компания изучила спрос на итальянские мягкие и полутвердые сыры, запустив в декабре 2013 года экспериментальный цех на базе нашего молочного производства. В прошлом году было принято решение построить отдельный завод, так как мы оценили, что потребность в наших сырах есть. Мы планируем начать его строительство только в конце 2018 года», - рассказал руководитель ГК «Лосево».

Крупным производителям на рынке сыров по-прежнему не хватает качественного сырья. Это стало ключевой причиной выхода крупных и средних переработчиков в отрасль производства сырого молока (к примеру холдинг «Молвест»).

«Наш завод обеспечен сырьем на 100%, нам не хватает оборудования, чтобы увеличить объём производства. Однако, дефицит молока – это серьезная проблема, которая тормозит развитие отрасли, ведь если нет молока, то и сыр не из чего делать», - говорит представитель ГК «Аланталь» Александр Никитин. – «Стоит учесть, что решать проблему нехватки сырья нельзя однобоко, если кто-то скажет, что необходимо вкладывать деньги и развивать только увеличение поголовья, это будет неправильно. Необходимо развивать и переработку, иначе просто некому будет поставлять сырье. Несбалансированное развитие приведёт к перекосу в отрасли», - уверен г-н Никитин.

Накануне стало известно, что «Молочный комбинат «Воронежский», являющийся ключевым предприятием «Молвеста» (3 место в России по объемам переработки сырого молока) зарегистрировало товарный знак «Сыроварни Аркадия Пономарева». Ранее сообщалось, что переработчик может начать производство сыров с плесенью по типу камамбера.

«Сыроделие развивается медленными темпами из-за отсутствия поддержки государства. Более высокий рост можно обеспечить только за счет своих собственных средств, за счет прибыли от продажи сыра. Получить господдержку или льготные кредиты очень трудно. мы в самом начале. Но у нас есть проблема с недостаточно развитой культурой потребления сыра, особенно в регионах», - уверен Владимир Иевлев-Старк, предприятие «Сыр без дыр».

Однозначно можно говорить о том, что интерес к отрасли не пропадает, хотя и становится более продуманным и неторопливым со стороны потенциальных инвесторов. В случае повышения потребительского спроса и уровня жизни населения, рост производства качественных сыров может ускориться.

26.02.2021
Число вегетарианцев, флекситорианцев во всем мире стремительно растет, хотя их количество до сих пор не достигло значительных показателей.
Читать полностью
Календарь