Дешевые псевдопродукты снова становятся массовыми

Источник: proapk.com.ua
Украинский потребитель начинает все больше экономить на продуктах питания. При этом по основным видам пищевой продукции, согласно данным Госкомстата, с мая месяца наблюдается сокращение внутреннего производства.

Украинский потребитель начинает все больше экономить на продуктах питания. При этом по основным видам пищевой продукции, согласно данным Госкомстата, с мая месяца наблюдается сокращение внутреннего производства. Стабильный спрос на продовольствие в стране поддерживается за счет наращивания объемов импорта как сырья (для пищевой переработки), так и готовой продукции. Кроме этого, производители снова начинают «химичить» с рецептурой.

СОГЛАСНО данным Госкомстата с января по июнь 2008 года производство основных видов продукции пищевой отрасли в Украине по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось от 0,7 и 4,1% (кисломолочные продукты и сливочное масло) до 25,7 и 46% (подсолнечное масло и мороженая свинина). Прирост объемов производства демонстрируют мясо и субпродукты из свежей или охлажденной птицы (40%), колбасные изделия (4,7%), обработанное молоко (1,3%), спреды и жировые смеси (2,1%), сыры (6,9%), шоколад и кондитерские изделия из сахара (9,4 и 3,2% соответственно). Причем по этим же позициям показатели производства за прошлый месяц по сравнению с июнем 2007 года в два-три раза выше, то есть производители откликнулись на изменение спроса украинцев, которые из-за инфляции не могут себе позволить покупать товары более дорогого сегмента. А возникший дефицит восполняется за счет импортных поставок дешевой и подчас низкокачественной продукции. К примеру, по словам министра агрополитики Юрия Мельника, из 160 тыс. т ввезенного за шесть месяцев в Украину мяса только менее трети можно назвать качественным, остальное — более 110 тыс. т — дешевый неликвид, из которого нельзя сделать качественный мясной продукт.

По информации крупнейших мясопереработчиков, действительно, в первом полугодии производство продукции сократилось на 5–10% из-за снижения особенно в низком ценовом сегменте вареных мясоколбасных изделий, которые подорожали за этот период на 10 грн. за килограмм (от 15 до 25 грн./кг). Потребители перешли на другие продукты аналогичного сегмента, такие, как паштеты, консервы и так далее. Тем не менее производители отмечают стабильно высокий спрос на вареную группу продукции среднего ценового сегмента. В текущем году цены на такую продукцию — в зависимости от предприятия — возросли на 15–25% до 35–40 грн./кг (вареные колбасы и сосиски высшего сорта, розница). «Предприятия увеличивают производство вареной продукции среднего ценового диапазона и сокращают выпуск дорогостоящих ГОСТовских вареных колбас. «Стандартные» колбасы никак не выделяются в рознице, и из-за более высокой цены спрос на них ниже, чем на аналогичные продукты, произведенные по ТУ», — так прокомментировал «k:» ситуацию один из переработчиков.

Что касается наиболее дорогого ценового сегмента — сыровяленых и сырокопченых колбас, здесь, напротив, наблюдается увеличение производства по соответствующим ГОСТам и ДСТУ. Причем именно в данном сегменте произошло наибольшее удорожание продукции в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сыровяленые и сырокопченые мясные продукты в зависимости от региона и предприятия подорожали примерно на 30–50%. Розничные цены достигают 95– 130 грн./кг (60–70 грн./кг — в прошлом году). Специалисты связывают это с необходимостью использования охлажденной говядины, которая практически подорожала вдвое, а также с высокими энергозатратами при производстве. Несмотря на это, предприятия мясоперерабатывающей промышленности до конца текущего года намерены наращивать производство сыровяленых и сырокопченых колбас. Аналогичная ситуация и в молочной отрасли: выпуск дорогих продуктов не снижается, а напротив, увеличивается. По мнению экспертов, это происходит по двум основным причинам. Во-первых, объемы такой продукции все еще незначительны и не удовлетворяют потребительский спрос со стороны обеспеченных слоев населения. У этого сегмента рынка еще есть перспективы роста. Во-вторых, люди, привыкшие к здоровому образу жизни, хотят покупать продукты хорошего качества, поэтому согласны платить за это более высокую цену.

Производство сыров, которое в предыдущие годы демонстрировало рост в 15–30%, по итогам 2008 года, в лучшем случае останется на прошлогоднем уровне, поскольку спрос на него из-за высоких цен значительно снизился. Но в то же время эксперты отмечают рост производства недорогих молокопродуктов, где применяются различные молокозаменители (растительные жиры). Сегодня на прилавках настоящее сливочное масло снова начинают теснить спреды, сокращается выбор настоящей сметаны, вместо которой потребителю предлагают псевдопродукт под названием «сметана» с применением растительных жиров. Аналогичная ситуация и со сгущенным молоком: настоящего, то есть произведенного из натурального коровьего молока, практически нет. Именно по этим продуктам и наблюдается наиболее ощутимый рост производства, поскольку за счет применения всевозможных ингредиентов и заменителей производители могут избежать роста себестоимости их производства.

Андрей Крень, руководитель PR-службы компании «Витмарк-Украина»: Потребление соков в 2008 году незначительно уменьшилось (на 2%) по сравнению с прошлым годом. Возросло потребление нектаров (на 3%). Увеличилась доля украинской продукции (на 2%), уменьшилась доля импортных соков и нектаров (на 2%). В этом году вкусовые предпочтения распределились таким образом: миксы — 18% от общего потребления, мультивитамин — 14%, яблоко — 13, апельсин — 13, томат — 9%. Удивительно, но данные MEMRB показывают, что потребление продукции в низком ценовом сегменте (4,50 грн.) упало по сравнению с прошлым годом с 12 до 9%, в среднем ценовом сегменте (4,51–6 грн.) также наблюдается падение потребления с 47 до 44%. Зато в ценовом сегменте «выше среднего» (6–8 грн.) выросло с 23 до 25%, и, что самое невероятное, в премиальном сегменте (выше 8 грн.) также отмечается хоть и незначительный, но все же рост: с 0,4 до 0,5%. Так что продукты дорожают, но потребители не могут себе отказать в здоровых напитках.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью