09.07.2019
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 3262
Деньги в молоко

В те дни когда заводы вкладывают в рекламу продукции деньги, государственные чиновники во всеуслышание говорят о засилии фальсификата или бесполезности потребления молока. В 2018 году господдержка молочного сектора составила порядка 30 млрд. рублей. Сколько вложили в развитие молочные предприятия - посчитать непросто. Сколько потеряли от высказываний “экспертов" и высших чинов - еще сложнее.

Как заявила в интервью “Российской газете" заведующая отделением профилактики факторов риска Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения российского Минздрава Дарья Халтурина, взрослым людям следует в среднем употреблять по 200 г молочных продуктов в сутки. Кроме того она отметила, что после употребления 400 г эффект перестает быть положительным. По ее словам, молочная продукция — источник множества полезных веществ, ее потребление в умеренных количествах связывают со снижением смертности от всех причин.

Вслед за этим, внештатный диетолог Минздрава Виктор Тутельян рассказал ТАСС, что не знает ни о каких нормах ограничения потребления  молочных продуктов - официальных, научно обоснованных данных также не существует. По словам диетолога, для здорового или даже больного человека, не имеющего нарушений пищеварения, употребление таких продуктов полезно. Ограничить потребление молочной продукции стоит людям с пищевой непереносимостью или противопоказаниями для здоровья, подчеркнул Тутельян. 

Два различных мнения официальных лиц не единственный случай широкой трактовки о пользе молочной продукции. При этом зачастую чиновники не следят за тем как их высказывания тиражируются в СМИ.

Россельхознадзор перманентно заявляет о доле фальсификата в молочной продукции РФ от 21% до 50%, а в ряде регионов до 80% и даже 100%.

Цифры и заявления о фальсификате в молоке циркулируют настолько стабильно, что большинство предприятий уже не обращает внимание на них - в беседе с The DairyNews производители признаются, что “проще не реагировать на высказывания, чем заострять на них внимание". Однако для потребителей, большая часть из которых смотрит ТВ, слушает радио и верит выступающим за экраном “экспертам", постоянные заявления о вреде и фальсификате молока являются стимулом отказаться от покупки.

В национальном докладе о ходе реализации государственной программы развития АПК сказано, что потребление молока на душу населения в 2018 году сохранилось на уровне предыдущего года и составило 225,2 кг при рекомендованной норме 325 кг. Авторы доклада поясняют, что это связано с сохранением уровня общих ресурсов молока и молокопродуктов, а также с удорожанием молочной продукции в условиях снижения реальных располагаемых доходов населения.

По оценкам Центра изучения молочного рынка, потребление молока в РФ составило в 2018 году 153 кг, незначительно увеличившись.

Между тем все чаще со стороны потребителей можно услышать, что молочникам нельзя верить и на полках не найти натурального молока. 

На графике представлено 114 стран. Как видно,  Россия находится на 63 месте. Между Ливаном и Индией.

России есть куда расти. Конечно, питание - лишь один из факторов продолжительности жизни. Но в Ирландии, где потребляется 733 кг молока на душу населения - продолжительность жизни составляет в среднем 82 года, в России, где потребление в последние годы составляло 149-153 кг на душу населения показатель достигает 72,7 года. Нидерланды, где также высокий уровень потребления молока, показатель средней продолжительности жизни населения -  81 год. 

Во всех этих странах потребление молока поддерживается с раннего возраста, борьба с фальсификатом беспощадна и штрафы, выписываемые недобросовестным производителям столь велики, что не оставляют возможности продолжать незаконную деятельность. Когда в России прекратят изобретать велосипед и “наносить надписи на полки" - непонятно.  

Последнюю инициативу по стимулированию потребления молока - “раздельные полки для молочной и молокосодержащей продукции" предприятия и производители уже оценили негативно.

КОММЕНТАРИИ:

Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка (DIA)

- Разнонаправленные высказывания чиновников подтверждают системный кризис в государственном управлении. Эксперты, представители ведомств, вроде бы участвуют в одних совещаниях, комиссиях и вместе с тем говорят противоположные вещи. Там, где должна быть синергия, проталкиваются совершенно разные понятия. Подобные высказывания могут быть, на мой взгляд, вызваны финансированием со стороны частных компаний. Либо это очень низкий уровень профессионализма - отсутствие аналитических данных, понимания того, как формируется потребление в мире, непонимание сути проблемы. Даже ученые, имеющие багаж знаний, не учатся и не повышают квалификацию.К сожалению, это опять же говорит о системном кризисе в управлении государством.

Сергей Резуненко, руководитель "Кизельман Юг"

- Позиция государства очень важна в формировании потребления молочных продуктов. Граждане верят тому, что говорят в СМИ чиновники и эксперты, к сожалению, большая часть потребителей.

На мой взгляд, любые негативные разговоры по теме качества молочной продукции отбивают желание населения ее покупать. Сегодня мы предлагаем потребителю задуматься, почитать этикетку, узнать, есть ли заменитель молочного жира в составе и это нисколько не стимулирует потребление, только больше запутывает граждан. Чистая этикетка в этом плане очень актуальна - потребителю нужно знать, что в продукте только молоко (+ закваска и ягоды, к примеру) и все. Больше потребителю ничего не нужно.

Как должно стимулироваться потребление молока?

Узнай мнение экспертов

Александр Ширинкин, председатель совета директоров компании «АО Тульский молочный комбинат»

Александр Ширинкин, председатель совета директоров компании «АО Тульский молочный комбинат»

Анатолий Лосев, генеральный директор ОАО «Молочный комбинат «Воронежский»

Анатолий Лосев, генеральный директор ОАО «Молочный комбинат «Воронежский»

Юрий Каракашян, генеральный директор Ростовского завода плавленых сыров

Юрий Каракашян, генеральный директор Ростовского завода плавленых сыров

Читать другие комментарии на эту тему

06.04.2020

Перенос маркировки молока: резюме

Молочная отрасль дождалась ожидаемого и логичного приказала за подписью главы Правительства о переносе обязательной маркировки молочной продукции на 2021 год. При этом позднее будет определена категория, маркировка на которую станет обязательной не позднее конца января 2021 года, большая часть молочной продукции попадет в поле действия системы “Честный знак" не позднее 1 октября 2021 года.
Покровское молоко, ООО
Адрес:  Рязанская обл., Рязанский район, с. Шумашь, ул. Центральная, д. 111 литера В 
 
Буслик Игорь Игоревич, ИП
Адрес:  Калининградская область, Черняховский р-н, Черняховск  
 
Орловский молочный завод (ОМЗ), ООО
Адрес:  Орловская обл., г. Орёл, ул. Высоковольтная, д. 4 
 
Зеленеев Александр Евгеньевич, КФХ
Адрес:  Республика Мордовия, Ичалковский р-он, с. Кемля