Давид Якобашвили: "Мы противники поднятия цен на молоко"

Источник: expert.ru
Интервью с Давидом Якобашвили, председателем совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн».
Давид Якобашвили: "Мы противники поднятия цен на молоко"
Интервью с Давидом Якобашвили, председателем совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн».

- На прошлой неделе во многих магазинах взлетели цены на молоко. В то же время производители сырого молока говорят, что стоимость сырого молока снова снизилась. За счет чего растут цены на молочную продукцию? Почему отпускные цены (цена поставщика) для магазинов на молочную продукцию не были снижены, тогда как цены на сырое молоко снизились?

— Я не совсем согласен, что мы подняли цены на молоко. Потому что потребление цельномолочной продукции упало, следовательно, повышение цены достаточно чревато для нас. Это вызывает огромное беспокойство, поэтому мы всячески стараемся держать цену.

Есть сезонность молока. Зимой его производят меньше, летом больше — в 1,6 раза в среднем по РФ. И следовательно, если молока больше, нам приходится снижать цену, зимой цена производителя выше, чем летом. Если мы отталкиваемся от розничной цены, то в стоимости пакета молока 40% — это цена сырья, 27% — цена переработки, 33% — розничная наценка. Мы переработчики, и из этих 27% мы закладываем рентабельность 2,9%. Порядка 3% — это налоги и амортизация, а 21% — это зарплаты, сам технологический процесс, аренда и так далее. Следовательно, мы противники поднятия цен на молоко, мы, наоборот, призываем всех держать цену, которая есть, и потуже затянуть ремень.

ВБД в день перерабатывает 5 тысяч тонн молока, мы можем отвечать за себя и за нашего ближайшего конкурента «Юнимилк», потому что знаем, как у него складывается цена. Но общая переработка молока в России — 15 миллионов тонн в год, а мы с «Юнимилк» — это где-то 2,8 миллиона тонн в год. Это порядка 20%.

- Скажите, пожалуйста, как обстоят дела в ВБД с реализацией технического регламента на молоко и молочную продукцию? Идет ли розлив молока и напитка в соответствующую упаковку? Когда на прилавках потребитель увидит новую маркировку? Были ли переоснащены линии ваших заводов под розлив новой продукции, на каких заводах? Ваше личное отношение к регламенту, что необходимо доработать в нем?

— По поводу техрегламента. Мы полностью переходим на новую упаковку в конце апреле — начале мая, и этим мы заканчиваем со всеми требованиями техрегламента. Мы полностью переоснащены. Просто у нас оставалась упаковка, изготовленная по старому регламенту, и мы должны были ее использовать, чтобы не нести убытки.

Мое отношение к регламенту абсолютно положительное, но есть вещи, которые я бы хотел исправить, и мы этим занимаемся. Мы просили внести изменения в 29 параграфов. Есть технические ошибки, которые не позволяют, например, производить творог. Есть вопрос о молочном напитке, в законе нет самого его определения. Указано, что молочный напиток — это все то, что содержит 7% молока и выше. Слишком широкое понятие, вводящее в заблуждение потребителя, Поэтому он сейчас не пользуется сейчас никаким спросом. Только две страны в мире, мы и потом Казахстан, ввели понятие «молочный напиток» для молока, восстановленного из сухого. Во всех странах это называется «восстановленное молоко». Хочу напомнить, что все 80-е годы и Москва, и Санкт-Петербург, и все большие города жили только на восстановленном молоке, потому что поставки от фермера до завода в городе не было, не было технических возможностей транспортировки.

Молоко из сухого мы не производим, сейчас на рынке упало потребление, есть огромное количество цельного молока. Но есть некоторые молочные продукты, которые по рецептуре требуют добавления сухого, например кефир: в нем по ГОСТу должно быть 3,2% белка, но среднее содержание белка в молоке по России 2,8%. Чтобы довести кефир до ГОСТа, надо добавить сухое обезжиренное молоко.

Я бы акцентировал внимание на другой проблеме - к сожалению, сейчас огромное количество молока в России замещается растительными жирами. В России за год 6 млн тонн в живом весе (переведенном на молоко) замещается растительным маслом, прежде всего пальмовым. В РФ уже много заводов, производящих пальмовое масло. Оно в три раза дешевле сливочного. Его добавляют в мороженое, кондитерские изделия, сдобу, сгущеное молоко (80-90% сгущеного молока производится в РФ с применением  растительных жиров).  Но хочу заметить, что пальмовое масло усваиваетя при температуре 42%, значит оно откладывается на стенках сосудов человека и т.д.

- Как вы оцениваете новую инициативу правительства РФ и министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник о создании семейных ферм – к 2011 году планируется создать 300 типовых ферм, рассчитанных на 100 голов крупного рогатого скота. Не повторится ли сегодня ситуация 1990-х, когда аналогичные программы по поддержке фермерских хозяйств провалились? К каким результатам приведет такая инициатива и что она может дать отрасли?


— Очень положительно отношусь. Но есть определенные трудности, которые надо заранее просчитать. Это вопросы об использовании материально-технической базы. Должна быть инфраструктура, которая обслуживала бы эти маленькие фермы. Есть вопрос с питанием, с кормами, за кем будет закреплена земля, на которой они будут изготавливаться, кто будет заготавливать их. Земля и корма — это главный вопрос.

- Каковы ваши антикризисные решения? По вашей презентации для аналитиков видно, что компания «Вимм-Билль-Данн» пошла на сокращение персонала. Сколько в целом по компании было сокращено работников? Хотя бы в процентном отношении. Что еще предпринимаете? Переориентация производства на более дешевую продукцию, поиск внутренних поставщиков взамен зарубежных, изменение рецептуры продукции в сторону снижения себестоимости производства, сокращение капитальных затрат?

— Мы приступили к сокращению расходов еще года полтора-два назад. Так что вопрос о сокращении персонала всегда стоит, если мы можем заменить человеческий труд оборудованием. Ввиду того, что наши предприятия в основном старого образца и не особо технологичны, по сравнению с европейскими конкурентами, у нас преобладает использование человеческого труда. Но мы стараемся оптимизировать. Сокращение  у нас обычно 3-5% в год. В этом году, может быть, чуть больше, но не значительно. Сейчас у нас работает более 18 тысяч человек.

Конечно, мы сократили личных водителей, лишние платежи за телефонные переговоры, поездки, перелеты бизнес-классом, представительские расходы. Максимально следим за использованием электроэнергии и ГСМ. Зарплаты не сократили, а бонусы сократили.

Девальвация на нас не сильно повлияла. Доля валютной составляющей у нас мала, только соковый концентрат и чуть-чуть соковой упаковки, что не производится в РФ.

- Каково влияние конкурента, группы «Данон» (владелец 18,4% акций компании), на принимаемые решения в компании? Возможна ли покупка «Даноном» «Вимм-Билль-Данна» в будущем?

— Влияния никакого. Мы продаваться не хотим, мы хотим поработать, да и предложений таких нет. И соки мы тоже не хотим продавать.

- В детское питание «Агуша» с 5 месяцев добавляется сахар. Зачем вы губите здоровье детей?

— В детское питание «Агуша» добавляется сахар с восьми месяцев, в йогурт. Мы детские продукты производим только по рецептуре Института питания, у них очень жесткая рецептура. Значит, таково требование, раз добавляют сахар.

- Недавно производители и переработчики молока обсуждали между собой вопрос о формировании единых закупочных цен на сырое молоко. По замыслу вице-премьера Виктора Зубкова, обеспокоенного одновременным снижением закупочных цен на сырое молоко и ростом стоимости готовой молочной продукции, к 1 марта участники рынка должны были разработать единую молочную формулу, действующую на территории всей страны. До сих пор консенсуса не найдено. На ваш взгляд, к чему в итоге приведет этот спор и смогут ли стороны, включая розницу, подсчитать, «кто на ком наживается»? Какими иными путями можно поддержать производителей молока?

— Огромная благодарность Зубкову и правительству за то, что они не стараются вручную регулировать цены на сырье, иначе это вызовет сбои в производстве, как мы это знаем на примере разных стран. Но у нас, у крупных производителей, разногласий с нашими поставщиками нет, и консенсус у нас всегда присутствует. Производителей молока мы кредитуем, мы даем им доильное оборудование, транспорт, корма, охлаждающее оборудование... Но есть еще и определенные меры правительства по поддержке производителей молока, которые должны выполняться. Во-первых, это вовремя выплачиваемые субсидии, сейчас есть перебои, есть проблема с высокой ставкой рефинансирования и разница между реальным кредитом и этой ставкой (23-25%). Корова дает первое молоко через три-три с половиной года, а деньги за кредит надо начинать выплачивать сразу. Решив эти проблемы, можно помочь производителям молока.

- Скажите, пожалуйста, что ваша компания добавляет в молоко, что оно не портится в открытом пакете полторы недели как минимум? А по прошествии полутора недель не сквашивается, а приобретает желатиновую консистенцию и ужасный запах? Почему, если ваше свежее молоко нагреть, то оно пахнет не молоком, не коровой и даже не содой, а чем-то совершенно невообразимым? Вы-то сам пьете то, что производите?

— Это определенная фантазия. Есть два способа производства молока, которыми мы пользуемся. Это пастеризация и ультрапастеризация. Ультрапастеризация — это тот способ, который дает возможность хранить закрытый пакет молока при комнатной температуре в течение пяти месяцев. Это процесс нагревания молока, всего на несколько секунд до 130 градусов в потоке, в закрытой схеме, а потом его мгновенного охлаждают, а потом вакуумная упаковка. Убивается вся флора, но сохраняются витамины и минералы. Мы теряем только витамин С, остальные уменьшаются на 2-3%. Никаких добавок нет. Ничем не обрабатываем внутреннюю полость пакета.

- До кризиса производители жаловались на розницу — трудно попасть на полку, высока стоимость «входного билета» и т. д. Сейчас, как говорят многие производители, на полках стало посвободнее. Но появилась другая проблема — неплатежи. А как изменились взаимоотношения с розницей у ВБД после кризиса?

— В начале кризиса были определенные проблемы с опозданием в платежах, были проблемы с попаданием на полку, но сейчас мы эти вопросы постепенно снимаем и добиваемся консенсуса. Задолженности со стороны сетей у нас очень мало. Они зависят от наших поставок. Для нас место на полках было всегда.

- На текущий момент в развитых странах операторы розничного рынка торговли потребительскими товарами значительно повышают долю частных торговых марок в товарном ассортименте, в том числе по категории «молоко и молочные продукты». Данная тенденция проявляется и в планах развития private label российских розничных сетей. Как этот фактор конкуренции учитывается или будет учитываться в развитии ВБД, существует ли вероятность участия ВБД в альянсах с торговыми сетями по разработке частных марок с целью занять эту нишу, учитывая усиление конкуренции со стороны «Юнимилк» как второго игрока на рынке?

— Мое отношение к private label крайне отрицательное. Потому что в данной ситуации, чтобы производить достойную продукцию, конкурирующую с нашей, нет производственных мощностей. Ведь есть маленькие заводики, которые произведут неизвестно что. Плюс это нам во вред: они ставят нашу продукцию назад полки, а свою вперед, а качество private label уступает нам. Для магазина делать продукт мы не будем.

- Ваш коллега увлекся инвестициями в молодежную моду, а есть ли у вас столь же масштабные личные инвестиции?

— Личные инвестиции у меня есть. В сельское хозяйство, в коров — в Подмосковье, в Волгоградской области. Под 20 тысяч. Еще есть хлебопечение в Волгоградской области, завод по выпуску каш и смесей под торговой маркой «Крупно».

- Какие планы по работе на рынке Украины? Где, по вашему мнению, более жесткая конкуренция: на рынке России или Украины? Если можно, оцените качество молочной продукции в целом на рынках России и Украины.

— В России конкуренция жестче. На Украине планы развиваться, как и везде, создавать больше хороших продуктов. Доля от 15 до 26% украинского молочного рынка, по разным регионам.

Мы не можем выпускать плохое. У нас есть британский сертификат, и мы можем продавать в Германии, Франции, Австралии, США, Израиле, Канаде и странах СНГ.

- В четвертом квартале компания показала чистый убыток. Каковы прогнозы на первый квартал 2009 года и год в целом? Есть ли в компании антикризисный план? Как вы собираетесь выходить из убытков?

— Причина убытков — курсовая разница. В рублях мы показали прибыль, а в долларах убыток, это вещь относительная, она нас не беспокоит. Прогноз нормальный, главное, чтобы было потребление, не падало, мы не закредитованы и вполне нормально себя чувствуем, устойчиво.

Сейчас идет рост потребления тропических масел вместо животных жиров. И если этот тренд будет продолжаться, то мы против этого, это и на здоровье отражается, и на нашем сельском хозяйстве.

- Возможны ли в 2009 году крупные слияния/поглощения в секторе переработчиков молока? Если да, то как, по-вашему, это отразится на производителях?

— Могут быть. Но на производителе это никак не отразится. Мы все время смотрим тоже, прежде всего на производство молочного и детского питания.

- Когда закупочные цены вернутся на уровень 17-19 руб. за литр? Или же такие цены были просто случайным стечением обстоятельств?

— Это было случайное стечение обстоятельств в конце 2007-го — начале 2008 года. Это был всплеск, который резко понизил потребление. Цена на сырье возросла на 80%, и нам пришлось на 40% поднять отпускные цены. Это было связано с сокращением мирового производства молока и увеличением его потребления.

Сейчас точка отсчета в цене — 10 рублей 50 копеек, плюс производитель получает за высокий процент белка, жира и количество микрофлоры: чем ее меньше, тем выше качество. Сейчас молоко самого высшего качества мы покупаем по 13 рублей 50 копеек, летом цена, возможно, упадет примерно на рубль. Мы так думаем.

- Отразится ли инфляция в ценах на молоко в 2009 году или же производителям молока, в отличие от всей страны, готовиться к дефляции?

— Я не ожидаю в молочном производстве инфляции. Если кризис будет продолжаться, то, скорее всего, будет дефляция, потому что спрос на молоко крайне чутко реагирует на доходы населения.

- Каково сейчас ваше положение на рынке соков. Как меняется ваша доля?

— Наше положение достаточно стабильное, доля примерно17-18%. За прошлый год мы долю чуть-чуть отыграли. Но соки, в отличие от молока, очень зависимы от валютной составляющей. Концентрат в основном приходится завозить из-за границы, (кроме яблочного и дикой ягоды). Но это отражается на всем рынке, и на наших конкурентах тоже. С августа отпускная цена на соки увеличилась от 10 до 20%, а спрос ужался, но все равно он присутствует. Я особо не беспокоюсь.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью