Что везут в Россию под маркой молочных продуктов из Белоруссии?

Источник: regnum.ru
Истинные объёмы белорусской продовольственной контрабанды в РФ до сих пор невозможно подсчитать даже приблизительно.
Белоруссия — главный лидер по поставке молочных продуктов в Российскую Федерацию. В досанкционный период в перерасчете на молоко в Россию поставлялось около 3 млн тонн продукции в год, тогда как весь молочный экспорт из Белоруссии оценивался в 3, 3 млн тонн по подсчетам Белстата. После третьего квартала 2014 года, по словам главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, Белоруссия резко увеличила закупки молочной продукции из Польши, Литвы и Латвии. Практически одновременно доля Белоруссии в общем молочном импорте в РФ в 2014 увеличилась с 54,7% (2013 год) до 72,1%.

После введения продовольственного эмбарго большое количество стран, попавших под санкции России, потеряли высокодоходный российский рынок. Белоруссия отказывалась закупать молоко и молочные продукты по тем ценам, по которым их закупала Россия. Объем произведенной продукции надо было куда-то девать. Рынок поделен, и новых объемов молока на нем не ждут. Единственный возможный вариант избавиться от излишков молочной продукции — снизить цену и продать в Белоруссию. Что и сделали. «Снизив цены, страны ЕС наладили поставки молочного сырья в Белоруссию», — заявил в интервью «Независимой газете» в сентябре 2014 года начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Алексей Богданов. По его словам, «ранее таких поставок из Евросоюза не было. У нас своего сырья хватало. К тому же в ЕС цены были высокие. После введения эмбарго у европейцев было два пути: либо сливать молоко в канализацию, либо снизить цену. Они выбрали второй вариант. Как итог — цены упали, нам стало выгодно закупать молочное сырье в ЕС».

Кроме молока, в Россию из Белоруссии с конца 2014 года стали поступать другие молокопродукты, которые раньше производились исключительно в Польше, Литве и Латвии. Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM работник магазина «Перекрёсток», в основном это была сырная продукция, попавшая под антисанкционные меры.

Сотрудники Россельхозназора в интервью газете «Ведомости» отметили, что осмотр грузовых машин на границе довольно поверхностный, так как инспекторы по законодательству Таможенного союза не имеют права просить залезть внутрь машины. В итоге, перевозчики снаружи кладут разрешенный товар, а внутрь могут складывать что угодно. «Все белорусское направление перекрыть мы не можем», — признавал начальник управления фитосанитарного надзора Россельхознадзора Александр Исаев.

Для ввоза санкционной продукции в Россию не без внимания импортёров остается и вариант «казахстанской схемы». Так, товары из ЕС и Молдавии отправлялись в Белоруссию, а оттуда в Казахстан через РФ, однако очень часто до заявленного пункта назначения они не доходили, реализовываясь в России. Об этом ИА REGNUM рассказал казахстанский аналитик Ерлен Бадыхан. По его информации, по «казахстанской схеме» после ответных российских санкций в Россию завозилось около 20% всей продовольственной контрабанды, которая до Казахстана так и не доезжала.

Поставки белорусских молочных продуктов в Россию за прошедший год увеличились на 17,4%, а вот поставки тех молочных производств Белоруссии, которые на протяжении многих лет работали с Россией, кардинально не изменились. Крупнейшим предприятием, поставляющим белорусские молочные продукты в Россию, является ОАО «Савушкин продукт» (такие ТМ, как «Савушкин», «Брест-Литовск», «Оптималь» и др.). По оценке сотрудников крупных сетевых продуктовых магазинов, отвечающие за прием товара, объемы поставок вышеупомянутой компании за прошедший год не показали заметного роста или снижения. Остальные крупные белорусские молочные производители, которые много лет работали с российским рынком, оставили свои показатели по поставкам на уровне, близком к прошлогоднему.

Та разница, что образовывается от увеличения общего молочного импорта из Белоруссии и отсутствия изменения в поставках крупных молочных компаний довольно занимательна. Вопрос: что именно везут в Россию под маркой молочных продуктов из Белоруссии?

Напомним, в августе 2014 года официальный Минск отказался присоединиться к российскому продовольственному эмбарго. Александр Лукашенко распорядился поддержать западных экспортёров продовольствия, пострадавших от ответных российских санкций и переориентировать невостребованное на российском рынке продовольствие в Белоруссию. Вскоре возник «белорусский продовольственный оффшор, которым воспользовались российские и белорусские контрабандисты. Параллельно развивался ещё один конфликт — «колбасная война», вызванный нежеланием официального Минска соблюдать требования российского законодательства при поставках мяса и мясной продукции на российский рынок. Россельхознадзор представил факты обнаружения в белорусской мясомолочной продукции вируса АЧС, повышенного содержания антибиотиков и др., что указывало также на попытку сбыть в России продукты питания, выработанные из сырья стран ЕС.

Как сообщало ИА REGNUM, около 90% экспорта белорусских продуктов питания приходится на российский рынок, не выдерживая конкуренции вне Союзного государства. Ежегодное наращивание объёмов беспокоит российских производителей продовольствия, не имеющих доступа к сырью из ЕС и лишенных столь мощной господдержки, как госпредприятия Белоруссии. Российский союз производителей молока «Союзмолоко» неоднократно выражал озабоченность недобросовестной конкуренцией белорусских компаний на российском рынке и нашел поддержку в решении данной проблемы в правительстве РФ — вице-премьер Аркадий Дворкович обещал «принять определенные меры по отношению к друзьям и партнерам».

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью