Что помогло российским ресторанам выжить в пандемию

Источник: iz.ru
Бизнес, ориентированный на экономическую модель в сферах отдыха и развлечений, с началом пандемии пострадал больше других сфер экономики. Что помогло тем, кто выстоял? Поддержка государства? Уступчивые партнеры? Гибкая политика финансовых институтов? Или остались на плаву только те, кто всегда верил, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих?

После «черного воскресенья» 28 марта прошлого года где на три месяца, где на полгода у ресторанов, кафе, фитнес-клубов, парков развлечений, концертных залов исчезли посетители. Доходы упали практически до нуля. При этом сохранились обязанности по выплате заработной платы работникам, по уплате налогов, аренды, кредиторки, которая почти всегда в этой сфере носит характер «просроченной».

Один из самых очевидных и наглядных примеров — это ресторанный бизнес. По подсчетам Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО), в начале марта выручка московских ресторанов снизилась на 30–60%, а к концу месяца упала на 80–90%. Аналогичные процессы происходили и с парками развлечений. Ситуация менялась ежечасно, процесс падения выручки был похож на снежный ком, который стремительно катится вниз... Другой пример — фитнес-клубы. Как свидетельствуют данные Ассоциации операторов фитнес-индустрии за март–июнь 2020 года, все они потеряли почти 20% игроков и 30% сотрудников, а также треть годового оборота — около 50 млрд рублей при годовом обороте более чем 167 млрд рублей.

Под таким лозунгом уже полтора года работает сеть ресторанов «Якитория». Может, поэтому — на грани максимального риска — удалось быстро перестроить боевые ряды и освоить прежде чужое пространство… Об этом рассказал «Известиям» Александр Королев, генеральный директор компании Syntagма consulting (развитие сети ресторанов «Якитория»).

— Доход кафе на 30% зависит от маршрутов гостей в течение дня. Например: утром по дороге из дома в офис — чашка кофе, в обед — бизнес-ланч, вечером — ужин в ресторане. Удаленка исключила офис из этого маршрута. Ресторанам пришлось мгновенно перестраиваться. В период ограничений 80% заказов были на доставку. В «Якитории» одни из первых ввели бесконтактную доставку: закупили рыбацкие стульчики, курьер перед дверью выставляет заказ на стульчик, клиент его забирает. Когда все сидели по домам, мы проводили «онлайн-шеф-тэйбл». Набор продуктов доставляли гостям на дом, в назначенное время они через Zoom подключались к конференции, где бренд-шеф вместе с участниками готовил блюда. И при этом рассказывал веселые истории.

Нечасто, но бывает, и одинаковые идеи одновременно посещают умы разных людей. Так же как в «Якитории», в сети фитнес-клубов WorldClass вывели в онлайн занятия с тренерами. Вот что рассказал генеральный директор сети Николай Прянишников:

— Уже через день после объявления локдауна мы организовали «доставку фитнеса на дом». Давно готовились к этому, пандемия проект лишь ускорила. Совокупное количество просмотров онлайн-тренировок в нашем Instagram и на Youtube за три месяца локдауна достигло 75 млн. Ежедневно с нами тренировались до миллиона человек по всему миру. Кроме того, мы все договоры с клиентами заморозили на те три месяца, что клубы были закрыты. И заметили, что клиенты, которые продолжали ходить в клубы, стали делать это чаще в среднем на 20%. В нашей сети не закрылся ни один фитнес-клуб, наоборот, мы открыли в Москве четыре новых центра. Это важно, ведь фитнес — отличная профилактика любых заболеваний.

В городе Липецке тоже выжили непотопляемые оптимисты. К такому выводу приходишь, послушав Сергея Сорокина, стартап-менеджера проектов городского общепита:

— В пандемию разорилось много небольших дорогих ресторанов. Но вместо них пришли заведения новых форматов. Миксы — цветочный магазин с кофейней, барбершоп или салон красоты с кофейней. На каждом углу открываются небольшие пекарни и кондитерские. Огромный спрос на фудтраки — до пандемии на всю область было пять, сейчас больше полусотни. Объем рынка общепита у нас растет сейчас на 20% в год.

Евгений Матин, директор по правовым вопросам ООО «Мир Детства» (Екатеринбург, Сеть развлекательных парков «ФанкиТаун»), рассказал, как их бизнес балансировал на грани катастрофы:

— Наши детские парки закрылись, как и другие учреждения, в марте 2020-го. А открывались по-разному: в Екатеринбурге — в сентябре, в Новосибирске — в феврале 2021-го. Первый месяц после открытия был всплеск посещаемости, но недолгий. Уже со второго месяца обороты начали снижаться. Сейчас наши показатели составляют 70–74% от уровня 2019 года.

Дмитрий Щукин, юридический представитель правообладателя сетевых ресторанов «Чайхона № 1», считает, что результаты любого кризисного явления в экономике всегда отрицательные:

— Я допускаю, что для кого-то пандемия открыла новые возможности. Но большинство предприятий сектора выживает с трудом. Ведь мы же полностью ориентированы на наших гостей. И если им плохо, если у них падают доходы, то и у нас они никак не могут расти. Я думаю, ресторанный бизнес сделал всё, что мог, чтобы сохранить свои заведения, штаты, клиентов. Конечно, помогло прежде всего доброжелательное отношение наших поставщиков, смежников, арендодателей.

По словам участников рынка, в основном с партнерами удавалось договариваться об отсрочке платежей. И надо понимать, что с их стороны это не благотворительность. Законы бизнеса жестки: если идешь на уступки контрагенту, теряешь прибыль. А у тебя свои работники и обязательства.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью