15.10.2019
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 2978
Что говорят о маркировке власти и участники молочного рынка?

ЦЕЛИ МАРКИРОВКИ

Прослеживаемость. Очередная система прослеживаемости в лице маркировки “Честный знак" накладывается на электронную ветсертификацию, которая окончательно охватит молочную отрасль от коровника до магазина уже с 1 ноября.

Согласно позиционированию Минпромторга, маркировка нужна для “обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту товаров, в том числе контрафактных, а также повышения собираемости таможенных и налоговых платежей". 

Видится, что основное в этом вопросе именно повышение собираемости платежей.  Впрочем это касается всех систем прослеживаемости, вводимых государством. О чем ранее мы писали: ряд случаев разбирательств ФНС с региональными и федеральными переработчиками молока привел к серьезным банкротствам и закрытию/сокращению мощностей. 

САМЫЙ ВАЖНЫЙ ВОПРОС: СКОЛЬКО СТОИТ?

Эксперимент по маркировке ряда видов готовой молочной продукции начался в России 15 июля и должен продлиться до 29 февраля 2020 года. Оператором пилотного проекта выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). В ходе эксперимента цифровой двухмерный код Data Matrix планируется наносить на отдельные категории продуктов, среди которых молоко, сливки, сгущенка, йогурт, кефир, сливочное масло, мороженое, сыры и творог. Более подробный перечень смотрите ниже.

По оценкам ЦРПТ затраты на маркировку единицы продукции в молочной отрасли могут составлять от 1 до 8 копеек. Как отмечают в Союзмолоко, подобная стоимость будет актуальна только для тех, кто сможет распределить вложения на внедрение системы как минимум на 60 лет. Те же участники рынка, кто будет вынужден сразу инвестировать в оборудование для маркировки, будут тратить до 62 копеек за каждую единицу продукции, уточнили в Союзмолоко.  

Учитывая стоимость расходных материалов, техническое обслуживание и временные затраты сотрудников, обучение персонала, по предварительным оценкам, совокупные единовременные инвестиции отрасли составят около 25 млрд руб., а ежегодные затраты — около 20 млрд руб. При этом чистая прибыль отрасли за 2018 г. составила 35 млрд руб.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СПИСОК ПРОДУКЦИИ, ПРОХОДЯЩЕЙ МАРКИРОВКУ

Перечень видов молочной продукции, подлежащих маркировке в рамках эксперимента:

Код ТН ВЭД ЕАЭС

Наименование вида молочной продукции

0401

Молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ

0402

Молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ

0403

Пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и прочие ферментированные или сквашенные молоко и сливки, сгущенные или несгущенные, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ, со вкусо-ароматическими добавками или без них, с добавлением или без добавления фруктов, орехов или какао

0404

Молочная сыворотка, сгущенная или несгущенная, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ; продукты из натуральных компонентов молока, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ, в другом месте не поименованные или не включенные

0405

Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты

0406

Сыры и творог

2105 00

Мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао

2202 99 910 0

Прочие, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401 — 0404, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков товарной позиции 2009: менее 0,2 мас. %

2202 99 950 0

Прочие, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401 — 0404, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков товарной позиции 2009: 0,2 мас. % или более, но менее 2 мас. %

2202 99 990 0

Прочие, содержащие жир, полученный из продуктов товарных позиций 0401 — 0404, воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых и овощных соков товарной позиции 2009: 2 мас. % или более.

Минпромторгом разработаны методические указания для маркировки молочной продукции, однако по данным отраслевых ассоциаций этот документ все еще не утвержден. Между тем эксперимент во всю идет.

В открытом доступе находится и постановление о проведении эксперимента по маркировке готовой молочной продукции.

МНЕНИЯ

Пресс-служба Минпромторга РФ

Мы не ожидаем никаких сбоев в рознице и не считаем, что внедрение цифровой маркировки готовой молочной продукции может стать причиной роста цен на товары.

Розничная торговля «уже интегрирована в маркировку», поскольку продаются товары, для которых маркировка стала обязательной ранее, например, сигареты. Как пояснили в Минпромторге, сейчас на площадке Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки) проходит пилотный проект по маркировке молочной продукции, отрабатываются все технологии и методы нанесения кодов. Эксперимент продлится до 29 февраля 2020 г. Кроме того, на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту был одобрен проект распоряжения правительства РФ, согласно которому обязательная маркировка молока начнется с 1 июня 2020 г.

Параллельно Минпромторг совместно с Минсельхозом прорабатывают вопрос интеграции системы маркировки и системы обязательной ветеринарной электронной сертификации «Меркурий», которые, по мнению представителей министерств, функционально дополняющих друг друга. Интеграция двух систем необходима для реализации сквозной прослеживаемости молочной продукции „от коровы до кассы“, что позволяет потребителю быть уверенным в легальности приобретаемой продукции. Разрабатываемая Минпромторгом и Минсельхозом схема данной интеграции основана на минимизации издержек и вскоре будет предложена участникам оборота.

Николай Власов, заместитель руководителя Россельхознадзора

Если исходить из действующих цен, то введение маркировки на стоимости продукции скажется обязательно, причем на стоимости дешевой продукции, где упаковочная единица стоит недорого – как у йогурта, допустим. Как известно, сам QR-код стоит 50 копеек, к которым придется добавить и процедуру нанесения, покупку принтеров, ридеров, операционные расходы и пр. Единственное, что может обезопасить от этого – введение правительственных "капексов" на покрытие издержек. Поэтому повышение стоимости будет зависеть от того, какое решение примет правительство – если решат ничего не делать, цены вырастут.

Я думаю, что меры примут, ведь невозможно себе представить, чтобы только за счет введения маркировки произошло существенное подорожание социально-значимых продуктов.

Пресс-служба ЦРПТ

- Определение целесообразности внедрения маркировки в разных товарных группах находится в компетенции регулятора в лице государства. ЦРПТ в соответствии с принятыми Правительством решениями создает компоненты системы и работает с отраслями для того, чтобы в комфортном для компаний режиме своевременно внедрить цифровую маркировку. 

<...>

Системы выполняют разные функции – «Меркурий» контролирует сырье до завода, а Честный ЗНАК каждую единицу готовой продукции от завода до продажи на кассе. Ритейл уже интегрирован с Честным ЗНАКом, так как внедрил у себя систему с товарами, для которых маркировка уже стала обязательной. Кроме того, Честный ЗНАК делает важным участником цифровой платформы покупателя, давая ему инструмент общественного контроля – возможность проверять всю продукцию с помощью мобильного приложения.

Союзмолоко (письмо на имя Д.А. Медведева)

- Союзмолоко обращается к Вам, Дмитрий Анатольевич, с просьбой обратить внимание на сложившуюся в молочной отрасли ситуацию с игнорированием принципов введения обязательной маркировки средствами идентификации, установленных законодательством РФ, а также механизмов закрепленных в соглашениях ЕАЭС и принятых в международной практике, и поддержать проведение анализа целесообразности до принятия решения о введении обязательной маркировки отельных видов молочной продукции средствами идентификации и установления сроков введения такой маркировки.

При принятии решения о распространении системы обязательной маркировки на готовую молочную продукцию анализ, включающий в себя соотнесение потенциальных выгод от распространения системы на новую категорию и издержек отрасли на ее внедрение, проведен не был. По оценкам Союзмолоко, проблема контрафактной продукции, на борьбу с которой направлена система маркировки, в молочной отрасли отсутствует, поскольку большинство компаний-членов ассоциации не сталкивались с подделками своей продукции. Доля контрафактной продукции на рынке оценивается участниками рынка в 0,01% оборота.

При этом, в то же время внедрение в России системы обязательной маркировки молочной продукции потребует существенных инвестиций со стороны участников рынка, а также ежегодных затрат на обеспечение функционирования системы. По предварительным оценкам, совокупные единовременные инвестиции составят около 25 млрд руб., а ежегодные затраты — около 20 млрд руб. При этом чистая прибыль отрасли за 2018 г. составила 35 млрд руб. Таким образом, по оценкам участников рынка, распространение системы обязательной маркировки на готовую молочную продукцию нецелесообразно.

С 1 июля часть молочной продукции входит в систему обязательной электронной сертификации «Меркурий». «Указанная система направлена на обеспечение прослеживаемости и, таким образом, обеспечивает реализацию одной из целей внедрения обязательной маркировки. В связи с этим, введение обязательной маркировки молочной продукции дополнительно к уже внедряемой системе прослеживаемости является избыточной и дублирующей мерой.

Таким образом, внедрение одновременно двух систем прослеживаемости для социально значимой отрасли производства молочных продуктов, характеризующейся особенно сложными бизнес-процессами, станет двойным обременением для молочных предприятий и, в конечном итоге, потребителя. Кроме того, внедрение дублирующих механизмов противоречит концепции реализуемого в настоящий момент механизма «регуляторной гильотины», направленного на устранение избыточных и дублирующих обязательных требований.

Георгий Житмарев, заместитель генерального директора «Пискаревского молочного завода»

- Когда нам сообщили, что системы «Меркурий» для прослеживаемости продукции недостаточно, и будет введена еще и маркировка молочной продукции, мы почли за лучшее не оставаться в стороне и записаться в рабочую группу с тем, чтобы наши предложения по улучшению работы в системах были учтены

На перерабатывающих заводах, в условиях сырости и холода, наносить маркировку на упаковки продукции нельзя. Упаковки должны поставляться на завод уже промаркированные, за нанесение 2D-кода должны отвечать упаковочные компании. К примеру, мы участвуем в эксперименте совместно с ЗАО «Ламбумиз», которая нанесла на упаковку от однопроцентного кефира 2D–код, а компания «Акрон» установила считывающее оборудование.

Мы прошли эксперимент, но на мой взгляд, необходим переходный период в три года, чтобы технология была отработана.

Олег Павлов, представитель компании “Курское молоко"

- К настоящему моменту мы выпустили тестовую партию и обсудил с партнерами дальнейшее внедрение в технологический процесс. В среднесрочной перспективе мы планируем приступить к тотальной оснастке производственных мощностей.

Сергей Дворников. генеральный директор компании “Курское молоко”

- Для настройки линий использовалось техническое зрение компании Omron, процесс настройки для тестового выпуска продукции занял не более одного часа, запуск маркировки на линии не привел к сбоям и потере скорости. Таким образом, установка дополнительного оборудования не потребовала существенных временных затрат и изменения технологических процессов.

«Курское молоко» производит готовую молочную продукцию с 2005 года. В год перерабатывается порядка 280 тонн сырья и производится 2,5 млн.  упаковок готовой молочной продукции. Мы подключились к проекту в числе первых участников, потому что видим в нем большие возможности для нашей отрасли. Кроме того, продукция будет защищена от подделок, и покупатель сможет увидеть всю информацию о товаре с помощью мобильного приложения. Мы также рассчитываем на эффект от маркетинговых акций, которые будет возможно запускать при помощи кодов на упаковках.

Алексей Сидоров, руководитель товарной группы “Молоко ЦРПТ" 

- Начавшийся в июле этого года эксперимент проходит успешно. В нем участвуют более 30 производителей готовой молочной продукции. Ведутся обследования производственных площадок участников для оценки необходимых изменений с введением маркировки, совместно с отраслью формируются методических рекомендации. Мы открыты к сотрудничеству и призываем производителей регистрироваться в эксперименте, чтобы заранее опробовать все необходимые процессы для запуска маркировки.

Анатолий Лосев, генеральный директор компании “Молвест"

- Маркировка характеризуется огромными первоначальными вложениями, которые отрасли сейчас не нужны. Гораздо более важным является необходимость модернизации и перевооружения молочных предприятий. Стоит помнить, что рано или поздно санкции закончатся и российские заводы столкнутся с конкуренцией, в первую очередь, с европейскими компаниями. Мы должны быть не хуже, а в идеале - эффективнее конкурентов. У нас для этого есть все. Необходимо доинвестировать в оборудование и очистные сооружения.

Нам пока не сообщались цифры по инвестициям на весь объем или на единицу продукции, мы не знаем, будут ли льготные категории с учетом того, что молоко - социально значимый продукт, будет ли субсидирование. Неофициально сообщается о затратах от 25 до 50 копеек за единицу продукта. Мы можем прогнозировать, что отрасль недополучит от 6 до 12 млрд рублей, в зависимости от того, какой будет конечная цифра вложений. Кроме того, есть дополнительные затраты на обслуживание линии, обучение персонала. Мы считаем, что лучше бы эти средства ушли на строительство очистных сооружений и крупных заводов. В течение пяти лет новые площадки были бы готовы и являлись бы современным эффективным производством.

Сергей Юшин, председатель Национальной мясной ассоциации

- На мой взгляд, нужно оценивать не саму маркировку, а решение о введении маркировки. И оно, на мой взгляд, весьма плохо аргументировано. Доводов, которые доказывали бы необходимость такой маркировки и необходимость неминуемых расходов, связанных с ней, до сих пор приведено не было.

Сурен Обаян, генеральный директор, “Мясниковский молочный завод”

Мы готовы к введению ЭВС 1 ноября, по ряду продуктов мы уже работаем с «Меркурием» в тестовом режиме.

Система электронной ветеринарной сертификации пока довольно сырая. Поначалу у нас возникали некоторые сложности с работой в ней, к примеру, с партионным учетом. Но эту проблему нам удалось решить, поскольку мы уже давно работаем над оптимизацией программы, над этим трудится специальный отдел. Что касается обеих систем - маркировки и ЭВС - я думаю, что в их совместной работе нет нужды для молочной отрасли. Система должна быть одна. К тому же, на мой взгляд, это существенно прибавит затрат для отрасли.

Из-за маркировки неизбежно повышение цены на готовую продукцию, потому что за каждый уникальный код на единицу продукции придется заплатить переработчикам. Но пока рано судить, как сам "Меркурий" повлияет на себестоимость. Сперва нужно 

Олег Воронин, директор ГМЗ “Лискинский”

С самого начала мы работаем в системе “Меркурий" в штатном режиме. Работаем прозрачно, повышения цен на продукцию также не ожидаем.

Что касается обеих систем (маркировки и ЭВС - ред.), их совместной работы  – здесь главное, чтобы одно другому не мешало, а их интеграция не принесла отрасли дополнительных затрат. Нужно, чтобы системы работали в рамках одного проекта, консолидированно, и участники рынка не столкнулись с осложнениями. 

02.11.2019

Майские грезы

Цель, заявленная в майском указе президента РФ Владимира Путина - увеличить экспорт продукции АПК к 2024 году до $45 млрд. разделила экспертов на два лагеря. Одни считают, что этот план, хоть и амбициозен, но вполне достижим, другие вовсе не верят в его выполнимость. Что точно можно сказать - у инициативы есть очень много "если", и большинство этих условностей может решить само государство - через поддержку экспорта АПК. Что думают участники рынка по поводу роста аграрных поставок за пределы страны - в материале корреспондента The DairyNews.
Конкорд, комбинат питания
Адрес:  г. Санкт-Петербург, ул. Яблочкова, д. 12 литера Ц Ч.П. 6-Н пом. 37  
 
Баскаково-Агро,ООО
Адрес:  Смоленская обл., Гагаринский район, с. Баскаково, ул. Административная, д. 3 
 
Шмель, СПСК
Адрес:  Ульяновская обл., Инзенский район, г. Инза, ул. Сойгина, д. 5 
 
Инзамолпром, СССПК
Адрес:  Ульяновская обл., Инзенский район, г. Инза, ул. Фрунзе, д. 2Ф