Четыре вопроса к маркировке

Источник: The DairyNews
С 1 июня 2020 года станет обязательным регистрация производителей молочной продукции в системе “Честный знак". 31-го марта с сомнительными предварительными результатами завершается продленный пилотный эксперимент по маркировке молокопродукции. The DairyNews совместно с Центром изучения молочного рынка (DIA) задал четыре важных вопроса на которые не отвечает оператор системы - компания ЦРПТ.

Эти вопросы не задаются в ходе опросов ВЦИОМ, но имеют важное значение не только для молочной отрасли, но и для промышленности в стране в целом.

Вопрос 1. Кто выгодополучатель? ООО “ЦРПТ" - частная налоговая компания с девятью оффшорами.

Вопрос 2. Готов ли потребитель платить деньги в частную налоговую компанию за возможность считать код на упаковке продукции ежедневного потребления/использования?  

Вопрос 3. И самый объемный. Существуют ли выгоды от внедрения “Честного знака" для бизнеса, потребителя и государства? Мы сравнили декларируемые ЦРПТ заявления о выгодах и реальную ситуацию.

ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ:

Уверяя, что потребитель получит “уверенность в покупке легальных и качественных товаров", ЦРПТ ставит под сомнение всю государственную политику в обеспечении качества продукции за время существования государства. Только в период с 2017 по 2019 гг в создание информационных систем Россельхознадзора налогоплательщики вложили почти 300 млн. рублей. Получается, что зря? И бизнес много месяцев внедрял систему “Меркурий" - также зря?

Кроме того, ЦРПТ декларирует, что “Честный знак" обеспечивает защиту жизни и здоровья. При этом данный пункт не входит в обязанности организации - ведь в России Роспотребнадзор и Россельхознадзор призваны обеспечивать защиту жизни и здоровья потребителя. В Роспотребнадзоре служат - 20 тыс. сотрудников. В Россельхознадзоре служат - 20 тыс. сотрудников. Ежегодно налогоплательщики платят им зарплату около 14 млрд. р. Получается, что зря?

Также стоит помнить, что в 2015 году Правительство Российской Федерации создало АНО «РОСКАЧЕСТВО» Роскачество финансируется из средств федерального бюджета. В 2017 и 2018 годах бюджет составил по 250 млн. р. В 2019 году - 400 млн. р.

Государство только за последние 3 года потратило не менее 60 млрд. рублей на обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов. Выходит, что с введением «Честного знака» конечный потребитель будет принужден государством из своего личного бюджета финансировать частную компанию для того, чтобы иметь возможность сканировать марку на упаковке. При этом он получит «выгоды» которые должны обеспечивать органы государственного и общественного контроля, финансируемые государством за счет налогоплательщиков.

Бизнес не получит очевидной выгоды от введения «Честного знака». Напротив, вынужден нести расходы. «Честный знак» является навязываемой услугой. Мировой опыт показывает, что ни в одной стране мира государство не навязывает пищевой отрасли услуги управления логистикой. Некоторые частные компании в других странах водят маркировку, для развития коммуникаций с потребителем, но это является их частной инициативой и осознанными затратами. Навязывание государством услуг одной частной компании другим частным компаниям является недопустимым.

Внедрение Маркировки «Честный знак» не только не подразумевает пополнение бюджета Российской Федерации, но и способствует выводу существенных сумм за пределы страны: в числе бенефициаров ЦРПТ - 9 оффшорных компаний.

Вопрос 4. Допустимо ли давление государства на одну частную компанию с целью заставить приобретать услуги у другой частной компании?

Оператор маркировки “Честный знак" был назначен распоряжением Правительства без проведения каких-либо конкурсных процедур. Возникает вопрос - как это согласуется с законодательством и является ли поводом для рассмотрения ситуации ФАС и Прокуратурой?

"Честный знак” - потенциально хороший маркетинговый механизм, используемый продовольственными компаниями в разных странах. Если государство желает внедрить систему подобную "Честному знаку” - она должна быть добровольной, так как средства от его использования не поступают в федеральный бюджет. Если декларируемые выгоды от его внедрения реальны, то индустрия обязательно воспользуется этим решением. Если индустрия не захочет внедрять данную услугу, то ЦРПТ должно сделать ее более привлекательной для рынка. 

18.09.2021
В наше время популярные блогеры и лидеры мнений оказывают, кажется, намного большее влияние на представления потребителей о здоровом питании, чем научное сообщество, диетоги, врачи, технологи пищевого производства. Чтобы разобраться, насколько научна та информация о молоке, которая нередко встречается в Интернете, мы запросили комментарии экспертов — которые, кстати, тоже активно ведут блоги и сами являются лидерами мнений.
Читать полностью
Календарь