Через пять лет Россия может добиться "молочной" независимости

Источник: rg.ru
Через месяц проект доктрины продовольственной безопасности России должен быть представлен президенту страны. Работает над ним группа экспертов под эгидой минсельхоза. И как стало известно, сегодня этот документ уже практически сверстан.
Через пять лет Россия может добиться "молочной" независимости

Через месяц проект доктрины продовольственной безопасности России должен быть представлен президенту страны. Работает над ним группа экспертов под эгидой минсельхоза. И как стало известно "РГ", сегодня этот документ уже практически сверстан.

Если глава государства сочтет его исчерпывающим, то утвердит указом. И в России появится стратегический документ, в котором будут определены цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности страны.

Авторы проекта утверждают, что продовольственную безопасность можно считать обеспеченной, если в случае прекращения поставок продовольствия из-за рубежа в стране не возникает "кризис еды". Для этого на внутреннем рынке должно быть не меньше 90 процентов своего зерна, 80 процентов - сахара, растительного масла и рыбы, 85-90 процентов - мяса и молока.

В принципе по зерну, растительному маслу и сахару сегодня особых проблем нет. Зерно и масло мы вообще экспортируем. А вот с мясом, молоком и продуктами из них придется серьезно "подтянуться". Здесь пока на долю отечественного производителя приходится 59-74 процента. Кажется, разница с "цифрами доктрины" невелика. Но на то она и доктрина, чтобы предусмотреть на долгосрочную перспективу. Таким образом, к 2018-2020 годам для достижения продовольственной безопасности производство мяса должно увеличиться более чем в два раза, сахара-песка из свеклы - на треть, масла растительного - на 26 процентов. Однако произойдет это, уточняется в документе, только при условии, если сельское хозяйство пойдет по "инновационному пути развития".

Расписан и "план заполнения закромов Родины". Например, запас продовольственного зерна в интервенционном резерве не должен быть меньше двухмесячной потребности.

Также предложено создать интервенционные запасы сахара, растительного и животного масла, сухого молока, мяса, и поддерживать их объемы на уровне трехмесячного потребления.

Итак, проект доктрины ставит перед государством три задачи. Во-первых, преимущественно за счет отечественного производства обеспечить для каждого гражданина страны доступность продовольствия - и по цене, и по ассортименту, и по объему. Во-вторых, предоставить государственные гарантии качества и безопасности продуктов. В-третьих, предотвращать внутренние и внешние угрозы, связанные с продовольствием.

Недавно проект был обнародован "в узких кругах специалистов". Пока из него не ясно, во что же обойдется достижение продовольственной безопасности к 2020 году. Никаких данных на этот счет в документе нет. Но, чтобы понять, о какой сумме идет речь, можно обратиться к пятилетней государственной программе развития АПК, которая стартовала в этом году. В ней ставится задача довести долю своего молока и молочных продуктов до 81,1 процента. Фактически достигается "нижний порог" безопасности, который обозначен в проекте доктрины. А вот доля отечественного мяса вырастет только до 69,6 процента. То есть до "мясной" безопасности мы не дорастем и через пять лет. При этом за это время только из федерального бюджета на госпрограмму планируется выделить 551,3 миллиарда рублей. Почти столько же дадут регионы. В итоге только в ближайшее пятилетие в отрасль будет вложено более 1,1 триллиона рублей. Такова цена движения к продовольственной безопасности. При этом будет пройдено менее половины пути.

Как вам это?
Валентин Денисов, председатель комитета Государственной Думы по аграрным вопросам:

- Мы вышли на разработку доктрины в тот момент, когда мир столкнулся с серьезными продовольственными проблемами. Поскольку у России открытая экономика, они, конечно, коснулись и нас. Например, по всевозможным "серым" схемам из-за границы к нам поступает некачественное продовольствие. И этот вопрос до сих пор не решен. Поэтому в доктрине ему необходимо уделить самое серьезное внимание.

Госдума сейчас работает над рядом технических регламентов. Некоторые уже приняты. В целом они утверждают европейские стандарты на продовольствие в России. В перспективе надо добиться, чтобы импортная продукция полностью соответствовала нашим техническим регламентам. Это - принципиальный вопрос.

Еще один важный момент. Продовольственная безопасность России может быть обеспечена лишь в том случае, если ее гарантом выступает закон. Законодательная база, гарантирующая продовольственную безопасность, должна состоять из целого ряда законов. В настоящее время такого пакета документов нет. В первую очередь нужно разработать и принять федеральные законы о продовольственной безопасности и о регулировании розничной торговли, расширить государственные закупочные и товарные интервенции, повысить оперативность таможенно-тарифного регулирования внешней торговли продуктами питания. И, готовя эти документы, важно понимать, что доктрина продовольственной безопасности - это не отраслевая программа, а правила игры для всей национальной экономики.

Сергей Юшин, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации:

- Стремясь к продовольственной безопасности, мы должны детально оценить, какие ресурсы есть в нашем распоряжении и какие потребуются, чтобы достичь поставленной цели. А то доктрину примем, а выполнить ее будет невозможно даже через 50 лет.

Например, в документе говорится о необходимости наращивать объемы производства. Но когда они не подкреплены высоким внутренним и внешним спросом, возникают проблемы. В этом году большой урожай зерна, а хранить все выращенное негде - не хватает элеваторов. Есть опасность, что часть зерна или погибнет, или испортится при хранении. Экспортировать зерно в количествах, необходимых для поддержания приемлемого уровня цен на внутреннем рынке, мы пока тоже не можем. Не только из-за его обилия на мировом рынке в этом году. Просто не позволяет неразвитая инфраструктура - железнодорожная, портовая. Не хватает финансовых инструментов для стимулирования экспорта.

В итоге зерно падает в цене. И растениеводы уже говорят о том, что прибыль у них будет или незначительной, или не будет вовсе. Отсюда вывод - нужно не рекорды ставить, а прогнозировать спрос и предложение, чтобы был положительный финансовый результат, высокие зарплаты, возможности для модернизации производства.

Мне представляется, что перечень задач доктрины нужно дополнить еще одной: достижение финансовой устойчивости и стабильности предприятий по всей товаропроводящей цепи, связанной с обеспечением населения продовольствием. Вплоть до розничной торговли. Если периодически они будут разоряться, то о продовольственной безопасности говорить просто невозможно. Допустим, возникнут проблемы в торговле. И тогда для населения не будет иметь никакого значения, как велики запасы, например, растительного масла на складах - оно их не увидит. Если не будет дорог, то до большинства населенных пунктов продукты будут доходить все равно в ограниченном количестве, сколько бы мы их ни производили.

В проекте доктрины есть и элементы сиюминутной конъюнктуры. Хотя такой глобальный документ должен быть от нее, по идее, свободен. Например, поставлена задача избавиться от импортной зависимости. Она рассматривается как основной подавляющий фактор. По-моему, это упрощенное понимание причин нынешнего состояния нашего аграрного сектора и одновременно недооценка наличия импорта как стимула повышения качества собственной продукции, снижения затрат. Ситуация в сельском хозяйстве в большей степени связана не с давлением зарубежного продовольствия, а с нашими собственными проблемами: низкой эффективностью государственного и корпоративного управления, недостатком бюджетной поддержки, неурегулированностью земельных отношений, оттоком кадров, отсутствием по-настоящему длинных и дешевых кредитов и так далее. Если до мирового финансового кризиса кредиты были слишком дорогими - 12-14 процентов годовых, то сейчас они запредельно дорогие. Разве в этом виноват импорт? В США за последние месяцы розничные цены на бензин снизились в среднем на 35-40 процентов. Литр дизеля в аграрном штате Айова в пересчете на рубли обойдется фермеру меньше чем в 20 рублей. А у нас? Цены снизились на 4-5 процентов, и нефтяные компании уже говорят об этом, как о великой жертве.

Герман Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая:

- Россияне едят мало рыбы - лишь 55 процентов рекомендованной медиками годовой нормы. И это с точки зрения продовольственной безопасности совершенно недопустимая ситуация. Причем особенно в условиях мирового финансового кризиса, когда к семейному бюджету и к собственному здоровью нужно относиться особенно внимательно.

Во всем мире признано, что рыба - самый доступный животный белок на планете. У нас она в изобилии. Причем обычная треска на прилавках европейской части страны в полтора-два раза дешевле говядины. Так что мы едим мало рыбы не из-за ее нехватки и не из-за дороговизны. Проблема в другом - утрачены традиции потребления рыбы.

Мне представляется, что задача значительного увеличения потребления рыбы в числе прочего должна обязательно найти отражение в доктрине продовольственной безопасности России.

Одновременно необходимо использовать и все возможности для развития экспорта рыбы. Сейчас, например, в ЕС велик спрос на нашего минтая. Однако европейцы не готовы покупать минтая без головы - основную нашу продукцию. А мощностей для производства филе в море и на берегу в России остро не хватает.

Чтобы исправить положение и не упускать этот доход за границу, правительство приняло федеральную целевую программу рыбохозяйственного комплекса, которая должна позволить переоборудовать наши суда, построить современные перерабатывающие предприятия. Хотелось бы, чтобы проблемы в банковской сфере не стали препятствием в выполнении ФЦП. В противном случае техническое отставание российской рыбной отрасли от мирового уровня увеличится еще больше. Возможно, в проекте доктрины имеет смысл закрепить государственные гарантии выполнения принимаемых федеральных программ в рыбохозяйственном комплексе и в целом в сфере производства продовольствия.

Тем временем

Теперь, с 15 декабря 2008 года, выдавать лицензии на ввоз говядины, свинины и мяса птицы будет минпромторг. Премьер-министр Владимир Путин распорядился передать эти полномочия от минэкономразвития в минпромторг. Соответствующие изменения в постановление от 5 декабря 2005 года опубликованы вчера на сайте правительства РФ.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью