Будет ли дефицит мороженого в РФ? Интервью с Региной Кузьминой, президентом Unilever в России, Украине и Беларуси

Источник: The DairyNews
Корреспондент The DairyNews пообщался с президентом Unilever в России, Украине и Беларуси Региной Кузьминой. Об основных проблемах маркировки мороженого читайте в интервью с экспертом.
Будет ли дефицит мороженого в РФ? Интервью с Региной Кузьминой, президентом Unilever в России, Украине и Беларуси

DN: Расскажите, пожалуйста, с какими основными проблемами сталкиваются производители мороженого, и, в частности, компания Unilever, при маркировке?

РК: Расскажу о нескольких сложностях, с которыми мы столкнулись в Unilever, интегрируя нововведения в производство брендов нашего мороженого.

Во-первых, в дизайне существующего оборудования на наших фабриках в принципе не предусмотрено место для размещения дополнительного технического оснащения, которое и будет наносить на упаковку код. Нам и, полагаю, другим участникам рынка, потребуется серьезная модернизация узлов каждой производственной линии, которая, в свою очередь, приведет к увеличению общего срока реализации проекта, а также его стоимости. При этом, даже если у нас получится своевременно установить такое оборудование на заводах, качество нанесения кода будет низким: из-за влажности и вибрации в производственных цехах код не всегда будет отпечатываться корректно. Это может повлиять на дальнейшую цепочку реализации, что для нас как лидера продаж в категории мороженого, недопустимо.

В последнее время очень часто раздаются комментарии, что найдено техническое решение нанесения кодов, а именно на базе типографий. Но никоим образом нельзя утверждать, что партнеры смогли так быстро адаптироваться к новым идеям и требованиям: из наших партнерских типографий готовность к реализации проекта подтвердили не более 20%. Не у всех торговых сетей, не говоря уже о частных точках продаж, есть технические возможности вести учет проданного товара по новой системе. Это дополнительный риск для всех нас, препятствующий полной готовности предприятий к запуску проекта 1 июня 2021 года. Осознавая, что аналогичная ситуация характерна не только для нас, но и для большинства представителей отрасли, мы не исключаем, что в разгар сезона потребители попросту столкнутся с дефицитом мороженого, если сроки внедрения останутся прежними.

При этом с недавних пор мы начали получать дополнительные требования от торговых сетей о прекращении поставок немаркированной продукции после 1 июня 2021 года. Это идет вразрез с требованиями законодательства о том, что мы все еще можем реализовать немаркированную продукцию, произведенную до старта проекта, до окончания ее срока годности.

DN: Как, по вашему мнению, можно решить эти проблемы?

РК: Подчеркну, что мы не выступаем против маркировки продукции как таковой, а обозначаем трудность соблюдения всех требований в такой короткий срок.  

С сентября прошлого года мы ведем переговоры со всеми участниками цепочки, обмениваемся идеями, чтобы как можно быстрее и качественнее внедрить «Честный знак». Но с течением времени становится очевидно, что бизнесу нужно больше времени, чтобы подготовиться к таким масштабным изменениям – по нашим расчетам, дополнительные шесть месяцев могли бы значительно улучшить ситуацию.

Для того, чтобы представители органов государственной власти наглядно убедились в сложности внедрения всех изменений до июня этого года, мы готовы организовывать для них визиты на производство, чтобы они лично пообщались с руководителями и обсудили насущные проблемы и необходимость переноса сроков.

Для того, чтобы реализовать проект на всех этапах, нам и другим участникам рынка нужна активная поддержка Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ): именно они должны детально объяснить последовательность дальнейших действий, а также порядок внедрения и использования IT-систем.

DN: Как ЦРПТ помогает решать эти вопросы?

РК: ЦРПТ принимает активное участие в совместном обсуждении возникающих вопросов по работе системы маркировки и реализации требований законодательства.

Unilever совместно с ЦРПТ прорабатывает возможность реализации изменений системы для осуществления автоматической передачи данных в ГИС МТ и обеспечения прослеживаемости во внутренних системах предприятия.

К сожалению, разработка ПО, которое бы отвечало нашим требованиям, занимает достаточно много времени и к июню 2021 года еще может быть не готово, а необходимость реализации дополнительных доработок приведет к еще большему увеличению срока готовности.

При всем активном участии ЦРПТ в процессе, у них нет готовых решений, несмотря на внедрение маркировки в других индустриях – слишком много технической специфики именно в производстве мороженого, так что опыт маркировки в фарминдустрии или маркировки шуб и обуви оказывается малоприменим.

DN: Какой способ нанесения кодов наиболее удобен для мороженого?

РК: Учитывая те сложности прямого нанесения кода, о которых я уже сказала, для категории мороженого наиболее удобным является типографский способ. Однако далеко не все типографии готовы к маркировке продукции: среди десяти, с которыми работает Unilever, на сегодняшний день только три выразили готовность печатать код маркировки, но при этом ни одна типография технически не готова полностью. На двух типографиях установлено только оборудование для печати кода, но отсутствует оборудование для верификации, не отработан процесс отбраковки, а также не установлен ПАК, который требуется в соответствии с Правилами маркировки.

Одна из типографий на данный момент находится только в стадии планирования процесса. На сайте «Честного знака» обновлен список типографий, которые готовы к нанесению кода, но для любого предприятия смена поставщика упаковки – достаточно длительный процесс, связанный с проверкой надежности, тендером, согласованием новых спецификаций, а также процессом тестирования. И, как и во многих других аспектах, время перехода на альтернативного поставщика займет более шести месяцев.

DN: Сколько составят затраты на маркировку мороженого?

РК: По предварительным расчетам, затраты на внедрение только первого этапа маркировки с 1 июня 2021 года на две наши производственные площадки составят около 10 млн евро.  В эти расходы входит внедрение IT-решений, приобретение оборудования для нанесения и проверки кода маркировки, установка ПО для управления оборудованием и обучение персонала.

Отдельно следует сказать про рост цен на упаковку с нанесенным кодом - производители уже заявили об удорожании каждого кадра пленки на 40-50%. Уверены, что это не предел, и в процессе внедрения появятся незапланированные расходы.

Кроме того, хотим отметить, что затраты на внедрение поэкземплярного учета, который стартует с 1 декабря 2023 года, будут в несколько раз выше, так как потребуют обязательной автоматизации высокоскоростных линий, а также серьезных доработок систем в логистике и оснащения дополнительным оборудованием всех складов хранения. Для некоторых участников рынка такие затраты могут оказаться попросту неподъемными.

DN: Как вы думаете, стоит ли ждать очередного переноса сроков введения обязательной цифровой маркировки? Если да, то почему и на сколько?

РК: Наше взаимодействие с отраслью позволяет сделать вывод, что большинство производителей, ритейлеров и IT-инфраструктуры на данный момент не подготовлены для масштабных изменений в такие сжатые сроки. Финальное решение по этому проекту всегда было и остается за правительством, и с нашей стороны единственным способом участия является внесение предложений и пожеланий. Самым важным среди них, безусловно, мы считаем перенос сроков внедрения маркировки на период не менее шести месяцев.

DN:  Как заводы будут оптимизировать производство?

РК: В Unilever активно ведется работа в нескольких направлениях. Внутри компании создана кросс-функциональная команда из представителей отделов производства, логистики, продаж, финансов, IT, юридической службы и корпоративных отношений. Помимо этого, как я уже сказала, мы активно взаимодействуем с партнерами, поставщиками и интеграторами для совместной работы над возникающими вопросами и реализации требований законодательства. Надеемся, что это поможет ускорить введение маркировки и оптимизировать производство товаров для всех нас.

DN: Какие составляющие и почему наиболее сильно повлияют на рост себестоимости производства молочной продукции: маркировка, ГСМ, регулирующие меры, цена импорта или затраты на упаковку и комплектующие?

РК: Такой рост расходов поставщиков может отразиться на ценах на мороженое. Особенно на фоне и без того непростой ситуации этого года, когда мы наблюдаем рост цен на сырье и материалы на внутреннем рынке, а импортная составляющая нашей продукции так же подорожала на фоне изменения валютного курса. 
 
DN: Отразится ли рост цен на объеме производства? Если да, то как?

РК: Учитывая отсутствие технических решений для нашей индустрии в промышленных масштабах и ограничения по срокам внедрения маркировки, мы не исключаем, что в разгар сезона рынок столкнется с дефицитом мороженого. Мы, безусловно, предпринимаем все необходимые шаги, чтобы этого избежать, но отсрочка внедрения маркировки позволила бы сделать этот процесс менее болезненным.

DN:  Спасибо! 
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью