25.07.2019
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 2620
БЛИЦ-ОПРОС ДЛЯ ЭКСПЕРТА. Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза

- Возможно ли в России развить более высокие объемы производства органического молока-сырья? От чего это зависит?

- Сейчас количество производителей органического молока увеличивается быстрее, чем в других направлениях органики. В этот сектор приходят инвестиции, каждый год стабильно появляются новые игроки на рынке. Сейчас в это направление хотят войти и достаточно крупные компании. Например, компания «ЭкоНива» планирует перевести часть своих предприятий на органическое производство, компания «Данон» планирует перевод части своих предприятий на органические рельсы. Идет строительство крупной фермы в Мордовии. Появился новый крупный производитель в Подмосковье – ферма «М2 Шульгино» в Волоколамском районе. Есть еще предприятия, которые хотят войти в это направление.

Основная проблема развития молочного сектора в органике - это отсутствие переработки. Ты можешь произвести органическое сырое молоко, но непонятно, кто и как это будет перерабатывать. Вторая проблема – кормовая база. На сегодняшний момент база органических кормов отсутствует, производители вынуждены самостоятельно для себя производить корма, а если произошел неурожай, то возместить нужное количество кормов практически невозможно.

Есть также вопросы, связанные с развитием органической магазинной полки в как крупных и более мелких городах. Там, где есть производители, полка еще более менее развивается, где производителей нет, то и продажи скоропортящимися органическим продуктами практически отсутствуют. В связи с малым количеством производителей ассортимент молочных органических продуктов на полке невелик, часто приходится выбирать из 1-3 производителей.

Отсутствие конкуренции делает товар на полке более дорогим.

Еще сложности с лечением животных. Препараты, разрешенные к применению в органике, поставляются в основном из-за рубежа. Поэтому для развития органического молочного производства нужно развивать в России и это направление тоже.

- Какова, на ваш взгляд, готовность отечественных производителей работать в юридическом поле принятого закона об органической продукции?

- В связи с тем, что вновь строящееся юридическое поле похоже на построение рынка органики в развитых странах, то у тех, кто уже прошел международную сертификацию, складывающаяся ситуация особо вопросов не вызывает. Сложности у тех, кто только приходит на рынок, - не с соблюдением правил, а с тем, чтобы их понять. Сейчас отсутствует консалтинговая составляющая. Если ты решил заниматься молочным органическим животноводством, то практически единственным местом получения информации могут являться те компании, которые уже имеют опыт в органическом производстве и продолжают заниматься этим.

Есть целый ряд вопросов, по которым пока ситуация провисает. Например, мы уже неоднократно говорили сегодня, что основной провал с сертификацией. Сейчас существует только одна компания – «Органик Эксперт» - которая прошла аккредитацию. А сейчас есть планы быстрого наращивания количества органических производителей. И может получиться так, что этой компании-сертификатора просто не хватит физически.

Вторая сложная ситуация связана со спецификой работы Росаккредитации. Если вдруг у Росаккредитации возникнут сложности с «Органик Эксперт», то не останется ни одной компании-сертификатора, официально аккредитованной в России, и рынок будет под угрозой срыва.

Есть проблематика, связанная с системой проверки сельхозпредприятий, которые переходят на органику. Сейчас все требования проверок выстроены под классическое производство, и эти требования пытаются перевести и на органику, в итоге предприятия, находящиеся в периоде конверсии, часто попадают на штрафы. В качестве примера - когда вы работаете с полем, например, выращиваете кормовую базу, то у вас проверяется состав почвы на предмет наличия или отсутствие тех или иных веществ – азота, фосфора и тп. В классическом сельском хозяйстве проблема решается просто: добавляются нужные химические вещества, удобрения. В органическом производстве это невозможно. У нас заложено понятие севооборота, когда определенные культуры дают почве нужные вещества. Например, в почве не хватает азота, а азотосодержащие растения у вас запланированы к высадке на третий год.

Проблема складирования есть и у тех, кто занимается перевозкой. Органическую продукцию нельзя хранить с традиционной. А склады пока единые. Представим теперь, что органически овощи поступили в магазин, и они лежат в одном холодильнике с органическими. Значит, они вберут в себя вредные вещества. Мы стараемся решать все эти вопросы до вступления закона в силу.

- Как вы оцениваете интерес со стороны переработчиков молока к выпуску органической молочной продукции? Каково число сертифицированных в России переработчиков молока? Какие компании готовы начать выпуск органических линеек в этом году?

- С переработкой все тяжело. Сегодня большинство производителей органического молока замыкают переработку на себе. Например, компания «АгриВолга» вынуждена была поставить свой завод по переработке, потому что молоко некуда было сдавать, а сдавать органическое молоко как неорганическое –просто преступление.

Не могу сказать, что от переработчиков есть большой интерес. Единственный крупный переработчик, который выходил на нас с точки зрения развития этого направления, - это компания Данон. Остальные занимаются переработкой сами. Более мелкие компании, как Экоферма «Джерси» *Калужская область), например, перерабатывают молоко в сыры. Более крупные компании развивают более широкую линейку – это и молоко, и масло, и кисломолочные продукты. Компании, которые присутствуют на рынке глобально, пытаются или договориться с рядом крупных переработчиков, или начинают создавать свои молочные цеха. И здесь компания «ЭкоНива» будет в ближайшее время ярким примером того, как решать этот вопрос.

Сертифицированных компаний-переработчиков в России пока нет, поэтому каждый производитель старается иметь свою переработку.

- Какова конкуренция на российском рынке, в частности, в органическом детском питании? С какими проблемами может столкнуться компания, желающая выпускать детское питание в органическом секторе?

- Конкуренция в этой сфере сейчас растет быстро. Производители детского питания являются одними из самых активных интересантов в сфере развития органики. Ряд компаний уже прошли сертификацию, например, Хипп и Нестле. Сейчас на стадии принятия решения компания Данон, которая тоже имеет свою детскую линейку.

Большое количество органического детского питания завозится из-за рубежа, потому что есть спрос. Например, из Италии, Испании, Австрии, Германии. Поэтому конкуренция большая.

Ряд крупных производителей детского питания задумываются о том, чтобы построить предприятия в России и производить продукцию здесь, а не везти из-за рубежа. Основная проблема с поставщиками сырья – с теми, кто не только имел бы органический сертификат, но и производил бы продукцию, по характеристикам подходящую для детского питания. Например, компания “Хипп” активно ищет поставщиков по всей России, но, к сожалению, тех, кто соответствовал бы их требованиям, можно пересчитать по пальцам одной руки. Сейчас «Эконива» поставляет для Хипп мясо и овощи, «Аривера» поставляет для них также определенную линейку органического сырья. Таких компаний мало, потому что для производства детского питания требуется соблюдение целого ряда достаточно жёстких условий. Например, если вы производите овощи или ягоды, нужно иметь пункт шоковой заморозки, а также склады, где вы все это можете хранить, чтобы поставлять сырьё с определенной периодичностью.

Что касается молочной продукции, то я не знаю в России ни одного поставщика, который бы предоставлял продукцию для детского питания. Возможно, сейчас компания Данон даст нам первое органическое молоко для этих целей.

02.11.2019

Майские грезы

Цель, заявленная в майском указе президента РФ Владимира Путина - увеличить экспорт продукции АПК к 2024 году до $45 млрд. разделила экспертов на два лагеря. Одни считают, что этот план, хоть и амбициозен, но вполне достижим, другие вовсе не верят в его выполнимость. Что точно можно сказать - у инициативы есть очень много "если", и большинство этих условностей может решить само государство - через поддержку экспорта АПК. Что думают участники рынка по поводу роста аграрных поставок за пределы страны - в материале корреспондента The DairyNews.
Шмель, СПСК
Адрес:  Ульяновская обл., Инзенский район, г. Инза, ул. Сойгина, д. 5 
 
Инзамолпром, СССПК
Адрес:  Ульяновская обл., Инзенский район, г. Инза, ул. Фрунзе, д. 2Ф 
 
Пахарь, ТОО КХ
Адрес:  Павлодарская обл., Железинский р-н, с.Алаколь, ул.Ленина, д.б\н 
 
Заря, АО племзавод
Адрес:  Вологодская обл., Грязовецкий район, с/п Перцевское, д. Слобода