Горячая тема

Блэкаут “Меркурия”: как к нему оказался никто не готов

Источник: The DairyNews
Из-за аварии в Центре обработки данных, система электронной ветсертификации "Меркурий" не работала с 22:30 московского времени 31 января до 9 утра 1 февраля. Фактически проблемы с доступом отмечали участники агропродовольственного рынка до середины субботы. К внештатной ситуации оказались не готовы ритейлеры, поставщики молочной продукции, и в первую очередь оператор системы - Россельхознадзор.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

"По причине аварии в центре обработке данных 31.01.2020 с 22:30 (Мск) отсутствует доступ к веб- и api- интерфейсам системы Меркурий. В результате эксплуатация системы невозможна. До восстановления доступа система переведена в аварийный режим работы. О возобновлении штатного режима будет сообщено дополнительно", - говорилось в сообщении надзорного ведомства. В 9 утра 1-го февраля Россельхознадзор на официальном сайте передал, что доступ к интерфейсам “Меркурия” восстановлен. Однако, компаниям-участника рынка пришлось пережить не самые приятные 12 часов в жизни, не говоря о потерях.

- Уровень готовности к внештатной ситуации у Россельхознадзора и ритейла в целом неудовлетворительный. Основная проблема - отказ в приемке. Понимания действий у ритейла не было, пояснений Россельхознадзора никто не имел, - отметил один из участников сельхозрынка.

Отказы в приемке подтвердил и представитель холдинга “Молвест”. Анатолий Лосев в социальной сети Facebook сообщил, что “магазины отказались принимать продукцию”.

Также участники рынка столкнулись с отсутствием бумажных сертификатов у ветеринаров.

К слову, в 2018 году Россельхознадзор сообщил об установлении правил работы в аварийном режиме “Меркурия” или при проблемах у интернет-провайдера (что довольно часто случается в регионах РФ).

В указанных правилах говорится: “На протяжении аварийного режима подконтрольные товары, упомянутые в части 3 Статьи 4 Федерального Закона от 13 июля 2015 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в закон российской федерации "о ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» перемещаются по решению собственника подконтрольного товара без ветеринарных сопроводительных документов или с ветеринарными сопроводительными документами, оформленными на бумажном носителе с учетом особенностей данного носителя, установленных в части ???? Приложения ? к настоящему Приказу. (Тут и далее вместо цифр вопросы потому, что мы еще обсуждаем структуру документа: может это будет ссылка на отдельно приложение, а может будут добавления в действующий порядок оформления ВСД на бумажных носителях.)”.

Получается, что за столь продолжительное время работы системы, до сих пор не установлено полноценное приложение по порядку оформления ВСД в случае аварийного режима?

МНЕНИЯ

В ходе “блэкаута” стало понятно, что пониманий действий не было у ритейла, в отсутствии письма-пояснения за подписью руководителя Россельхознадзора, многие продолжали отказывать в приемке товара всю ночь.

- Отсутствие работы системы свыше 4 часов - уже чрезвычайная ситуация для производителя. На нее должен быть отработан механизм и коммуникационный план. Их не было, поэтому считаем потери. Хотя морально все к этому были готовы - рано или поздно что-то подобное должно было случиться, - пишет один из участников оборота в чате ВетИС в Телеграм.

- Для отгрузки 60 товарных позиций в 600 магазинов нужно 18 тыс. бумажных бланков. Это было нереально. Большинство магазинов зависло в приемке до утра, - рассказал другой представитель компании-участника рынка.

К слову, после отмены аварийного режима лица, оформлявшие в связи с его установлением ВСД в бумажном виде, производят учет оформленных в бумажном виде ВСД в течение 7 календарных дней.

Суммы потерь предприятия не называют, но говорят, что отсутствие целостной нормативки для работы системы спустя более чем 2 года после ее введения - существенная ошибка регуляторов, которая продолжит оказывать давление на отрасли в случае повторения ситуации.

О недостатках и недоработках системы говорят регулярно. Во многом из-за несогласованности надзорных служб и министерств, проблемы не решаются. А теперь на горизонте молочной отрасли сидит и “обязательная маркировка продукции”, которая еще больше усложнит оборот.

- Для высокой прослеживаемости требуются партионный учет, перестройка процессов, время, средства и полная автоматизация, а, к примеру, молокопереработка не предполагает высокую степень прослеживаемости, так как нет возможности указать, из молока какого хозяйства, какого животного изготовлен конкретный SKU, - рассказал в интервью The DairyNews управляющий акционер КОМОС ГРУПП Андрей Шутов. - Переработчики за небольшие нарушения ставятся в один ряд с недобросовестными; ветеринарно-сопроводительная документация (ВСД) оформляется ветеринарными врачами с задержками, критичными для качества и сроков годности сырья; не организовано круглосуточное оформление ВСД – и это только малая часть недостатков при работе с «Меркурием». Такая картина не отвечает его целям, не ускоряет и не облегчает процедуры оформления.

По мнению Андрея Шутова, чтобы работа в «Меркурии» стала более эффективной, необходимо активно взаимодействовать с законодательной властью, контрольно-надзорными органами в части обеспечения контроля поставщиков и производителей, рассмотреть возможность государственного финансирования разработки методики и инструментария для экспресс-тестов по фальсификации, ввести минимально обоснованную цену на продукты питания в качестве способа предупреждения закупки фальсификата и контрафакта; обязать Россельхознадзор обеспечивать контроль молока-сырья по показателям безопасности и т.п.

- Рынок надо защищать. Сегодня мы думаем одно, особенно почитав опусы замруководителя Россельхознадзора, а потом приходит сотрудник ведомства и мы не понимаем почему выписывается штраф. Однозначно требуется разработка приказа на такие случаи (аварийного режима - ред.). Почему это сделано халатно - вопрос к Россельхознадзору, - отмечает представитель одного из предприятий в чате ВетИС в Телеграм.

- Халатно - это не то слово. Ночью представители ритейла и переработчиков молока кричали о необходимости вывесить уведомление об аварийном режиме. Сделано это было спустя пять с половиной часов после обрушения. Профессионалу сразу понятно, что дело дрянь и надо брать на себя ответственность за принятие решение об объявлении аварийного режима. Никто оказался не готов к ситуации. А виной тому отсутствие внятных правил, бизнес-процессы, написанные без учета возможностей аварийного режима. Россельхознадзор должен сделать серьезные выводы и как минимум доработать НПА, - подчеркивает другой участник беседы.

Все участники рынка отмечают, что в основном все заводы оценили проблему здраво и нашли общий язык с ритейлом. Однако общей напряженности рынка это не сняло.

12.04.2021
Молокосодержащие продукты. Часть игроков рынка до сих пор считает, что данную категорию необходимо исключить из технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции», чтобы не вводить потребителя в заблуждение и сделать «натуральные» молочные продукты конкурентоспособнее. Вопрос усилился с введением «сложносочиненных» терминов, именующих продукты с заменой молочного жира (вроде продукт молокосодержащий с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметана/сыра/молока).
Читать полностью
Календарь