«Белое золото» тюменских лугов

Источник: Центр Изучения Молочного Рынка
Тюменская область наращивает производство сырого молока, реализует крупные инвестпроекты в сфере молочного животноводства и участвует в программе импортозамещения. Свой вклад в развитие молочной отрасли региона вносит один из крупнейших производителей молочной продукции на территории Урала и Западной Сибири, компания АО «Золотые луга».

АО «Золотые луга» входит рейтинг ТОП-50 молочных компаний, подготовленный Центром Изучения Молочного Рынка, перерабатывает около 85 тыс тонн молока в год и планирует с запуском новой линии на молочном комбинате «Ситниковский» весной 2018 года довести мощности переработки до 800 тонн в сутки. 

19-20 октября 2017 года компания АО «Золотые луга» организовала пресс-тур с посещением Молочного комбината «Ситниковский». The DairyNews подготовил материал по итогам поездки.

Тюменская область прежде всего ассоциируется с добычей и переработкой нефти, однако сельское хозяйство и пищевая промышленность также вносят свой вклад в экономику региона. С точки зрения географии производства молочное животноводство и молочная индустрия сосредоточены в южной части региона, то есть непосредственно в Тюменской области. Однако с экономической точки зрения целесообразно рассматривать молочный рынок региона с учетом Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Объем производства товарного молока (произведенного в СХП и КФХ) в Тюменской области с учетом ХМАО и ЯНАО в 2016 году составил 309900, на 0,8% больше, чем в 2015 году.

 

Поголовье коров в регионе составило 64311 голов, рост по сравнению с 2015 годом составил 2,5%. Одна корова в регионе кормит 56,91 человека. Средний размер хозяйства (КФХ и СХП) в области достигает 175,71 коров.

С учетом автономных округов Тюменская область является дефицитной по молоку-сырью для удовлетворения внутреннего спроса. В 2016 году дефицит сырого молока составил 170900 тонн, область вошла в десятку самых дефицитных регионов России.

Дефицит сырого молока для промышленного потребления в 2016 году составил 44 тыс тонн.

В регионе работают 23 молокоперерабатывающих завода, крупнейшим из которых является Ялуторовский молочный комбинат, который входит в структуру компании Данон, объем переработки молока на предприятии превышает 145 тыс тонн в год. Компания Данон совместно с ГК «Дамате» реализуют проект по строительству крупнейшего за Уралом комплекса, который будет производить 45 тыс. тонн молока в год и существенно расширит сырьевую базу Данон в регионе. Проект финансируется за счет собственных средств "Дамате", кредита Россельхозбанка и инвестиций Danone в размере 5 млн евро.

АО «Золотые луга» занимает второе место в регионе по объему переработки молока. Компания вошла в рейтинг RDRC ТОП-50 молочных компаний 2015 года с показателем объема переработки молока 84700 тонн в год.

Предприятие закупает молоко-сырье в Тюменской, Омской и Курганской областях. 72% закупок сырого молока приходится на сельхозорганизации (СХО), 28%-на крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) и личные подсобные хозяйства (ЛПХ). По словам представителей компании, АО «Золотые луга» принимает участие в программе «5+», запущенной Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области. Заявленной целью программы является повышение эффективности работы небольших ферм и ЛПХ. В рамках данной программы компания АО «Золотые луга» авансирует средства в счет реализованного молока закупочным кооперативам, которые в свою очередь финансируют приобретение молочного скота хозяйствами и личными подворьями. ЛПХ приобретают коров и расплачиваются молоком.

История компании АО «Золотые луга» начинается в 1997 году с кооператива«Молоко», созданного для сбора и реализации молока-сырья, произведенного в частном секторе. В 2000 году кооператив «Молоко» создал торговую марку «Золотые луга», продукция производилась на молочном комбинате Ситниковский. В 2004 году появляется компания АО «Золотые луга». В 2011 году в структуру компании вошел Ишимский молочный комбинат. В 2013 году в Ситниково был открыт новый цех по производству цельномолочной продукции. На данный момент производство цельномолочной продукции, творога и масла осуществляется только на площадке молочного комбината «Ситниковский». В селе Новые Локти в Ишимском районе компания производит только сыр.

«Опираясь на опыт других молокоперерабатывающих предприятий, мы приняли решение сконцентрировать производство цельномолочной продукции на основной одной площадке, - молочном комбинате  «Ситниковский» в селе Ситниково. Натуральный сыр мы производим в селе Новые локти Ишимского района Тюменской области», - пояснила журналистам генеральный директор АО «Золотые луга» Евгения Чемеренко.

По словам Евгении Чемеренко, АО «Золотые луга» производит 20-25 тонн сыров в месяц. Компания выпускает сыр «Голландский», «Эдам», «Пошехонский», «Гауда» под торговой маркой «Золотые луга». ТМ «Золотые луга» также включает цельномолочную продукцию, творог и масло. Кроме того, компания выпускает молочную продукцию под маркой «Ситниковское» и лечебно-профилактическую продукцию под маркой «Живи здорово!».

В 2016 году компания произвела 56777 тонн цельномолочной продукции, 1510 тонн сливочного масла, 259 тонн сыра и 380 тонн сухого молока. В марте-апреле 2018 года на молочном комбинате «Ситниковский» будет запущена новая творожная линия, которая позволит довести мощности переработки компании до 800 тонн молока в сутки.

Стоит отметить, что в целом по Тюменской области в 2016 году наблюдалось снижение производства цельномолочной продукции и рост других категорий молочных продуктов. Объем производства цельномолочной продукции в Тюменской области в 2016 году сократился на 13,6% до 300040 тонн. Производство творога выросло на 6,9% до 12942,6 тонн, производство творожных продуктов выросло в 5 раз до 2736 тонн. Выпуск сыров вырос в 1,2 раза до 1116,3 тонн. Производство сливочного масла выросло в 2016 году почти на 27% до 2648 тонн.

Объем переработки молока в регионе в 2016 году снизился на 1,3% до 353920 тонн, при этом объем производства молочной продукции в пересчете на молоко составил 410602 тонны, на 2,7% ниже показателя 2015 года.



Краеугольным камнем развития молочной отрасли является потребление, которое в последние годы снижается. По данным Центра Изучения Молочного Рынка, в 2016 году средний показатель потребления молочной продукции в пересчете на молоко составил 160,42 кг на душу населения в год, на 4,6% ниже 2015 года и на 7,4% ниже уровня 2013 года.

Как отметил на брифинге с журналистами в рамках пресс-тура приглашенный эксперт, директор Центра Изучения Молочного Рынка Михаил Мищенко, спрос на молочную продукцию падает из-за недоверия потребителя, отчасти спровоцированного заявлениями СМИ и проверяющих структур.

«Снижение потребления молочной продукции связано не столько со снижением платежеспособного спроса, сколько с тем, что потребитель боится, что его обманут, - заметил Михаил Мищенко. - Потребитель не стал меньше есть, он переключился на другие категории продукции. Это одна из ключевых проблем молочной отрасли».

Это подтвердила и Евгения Чемеренко, отметив, что компания активно работает над просвещением потребителей и популяризацией молочной продукции, привлекая к этому процессу СМИ.

«Платежеспособный спрос падает не из-за снижения покупательской способности, а из - за нашего с вами не информирования. Пропаганда фальсификата пугает потребителей. Им подают информацию о фальсифицированных продуктах, с одной стороны. Некоторые вещи попросту замалчиваются. У покупателя нет доступа к производству, как нет и доступа к объективной информации, и он конечно же начинает сомневаться и не доверять. Мы открытый и честный производитель, поэтому мы специально позвали журналистов удостовериться в натуральности и качестве производимой продукции», -подчеркнула Евгения Чемеренко.

География поставок молочной продукции АО «Золотые луга» охватывает кроме Тюменской области (с ХМАО и ЯНАО) Челябинскую, Свердловскую, Новосибирскую и Омскую области и включает 6 тыс точек присутствия.

Стоит отметить, что АО «Золотые луга» реализует продукцию не только в сетях и небольших магазинах, но также через интернет-магазин с бесплатной доставкой на дом или в офис. В интернет-магазине компании представлено более 70 наименований продукции торговых марок «Золотые луга», «Живи ЗдорОво» и «Ситниковское».

Если в целом рассматривать позиции АО «Золотые луга» на рынке Урала и Западной Сибири, можно говорить о том, что это вполне конкурентоспособный (по отношению к PepsiCo и Данон) региональный игрок, имеющий собственную стратегию развития, учитывающую ключевые тренды на молочном рынке.


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью