Асламбек Китаев: Мне выгоднее все закрыть, продать и вернуть миллионные долги

Источник: The DairyNews
В условиях, когда стоимость кормов, ГСМ, электроэнергии, металла и запчастей неуклонно растет, небольшим региональным производителям молока, которые одновременно занимаются его переработкой, становится все труднее. Асламбек Китаев, директор ООО «Хмелевское» из Ульяновской области — один из них. Агентство The DairyNews обратилось к руководителю, чтобы узнать его взгляд на ситуацию в регионе и на будущее самого предприятия.
Асламбек Китаев: Мне выгоднее все закрыть, продать и вернуть миллионные долги

Асланбек Саидахмедович, у вас в хозяйстве есть цех по переработке молока, где производится молоко, кефир, ряженка, сметана. Это как раз те продукты, которые попадают под маркировку, вводимую с 1 декабря 2021 года на продукцию сроком годности менее 40 суток. Вы успеваете к ней подготовиться?

— Да, оборудование закупили, и к 1 декабря у нас будет все готово.

У переработчиков обычно возникают проблемы с поставкой и установкой оборудования, как с этим у вас?

— У нас все нормально. Областной Минсельхоз дал координаты, я связался с «Честным знаком» и вопрос по покупке оборудования решил.

Во сколько обошлись затраты на приобретение оборудования для маркировки?

— Не так дорого. Ну, больше 3 млн рублей.

По вашим подсчетам, насколько вырастет себестоимость и отпускная цена молочной продукции в связи с дополнительными затратами на оборудование для маркировки?

— Мы пока не планируем поднимать цены на свою продукцию в связи с маркировкой. Последние крохи отбирать у бабушек не будем.

То есть, до Нового года цены на вашу продукцию останутся прежними, а что потом?

— Вы понимаете, затраты на молочную продукцию увеличились в разы. Подорожал фураж, добавки, премиксы, все… Последний раз цены на свою продукцию я поднял с 1 января 2021 года, всего на 2 рубля, а себестоимость молока подскочила несравнимо. Его себестоимость сейчас составляет в пределах 30 рублей за литр.

В связи введением маркировки много «молочников» в Ульяновской области уйдет с рынка?

— Мелкие производители молока, у которых нет своей переработки, прекратят свое существование, потому что им нет смысла работать. Вся прибыль уходит переработчикам, которые диктуют свои цены и имеют свои 25-30% накрутки. А у мелких производителей молока ничего не остается. Просто так в торговые сети со своим молоком они тоже войти не могут, там высокие требования.

Сколько молока в сутки сейчас перерабатываете на собственном производстве?

— Пока 10 тысяч тонн. Но планируем увеличивать объемы производства молока. В этом году открыли доильный зал на 1000 голов с системой «Параллель». На Вологодчине приобрели племенной скот голштинской породы — 100 голов нетелей. Я уже проплатил аванс. Скоро, 25 ноября, их уже к нам привезут.

Какое у вас сейчас поголовье?

— Общее поголовье 1300 коров, в том числе 370 дойных. В ближайшие годы планировал поднять их число примерно до 1000 голов. При нынешней ситуации, даже не знаю, что будет дальше.

Мне сейчас нерентабельно заниматься животноводством. Если государство не будет нам помощь оказывать, то животноводческие фермы будут закрываться. Содержать животных в нынешние времена очень затратно, сплошные убытки.

Сколько ваша ферма дает молока в месяц?

— В пределах 300 тонн. 70% уходит на переработку, остальное молокозавод приезжает и забирает, отдаю по 33 рубля за литр. В Ульяновске из нашего молока делают биологически чистое масло.

Мне выгоднее было бы сейчас все молоко отдать молокозаводу и не заниматься переработкой, так как все подорожало, в том числе упаковочный материал — в два-три раза.

Сами посчитайте. У меня жирность молока 4,2%. Я сегодня перерабатываю молоко и поставляю в магазины по 33 рубля 80 копеек. Маржа остается 80 копеек. Я ее трачу на доставку и бензин, для этого содержу три ГАЗели, на зарплату водителям и 10 работникам молокозавода. Только на молокозаводе у меня 700-800 тысяч рублей затрат, которые я сегодня не покрываю. Мне и его невыгодно содержать.

Свою молочную продукцию вы поставляете в розничную торговлю и супермаркеты Димитровграда. Цены на нее пробовали поднимать?

— Я работаю с торговыми сетями 12 лет, и будет неэтично с моей стороны поднимать там цены.

Вы же еще торгуете разливным молоком, как в советские времена?

— Торгуем. Бабушки с бидонами приходят покупать наше экологически чистое молоко, без химии. Химию я не применяю даже при производстве кормов. Народ мою продукцию знает, спрос на нее есть. Если я на нее подниму цены, то люди меня не поймут, им тоже на что-то жить надо.

Вы столько денег вкладываете в развитие своего хозяйства, берете кредиты, как «отбивать» все эти затраты будете?

— Я вложил огромные для меня средства, кредитов набрал, должен на сегодняшний день 52 млн рублей. И забросить сейчас все свое хозяйство жалко. Все же развалится. Если в костер дрова не подкидывать, он затухнет. Хотя на сегодня мне выгоднее все закрыть и продать. Ко мне приезжал региональный министр сельского хозяйства Семенкин, губернатор Русских должен приехать. Обсуждаем возможность финансовой поддержки со стороны Ульяновской области. Обещают субсидировать на 50% жмых и другие компоненты для корма животных. Хотя бы эта помощь будет.

Значит, вы продолжаете бороться?

— Может, все повернется в нашу строну… При советской власти сельское хозяйство дотировалось, животноводческие фермы получали 20% дотаций. В животноводстве на сегодняшний день очень сложная ситуация, без поддержки государства нам просто не выжить. И резко поднимать цену на свою продукцию мы тоже не можем, так как пострадает потребитель, у которого итак денег нет. Вот так и живем.

Как ранее сообщало агентство, ООО «Хмелевское» расположено в селе Лесная Хмелевка Мелекесского района Ульяновской области. В октябре прошлого года там открылась современная животноводческая ферма на 1000 дойных коров. Объем инвестиций составил 80 млн рублей. В сентябре 2021 года начал функционировать доильный зал «Параллель» стоимостью около 50 млн рублей, рассчитанный на одну тысячу животных.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью