Артем Пономарев: Альтернативы уже не нишевый рынок, и мы хотим, чтобы к нам относились серьезно

Источник: The DairyNews
Сооснователь Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов рассказал о текущем состоянии и динамике развития рынка продуктов на растительной основе в России, оценил перспективы и задачи отрасли. Выступление Артема Пономарева состоялось в ходе деловой программы выставки «Агропродмаш», сообщает The DairyNews.

В начале выступления эксперт напомнил, что в 2019 году Ассоциация стала производить растительное мясо на одном из самых консервативных рынков — российском. И также добавил:

— Называть растительную продукцию «едой будущего» некорректно — это давно уже еда прошлого или как минимум настоящего. Сейчас нужно работать уже над чем-то более интересным, чем повторение текстуры, вкуса, запаха и т. д. Наша продукция представлена примерно в 100 городах и 2000 магазинах и последние 3 года происходит уверенный рост без привлечения каких-либо инвестиций. В будущем планируется выпуск альтернатив яйцу, рыбной и молочной продукции.

Эксперт назвал причины, по которым растительная продукция пользуется в мире спросом:

Продовольственный кризис и экология.

Страдания животных.

Забота о собственном организме.

Мода.

— Наша задача — дать максимально качественный и безопасный продукт, нужный потребителю. Сейчас растительные продукты можно назвать визуальной, текстурной и вкусовой копией, но в целом до альтернативы мы не дотягиваем — имеется в виду аминокислотный состав, питательная ценность, витамины и прочее, — подчеркнул спикер.

Артем Пономарев отметил. что последние полтора года очень позитивно сказались на рынке альтернативной пищевой продукции.

— Мы давно уже не делаем продукцию для веганов и вегетарианцев — если бы мы так делали, рынок бы не рос. Это продукция для всех — и в этом ее прелесть. Растительная продукция ориентирована и на миллениалов, и на флекситарианцев, которые периодически едят мясо, на сторонников ЗОЖ, постящихся, ну и, само собой, на веганов и вегетарианцев. Но в целом это просто вкусный продукт, который не содержит компонентов животного происхождения, — объяснил эксперт.

Спикер рассказал, что на рынке альтернативной продукции уже присутствуют и молочные, и рыбные продукты, и кондитерские изделия, и снэки. Это уже давно не какая-то нишевая история с одним продуктом на полке, за которым надо ехать в отдаленный магазин.

— На карте мирового альт-фуда нет ни одного названия на кириллице. Это весьма грустно, но показывает, насколько наш рынок отстает от того, что происходит за рубежом. Но на российском рынке сейчас существует порядка 35 компаний, которые производят альтернативы мясу, — комментирует эксперт.

Оценивая масштаб распространения растительной продукции в России, Артем Пономарев упомянул, что растительные альтернативы появляются в таких сетях общепита, как «Макдоналдс», «Бургер Кинг», «Сабвей». В России это пока что нишевая продукция, но имеющая тренд на успешное развитие. Такие продукты вводят «Азбука вкуса», «Ашан», «Метро», «ВкусВилл», «Гипер Глобус», «Лента», «Магнит», «Пятерочка». Компании, которые занимаются производством растительной продукции, это не только стартапы, но и достаточно крупные производители, которые видят перспективу этого рынка.

— Российский рынок отстает от зарубежного на 5–7 лет, и это дает нам уникальный шанс увидеть, как этот рынок уже развивается за рубежом, сделать правильные выводы и принять правильные решения, — заметил спикер. — В 2020 году рынок альтернативного мяса в России составил 2,6 млрд. рублей. По сравнению с рынком натурального мяса это смешная цифра, но еще три года назад о таких объемах растительного мяса можно было только мечтать. Три года назад было три компании по производству мясных альтернатив, а сейчас свыше 35, и ни одна пока не закрылась. Это «Микоян», «Тавр», компания «ЭФКО», которая объявила о начале работы над собственной линейкой растительного мяса с намерением вложить в его производство 4 млрд рублей в течение трех лет, а также специализированные компании типа Greenwise и множество других.

По словам Артема Пономарева, альтернативная молочная продукция развивается на российском рынке последние 10 лет. Тут цифры совсем другие — уже 6,5 млрд рублей, присутствуют крупные компании типа «Садов Придонья», продукция продается в крупных торговых сетях, часто встречается в меню ресторанов. По мнению эксперта, мясо будет проходить такой же путь развития.

— В прошлом году мы заметили, что рынок начинает сегментироваться, и есть идея объединить производителей, которые последние несколько лет упорно работали над развитием рынка альтернативной пищевой продукции. Наша идея была в том, чтобы вырастить этот рынок, чтобы его объемы были сопоставимы с европейскими. Задачей было объединить производителей, продвигать и поддерживать их, максимально популяризировать отрасль, а также объяснять людям, зачем эти продукты вообще существуют, что это полноценная категория, а не удовлетворение нужд каких-то причудливых потребителей, — отметил эксперт.

Спикер уточнил, что с прошлого кода количество компаний партнеров – участников ассоциации выросло до 75: это и производители сырья, производители оборудования, и компании, которые занимаются аналитикой, инвестициями, и многие другие. Были придуманы различные форматы продвижения: проведение профильных мероприятий, предоставление возможности партнерам и участникам сертифицировать свою продукцию в соответствии с зарубежными стандартами, чтобы продукция была конкурентоспособной на экспортном направлении, возможность финансирования проектов, консультации. Любая компания может обращаться в ассоциацию и получать поддержку на разных этапах развития.

По замечанию Артема Пономарева, важно не только создание экосистемы, но и создание регулирования, т. е. технического комитета, который будет отвечать на вопросы, связанные с регуляторикой продукции, предоставлением правильной терминологии, которая на сегодняшний день отсутствует: что такое веганская, вегетарианская, постная продукция, что можно включать в ингредиенты, а что нельзя, каким должен быть производственный процесс. Пока что на эти вопросы нет ответов в плане законодательного регулирования. За рубежом такие ответы есть, отмечает эксперт:

— В марте появился стандарт ISO по веганской и вегетарианской продукции, месяц назад индийский регулятор выпустил свои рекомендации. А наша Ассоциация совместно с ФНЦ пищевых систем и Уралхим также выступила с предложением создания такого профильного комитета, задача по формированию которого была возложена на Росстандарт. Пока что на две последние заявки не отреагировали никак. Также мы стараемся предоставлять компаниям-стартапам возможность разместить свой продукт на полках за один месяц, чтобы максимально быстро оценить и рынок, и перспективность своей продукции.

Артем Пономарев с сожалением отметил, что сегодня в России не обучают технологов, которые работают с альтернативной пищевой продукцией:

— У нас это либо самоучки, либо те, кто прошли обучающие программы за рубежом. Поэтому мы взаимодействуем с научным сообществом, чтобы они могли поставлять нам готовых специалистов и нам не приходилось взращивать по полтора-два года специалистов из этой отрасли.

— Мы уже давно не нишевой рынок и хотим, чтобы к нам относились максимально серьезно, оценивая нас не как конкурентов, а как самостоятельное направление на российском рынке, — подытожил эксперт.

01.12.2021
1 декабря стартовал третий этап обязательной маркировки молочной продукции — на этот раз DataMatrix-коды должны будут наноситься на продукцию сроком годности до 40 дней. Ранее участники отрасли сообщали о проблемах с внедрением «Честного знака» на предприятиях: перебоях и отсрочках в поставке оборудования для маркировки, необходимости переделывать дизайн упаковок для нанесения кодов, нанимать дополнительный персонал и менять производственные процессы, а значит — нести дополнительные затраты. О том, легко ли отрасли дается третий этап — в горячей теме на The DairyNews.
Читать полностью
Календарь