Артем Березуцкий: Молочные компании — самый перспективный производитель растительной продукции

Источник: The DairyNews
Артем Березуцкий, коммерческий директор компании TDNT, прокомментировал прогноз Rabobank и отметил, что инициаторами развития нормативной базы для производства растительных продуктов могут стать молочные компании, подобные Danone, у которых есть соответствующий технологический ресурс. Представитель TDNT рассказал The DairyNews, почему молочникам не стоит затягивать с выходом на рынок альтернатив.

Эксперт рассказал, что в Danone проанализировали мировые тренды и купили компанию-производителя известного бренда растительных альтернатив Alpro, на ее базе стали развивать рынок растительной продукции, а в начале 2020 года завершили проект по локализации Alpro в России.

— Однако именно молочные компании все еще скептически смотрят на рынок растительной продукции, за исключением, например, Danone, Valio. Этот рынок развивают прежде всего соковые и пищевые компании, такие как «Сады Придонья», компания «Союзпищепром». Но технологические процессы производства растительной продукции гораздо более схожи с молочными технологиями, чем с соковыми и зерновыми, поэтому для молочных компаний такое производство было бы гораздо менее затратным. Главное, соблюдать гигиенические требования, чтобы потоки различной продукции не пересекались, отметил Артем Березуцкий.

Еще 2–3 года, считает эксперт, рынок растительной продукции будет динамичен и интересен, а потом придут другие производители, вырастет конкуренция. Тогда молочные производители могут спохватиться и попытаться модернизировать производство, но инициатива будет потеряна.

Затрагивая вопрос сертификации производства и нормативной документации, Артем Березуцкий отметил, что на данный момент очень мало технологов, которые понимают, как такая продукция производится. Если в молочной отрасли существуют государственные институты, которые создают технические регламенты, согласовывают техусловия, то в плане растительного сырья такого сейчас нет. Тогда в рамках таких институтов надо выделять отдельные направления, предоставлять специалистов.

— В ходе межрегиональной конференции «Молочная индустрия: возможности, риски, потенциал», проходившей в конце августа, некоторые ученые Алтайского технического университета им. Ползунова сообщили, что еще в 90-е годы у них были наработки по соевым продуктам, по сыру, произведенному из сои (не тофу), и теперь такие наработки надо развивать, создавать нормативную базу, — подчеркнул коммерческий директор TDNT.

Артем Березуцкий также рассказал о новых технологиях производства «гибридных» продуктов, в которых содержится и настоящее молоко, и растительные компоненты. При использовании молочных белков и растительного сырья получаются вязкие йогурты очень хорошего качества, прекрасные питьевые йогурты. Компания TDNT, сообщает эксперт, тоже изучает эту технологию, и уже есть проработанные решения для производства вязких йогуртов, есть и продукты, близкие к классическому творогу, а овсянку или гречку можно обогатить молочным белком.

Что касается наименования растительной продукции — это вопрос не к производителю, а к государству как к регулирующему органу, утверждает эксперт:

— Нет сомнений, что Молочный союз и другие молочные организации будут однозначно разграничивать свою продукцию с растительной, чтобы у потребителя не было смешения понятий. Известен случай, когда в интернет-магазин пришла прокуратура с проверкой по поводу дезинформации потребителей. Вся проблема была в том, что на сайте растительная продукция была размещена в том же разделе, что и классическое молоко. На тот момент претензия была правомерной, потому что это должна быть отдельная категория. Однажды и производители растительных напитков поймут, что они уже отдельная категория, и сами будут просить государственные органы, чтобы в технических регламентах их развели с молочными производителями.

Говоря об изменяющемся подходе к питанию, Артем Березуцкий предложил обратиться к опыту стран Юго-Восточной Азии, которая, наоборот, раньше была ориентирована на растительную пищу, но сейчас переходит на европейский стиль питания: люди употребляют больше молочных продуктов, больше мяса. То есть, заключает эксперт, у них наблюдается обратная тенденция, но и в том, и в другом случае диета человека становится более сбалансированной.

— Подобные процессы естественны. Главное — ловить рыночные тренды. Сейчас рынок растительной продукции замкнут на сегменте «средний», «плюс» и «премиум». Самый главный фактор, который удерживает этот рынок — достаточно высокий уровень цен. Когда же появится сегмент ниже среднего, рынок станет еще больше. Например, компания «Эфко» в своих соцсетях сообщила, что собирается развивать сегмент «средний минус». И это еще одна причина, почему «молочникам» именно сейчас нужно включаться в этот бизнес и управлять им, — потому что потом он уйдет к другим секторам, — подытожил эксперт.

Ранее Артем Березуцкий высказывал предположение, что производителям альтернатив придется убрать из описаний своей продукции слово “молоко”, но так как последнее является дженериком, не совсем понятно, что делать с названиями вроде “Птичье молоко”.

Оперативные новости читайте в телеграм-канале The DairyNews

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:


25.11.2021
18 ноября Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ) направил официальное обращение на имя Андрея Белоусова, первого вице-премьера Российской Федерации, с просьбой принять участие в решении проблемы, связанной с усложнением логистики на фоне миграционного кризиса. Транспортный коллапс, по сообщению совета, наблюдается на границе Польши и Беларуси, что может не только вызвать задержки поставок продуктов питания и товаров первой необходимости, но и спровоцировать рост цен. The DairyNews собрали комментарии участников рынка, чтобы понять, какие последствия может повлечь за собой сложившаяся ситуация и каковы возможные пути ее разрешения.
Читать полностью
Календарь