јндрей Ўутов: »звестна€ фраза про то, что мир уже никогда не будет прежним, стала актуальной как никогда

»сточник: The DairyNews
”ход€щий год был очень непростым дл€ всех. ќднако он же стал и катализатором наиболее заметных изменений всех сегментов рынка. Ќе стала исключением и молочна€ отрасль. The DairyNews в преддверии Ќового года удалось пообщатьс€ с јндреем Ўутовым, управл€ющим акционером одного из крупнейших переработчиков молока в –оссии - агрохолдинга  ќћќ— √–”ѕѕ. ќн рассказал о результатах 2020 года дл€ компании, перспективах будущего и трансформации сектора.

DN:  акое событие уход€щего года дл€ вашей компании стало ключевым и наиболее серьезно повли€ло на ее де€тельность?

Ќесмотр€ на то, что сельское хоз€йство и производство продуктов питани€ были признаны отрасл€ми, менее всего пострадавшими от карантинных ограничений, ключевым событием 2020 года дл€ нашей компании, как дл€ многих участников рынка, стала пандеми€ коронавирусной инфекции и ее экономические последстви€.  

ќсновным фактором риска дл€ всех товаропроизводителей остаетс€ резкое снижение с начала года уровн€ доходов и платежеспособности населени€.  ак следствие, мы отмечаем падение потребительского спроса на р€д высокомаржинальных и инновационных продуктов питани€. ѕокупатель переориентировалс€ на более дешевые базовые продукты. “ака€ трансформаци€ потребительских предпочтений, рост уровн€ домашнего потреблени€, об€зала нас искать новые эффективные формы взаимодействи€ с покупателем, активно развивать каналы e-commerce, создавать собственные торговые площадки и онлайн-магазины.  

Ќа развитие экспортного направлени€ отрицательное вли€ние оказало закрытие государственных границ, ужесточение пограничного и таможенного контрол€. ¬ начале года мы были вынуждены частично скорректировать экспортные планы и перенести часть об€зательств по контрактам на более поздний срок. — июн€ ситуаци€ незначительно стабилизировалась, но пандеми€ продолжает диктовать свои услови€. ѕомимо традиционных проблем, св€занных с продвижением российской продукции на зарубежных рынках, экспортеры столкнулись с такой сложностью, как у€звимость российской транспортной сети: отдельные международные автомобильные пункты пропуска и сегодн€ работают с существенными перебо€ми; болевой точкой дл€ российских экспортеров остаютс€ контейнерные перевозки, которые €вл€ютс€ преимуществом наших конкурентов на внешнем рынке.

≈ще одним косвенным следствием пандемии стала девальваци€ национальной валюты, котора€ вызвала рост цен на импортное сырье и оборудование. ¬ этой ситуации предпри€ти€м јѕ  была оказана господдержка в виде увеличени€ лимитов на краткосрочные льготные кредиты на одного заЄмщика с 600 млн рублей до 1 200 млн рублей. Ёто позволило нам обеспечить предпри€ти€ агрохолдинга дешЄвыми оборотными средствами и незначительно компенсировать затраты на основные виды сырь€, которые выросли в цене. 

Ќепри€тным последствием ослаблени€ рубл€ стало удлинение инвестиционной фазы р€да реализуемых нами проектов. ѕараметры нескольких инвестпроектов, которые предполагали поставку современного импортного оборудовани€, нам даже пришлось пересмотреть, а их выполнение перенести на следующий год. “ем не менее, несмотр€ на сложности, мы продолжили реализацию наиболее крупных и стратегически важных дл€ холдинга проектов. ¬ частности, второй этап реконструкции  азанского молочного комбината, а также работы в рамках —ѕ» а Ђћ»Ћ ќћ-2020ї на нескольких производственных площадках молочного субхолдинга, что приблизит нас к нашей главной амбициозной цели Ц увеличению объемов переработки молока до 1 тыс. тонн в сутки. 

DN:  акие тренды на рынке, на ¬аш взгл€д, продолжат оказывать вли€ние на отрасль в 2021 году?

ѕандеми€ коронавируса внесла серьезные коррективы в работу всех предпри€тий сельскохоз€йственной отрасли, трансформировала привычные протоколы работы в св€зи с сокращением личных контактов. »звестна€ фраза Ђћир уже никогда не будет прежнимї стала актуальной как никогда. ћногие сегменты, такие как e-grocery и сервис доставки продуктов питани€ Ђдо двериї буквально на наших глазах отвоевали львиную долю рынка у традиционных каналов продаж. Ѕлагодар€ маркетплейсам значительно вырос рынок онлайн-торговли, покупатели получили шанс приобретать качественную и свежую продукцию непосредственно от производител€ и часто по цене ниже магазинной.

ѕринима€ во внимание эти тенденции, мы решили создать собственный монобрендовый маркетплейс Ц Ђ“ј” ћј–“ї. — окт€бр€ текущего года в тестовом режиме он функционирует на территории ”дмуртской –еспублики. ќсновна€ часть представленных в онлайн-магазине товаров Ц это продукци€ предпри€тий агрохолдинга, требующа€ особых условий хранени€ и доставки. ѕосредством данного канала мы анализируем вкусы и предпочтени€ наших покупателей, скорость доставки и уровень нашего сервиса, и в дальнейшем планируем расширить его географию на соседние регионы. 

ќдним из основных трендов, который в следующем году будет оказывать существенное вли€ние на развитие отрасли, станет введение с ма€ 2021 года об€зательной маркировки молочной продукции. Ёто тема, о которую Ђсломано не одно копьеї: с одной стороны, государство дл€ повышени€ прозрачности и налоговой эффективности настаивает на введении системы маркировки товаров с возможностью диспетчеризации их маршрутов. — другой стороны, дл€ производител€ все эти нововведени€ св€заны с существенными финансовыми затратами на установку нового оборудовани€ дл€ нанесени€ цифровой маркировки. ѕо данным —оюзмолоко, затраты производителей в первый год состав€т не менее 61,3 млрд рублей, а в дальнейшем Ц ежегодно еще не менее 35,2 млрд рублей. Ёто хорошо понимают и в ћинистерстве сельского хоз€йства, разрабатыва€ корректирующие меры по поддержке отечественных сельхозпроизводителей.

”же сегодн€ компани€ Ђћ»Ћ ќћї присоединилась к эксперименту по маркировке и прослеживанию готовой молочной продукции Ђ„естный знакї: на площадке ѕермского хладокомбината Ђ—озвездиеї мы начали в тестовом режиме наносить на упаковку мороженого data matrix-коды и столкнулись с р€дом существенных проблем. ќсновна€ из них состоит в том, что предоставленное нам ÷–ѕ“ оборудование компании Ђ“рекћаркї не справл€етс€ со скоростью наших линий, в результате чего образуютс€ заторы из продукции. ¬ насто€щее врем€ все спорные вопросы мы фиксируем и отправл€ем в —оюзмолоко, —оюз мороженщиков –оссии и ÷–ѕ“, но, основыва€сь на первом неудачном опыте, можем с уверенностью сказать, что маркировка будет одним из самых серьезных вызовов дл€ наших молокоперерабатывающих предпри€тий в следующем году. 

¬ направлении государственной поддержки текущий год характеризовалс€ мерами по стимулированию инвестиционной де€тельности и созданию условий дл€ повышени€ эффективности агропромышленного производства. 

Ќа федеральном уровне одной из таких мер стало предоставление налоговых льгот и субсидий на строительство и модернизацию инфраструктурных объектов в рамках ‘едерального закона Ђќ защите и поощрении капиталовложений в –оссийской ‘едерацииї. “акже был утвержден пор€док бюджетного инвестировани€ в инфраструктурные объекты, необходимые дл€ реализации инвестиционных проектов за счет снижени€ задолженности регионов по бюджетным кредитам. Ёто существенна€ поддержка инвесторов, так как инфраструктурные объекты при значительных затратах не окупаемы.

ћинистерством сельского хоз€йства –‘ в текущем году было определено новое направление в субсидировании агропромышленного производства Ц разделение субсидий на компенсирующую и стимулирующую части и передача полномочий по определению условий и пор€дка их предоставлени€ с федерального уровн€ на региональный. ¬ведение стимулирующей части положительно повли€ет на развитие сельскохоз€йственных и перерабатывающих предпри€тий, а применение субъектами –‘ разных подходов к распределению субсидий позволит учитывать своеобразие условий функционировани€ территориальных јѕ . 

≈сли говорить о субъектах –‘, то в текущем году во всех регионах нашего присутстви€ отмечалось повышенное внимание к решению задач аграрного сектора экономики. “ак, существенной мерой дл€ усилени€ экспортного потенциала организаций јѕ  ”дмуртии стали гранты на создание или модернизацию экспортно ориентированного производства, предоставл€емые ћинистерством сельского хоз€йства и продовольстви€ ”дмуртской –еспублики

«начительную поддержку в процессе модернизации производственных объектов нам оказали ћинистерство сельского хоз€йства и ћинистерство промышленности и торговли ѕермского кра€. Ѕольшое внимание этому направлению удел€ет и ћинсельхоз –еспублики “атарстан.

ƒл€ совершенствовани€ государственной поддержки в части стимулировани€ инвестиционной де€тельности специалистами нашего холдинга разработаны предложени€ о предоставлении инвестиционного налогового вычета Ђматеринскимї компани€м сельскохоз€йственных предпри€тий. Ёта мера, на наш взгл€д, позволит не только обеспечить быструю модернизацию производственных мощностей на основе использовани€ современных технологий, автоматизации, информатизации и цифровизации, но обеспечить развитие сельских территорий за счет создани€ новых высокотехнологичных рабочих мест.

DN:  акие достижени€ уход€щего года вы можете назвать, как своей компании, так и на рынке в целом? 

ќдним из главных достижений уход€щего года дл€ нашей компании стали рекордные продажи продукции под брендом Ђ—ело «елЄноеї. —огласно рейтингу Nielsen, Ђ—ело «еленоеї признано самым быстрорастущим брендом в –оссии, а агрохолдинг Ђ ќћќ— √–”ѕѕї Ц самой быстрорастущей компанией в категории молочных продуктов. ѕо сравнению с прошлым годом выручка от продаж продукции под этим брендом выросла на 48 % Ц до 14,2 млрд рублей, а к концу следующего года мы планируем увеличить ее еще на 23%.  роме того, мы прин€ли решение провести ребрендинг упаковки Ђ—ела «елЄногої. 

“акже в этом году мы вывели на рынок два новых федеральных высокомаржинальных бренда Ц Angelato в категории delicious и Fitness Time в категории функциональных молочных продуктов. ÷елевой ориентир по ним за три года Ц 0,5 млрд руб. выручки в год.

Ќаш молокоперерабатывающий субхолдинг, ќјќ Ђћ»Ћ ќћї, получил награду от X5 Retail Group как лучший поставщик в категории —“ћ. «а врем€ нашего сотрудничества совокупный товарооборот по агрохолдингу вырос в семь раз. Ќам при€тно, что нашу работу отметила одна из сильнейших федеральных компаний, и мы со своей стороны намерены и дальше развивать сотрудничество и увеличивать объемы поставок в магазины X5. 

≈сли говорить о других направлени€х, то в течение года мы реализовали много инициатив по оптимизации бизнес-процессов и их цифровизации, утвердили стратегию цифровой IT-трансформации агрохолдинга. ƒл€ нас это не модный тренд, а насто€ща€ возможность сделать все процессы предпри€ти€ прозрачными, а значит Ц более эффективными, что способствует обновлению всей системы управлени€ холдингом в соответствии со стремительно развивающимс€ рынком FMCG. ќчень радует, что в данном направлении нас поддерживает ћинистерство цифрового развити€, св€зи и массовых коммуникаций –‘. ¬ частности, благодар€ постановлению правительства –‘ Ђќ государственной поддержке цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферыї мы смогли привлечь льготные инвестиционные кредиты на финансирование »“-проектов в √азпромбанке. 

¬ насто€щее врем€ р€д крупных IT-программ находитс€ на финальной стадии реализации. ќтдельно хотелось выделить инициативу по внедрению SAP SF, что потребовало пересмотра целого пула процессов, стандартизации обширного массива данных, а также проекты по внедрению глобальной ERP-системы.

 роме того, мы начали внедрение процессного подхода к управлению Ц как способа трансформации всей системы управлени€; приступили и уже частично реализовали проект по созданию общих центров обслуживани€ компании (ќ÷ќ) Ц Ђ÷≈—- ќћќ—ї по HR-направлению и Ђ ќћќ— Цѕравої. 

“акже € хотел бы поблагодарить ћинистерство сельского хоз€йства –‘, которое несмотр€ на непростую ситуацию не только понимает потребности отрасли, но и находит возможности и ресурсы поддерживать инвестиционные проекты через механизмы выделени€ льготных кредитов, инвестиционных налоговых вычетов, а также грантов. ¬ рамках утвержденной инвестиционной программы на 2020 год нами реализованы все проекты, при этом они профинансированы за счет привлечени€ долгосрочных льготных инвестиционных кредитов. ¬ 2020 году нами были использованы производные финансовые инструменты, которые позволили снизить риски роста ключевой процентной ставки, и соответственно, процентных ставок по портфелю холдинга. 

DN: –асскажите, пожалуйста, каковы ¬аши ожидани€ от будущего года?  акие ключевые цели ставит компани€ в развитии на будущий год?

ќдним из перспективных направлений нашей де€тельности в следующем году станет развитие экспорта. Ќесмотр€ на карантинные ограничени€ и последстви€ пандемии, наши отгрузки в зарубежные страны Ц  итай, ћонголию,  азахстан, јрмению, Ѕеларусь, ”збекистан и “аджикистан по итогам 2020 года выросли более чем в дес€ть раз и составили 130 млн рублей. ¬ следующем году мы планируем увеличить поставки за рубеж в три раза, расширить географию экспорта на р€д государств ёго-¬осточной јзии и Ѕлижнего ¬остока. —егодн€ мы анализируем ситуацию, учимс€ играть по новым, обусловленным пандемией, правилам. ¬месте с другими игроками мы настраиваемс€ на новый формат общени€: переход личных коммуникаций в онлайн (выставки, бизнес-миссии, конференции, переговоры) пока отрицательно сказываетс€ на результате, так как цикл сделки в онлайн-формате занимает гораздо больше времени. Ѕолее того, наши контрагенты привыкли к вербальному общению и не готовы пока заключать сделки по телефону или интернету. ѕоэтому в основном Ђвыстреливаютї уже существующие контракты.

¬ ”дмуртской –еспублике, где расположена больша€ часть наших активов, 2021 год объ€влен годом села. ѕоэтому надеемс€, что это способствует созданию благопри€тных условий дл€ реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. ƒл€ нашей компании Ц это, прежде всего, завершение проекта Ђћ»Ћ ќћ-2020ї, проекты по увеличению объемов производства творога, сухих молочных продуктов, мороженого, пельменей, м€сных полуфабрикатов, создание предпри€ти€ по единому убою €ичной птицы. √отовим проектную документацию на строительство новой молочной фермы на 3 000 голов дойного стада, а также на комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку, т.н. агрогородка дл€ строительства жиль€ в цел€х привлечени€ и закреплени€ высококвалифицированных специалистов. ÷ель всех этих проектов Ц рост объемов производства продукции, расширение рынков сбыта, в т.ч. увеличение экспортных поставок молочных и м€сных продуктов.

 роме того, планируем продолжить реализацию стратегии цифровой трансформации, активно развивать такой сегмент, как собственные e-commerce-площадки, а также присутствие продукции под нашими брендами на витринах существующих маркетплейсов. 

DN:  ¬аши пожелани€ участникам рынка и коллегам в наступающем году?

 ак сказал ”инстон „ерчилль: ЂЋюбой кризис Ц это новые возможностиї. √од выдалс€ непростым во всех отношени€х. ќн вскрыл все проблемы мирового сообщества Ц в экономике, в социуме, в здравоохранении, в других сферах жизни. —егодн€ мы наблюдаем глобальную нравственную переоценку, потому что люди осознали, насколько хрупок созданный ими мир. ѕоэтому в первую очередь € желаю нам всем постаратьс€ обратить ситуацию, в которой мы вынужденно оказались, себе во благо и постаратьс€ найти внутренние опоры, чтобы вступить в новый год еще более сильными, стойкими и целеустремленными.  онечно, € желаю всем богатырского здоровь€ и крепкого иммунитета Ц 2020 год показал нам, насколько это важно; желаю оставатьс€ позитивными и радостными, несмотр€ на все испытани€, которые нам пришлось пережить. ѕусть наступающий год станет годом прин€ти€ правильных решений, постановки амбициозных целей, реализации масштабных проектов и, конечно, только положительных изменений!

04.05.2021
Ќовый год, 23 феврал€, 8 марта Ц праздники никогда не были помехой потреблению молока. Ќаоборот, в такие дни спрос на молочные продукты обычно увеличиваетс€.
„итать полностью
  • ѕн
  • ¬т
  • —р
  • „т
  • ѕт
  • —б
  • ¬с
12
—р
12
—р
12
—р
18
¬т
18
¬т
18
¬т
22
—б
 алендарь