Анализ ценовой ситуации на продовольственном рынке России в 2007 году

Источник: Интегрум
Прошедший год был ознаменован резким скачком цен на продукты питания. По данным социологов, более половины россиян ввиду значительного удорожания продуктов первой необходимости были вынуждены ограничить свой рацион питания, что негативно сказалось на их качестве жизни

Прошедший год был ознаменован резким скачком цен на продукты питания. По данным социологов, более половины россиян ввиду значительного удорожания продуктов первой необходимости были вынуждены ограничить свой рацион питания, что негативно сказалось на их качестве жизни.

Наиболее заметно в сентябре-октябре 2007 года выросли цены на подсолнечное масло (42%), на сливочное масло (23%), на молоко пастеризованное (22%), на молоко разливное (20%), на творог различной жирности (18%), на мягкие и твёрдые сыры (41%), на яйца (30%). В ноябре рост цен на эти товары замедлился и составил в среднем около 4%. В течение всего года ускоренными темпами росли цены на хлеб, макароны и крупу (за период январь-ноябрь 2007 года они выросли соответственно на 22%, 21% и 22% против аналогичных показателей за 2006 год - 10%, 4% и 11%).Наиболее заметно в сентябре-октябре 2007 года выросли цены на подсолнечное масло (42%), на сливочное масло (23%), на молоко пастеризованное (22%), на молоко разливное (20%), на творог различной жирности (18%), на мягкие и твёрдые сыры (41%), на яйца (30%). В ноябре рост цен на эти товары замедлился и составил в среднем около 4%. В течение всего года ускоренными темпами росли цены на хлеб, макароны и крупу (за период январь-ноябрь 2007 года они выросли соответственно на 22%, 21% и 22% против аналогичных показателей за 2006 год - 10%, 4% и 11%).
Сегодня всё чаще можно услышать, что главной, если не единственной, причиной роста цен на продовольствие является интеграция России в мировую экономику. Дескать, наше сельское хозяйство становится всё более конкурентоспособным, а потому мировой рост цен на продукты питания незамедлительно отражается на России. И действительно, общемировой рост цен, например, на молоко и молочную продукцию наблюдался в течение всего 2007 года. Увеличение спроса со стороны развивающихся стран (в особенности это касается Китая, где была проведена целая кампания по популяризации молочных продуктов, не входивших ранее в рацион повседневного питания) и неблагоприятные климатические условия в некоторых странах-производителях привели к тому, что в Европе в 2007 году впервые за долгий период ощутили дефицит молочного сырья. И Евросоюз отменил субсидии на экспорт молока и молочной продукции из своих стран. Сегодня всё чаще можно услышать, что главной, если не единственной, причиной роста цен на продовольствие является интеграция России в мировую экономику. Дескать, наше сельское хозяйство становится всё более конкурентоспособным, а потому мировой рост цен на продукты питания незамедлительно отражается на России. И действительно, общемировой рост цен, например, на молоко и молочную продукцию наблюдался в течение всего 2007 года. Увеличение спроса со стороны развивающихся стран (в особенности это касается Китая, где была проведена целая кампания по популяризации молочных продуктов, не входивших ранее в рацион повседневного питания) и неблагоприятные климатические условия в некоторых странах-производителях привели к тому, что в Европе в 2007 году впервые за долгий период ощутили дефицит молочного сырья. И Евросоюз отменил субсидии на экспорт молока и молочной продукции из своих стран.> Помимо воздействия конъюнктуры мирового рынка к официальным объяснениям иногда добавляется низкий уровень конкуренции на локальных рынках (локальный монополизм). Виновниками роста цен называют локальных посредников, которые, будучи в сговоре с местными властями, не оставляют крестьянам выбора кому и по какой цене продавать свой товар. Помимо воздействия конъюнктуры мирового рынка к официальным объяснениям иногда добавляется низкий уровень конкуренции на локальных рынках (локальный монополизм). Виновниками роста цен называют локальных посредников, которые, будучи в сговоре с местными властями, не оставляют крестьянам выбора кому и по какой цене продавать свой товар.

Всё это справедливо, но только отчасти. Официальные объяснения причин роста цен на продовольственные товары как будто сознательно обходят стороной тему монополизма в секторе переработки и выпуска конечной продукции. Всё это справедливо, но только отчасти. Официальные объяснения причин роста цен на продовольственные товары как будто сознательно обходят стороной тему монополизма в секторе переработки и выпуска конечной продукции.

На сегодняшний день в России работает несколько тысяч производителей молочной продукции. В последние несколько лет наблюдается устойчивый рост молочного производства. За неполный 2007 год он составил более 1,5%. Причём основной прирост как раз пришёлся на сегмент товарного молока, идущего в переработку. Наша зависимость от импорта молока высока, но не является критической. В 2006 году, по данным Центра экономической конъюнктуры, удельный вес импорта в общих ресурсах молока составил 17,8%. В период же января-сентября 2007 года импорт сократился более чем в 2 раза в сравнении с аналогичным периодом 2006 года. На сегодняшний день в России работает несколько тысяч производителей молочной продукции. В последние несколько лет наблюдается устойчивый рост молочного производства. За неполный 2007 год он составил более 1,5%. Причём основной прирост как раз пришёлся на сегмент товарного молока, идущего в переработку. Наша зависимость от импорта молока высока, но не является критической. В 2006 году, по данным Центра экономической конъюнктуры, удельный вес импорта в общих ресурсах молока составил 17,8%. В период же января-сентября 2007 года импорт сократился более чем в 2 раза в сравнении с аналогичным периодом 2006 года.
Сектор же переработки молока и выпуска конечной продукции сконцентрирован в руках крупнейших холдингов. На долю семи производителей молочной продукции - "Вимм-Билль-Данн" (ВБД), "Юнимилк", "Нутритек", "Кампина", "Данон", "Эрманн", "Пармалат" - приходится 60% товарного рынка. При этом доля ВБД на российском рынке молочных продуктов составляет 36%, а доля "Юнимилк" - 15%. Сектор же переработки молока и выпуска конечной продукции сконцентрирован в руках крупнейших холдингов. На долю семи производителей молочной продукции - "Вимм-Билль-Данн" (ВБД), "Юнимилк", "Нутритек", "Кампина", "Данон", "Эрманн", "Пармалат" - приходится 60% товарного рынка. При этом доля ВБД на российском рынке молочных продуктов составляет 36%, а доля "Юнимилк" - 15%.

Средние и мелкие предприятия по переработке молока сознательно выдавливаются с рынка. Только в первой половине 2007 года компания "Вимм-Билль-Данн" объявила о завершении присоединения 14 молочных заводов в России. Среди них - ЗАО "Экспериментальный комбинат детского питания", ОАО "Царицынский молочный комбинат", ОАО "Назаровское молоко", ОАО "Молочный комбинат", ОАО "Сибирское молоко" и другие. В некоторых регионах на сегодняшний день у "Вимм-Билль-Данна" практически нет конкурентов. В Нижегородской области ВБД и шахунскому холдингу "Молоко" принадлежит половина регионального молочного рынка. Причём доля первого в сегменте стерилизованного молока составляет около 75%. Средние и мелкие предприятия по переработке молока сознательно выдавливаются с рынка. Только в первой половине 2007 года компания "Вимм-Билль-Данн" объявила о завершении присоединения 14 молочных заводов в России. Среди них - ЗАО "Экспериментальный комбинат детского питания", ОАО "Царицынский молочный комбинат", ОАО "Назаровское молоко", ОАО "Молочный комбинат", ОАО "Сибирское молоко" и другие. В некоторых регионах на сегодняшний день у "Вимм-Билль-Данна" практически нет конкурентов. В Нижегородской области ВБД и шахунскому холдингу "Молоко" принадлежит половина регионального молочного рынка. Причём доля первого в сегменте стерилизованного молока составляет около 75%.

Подобной стратегии скупки успешных предприятий на рынке молочной продукции придерживается "Юнимилк", в состав которого входит 25 крупных российских молочных заводов. Так, в конце августа 2007 года компания объявила о покупке 100% акций ЗАО "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М", крупнейшего производителя молочных продуктов в Татарстане. Это позволит ей в ближайшее время увеличить свою долю на рынке молочных продуктов до 20%. Ранее компания принадлежала группе "Красный Восток Агро" и делила рынок молочной продукции с холдингом "ВАМИН Татарстан", в структуру которого входит более 30 молокозаводов по всему Татарстану. Подобной стратегии скупки успешных предприятий на рынке молочной продукции придерживается "Юнимилк", в состав которого входит 25 крупных российских молочных заводов. Так, в конце августа 2007 года компания объявила о покупке 100% акций ЗАО "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М", крупнейшего производителя молочных продуктов в Татарстане. Это позволит ей в ближайшее время увеличить свою долю на рынке молочных продуктов до 20%. Ранее компания принадлежала группе "Красный Восток Агро" и делила рынок молочной продукции с холдингом "ВАМИН Татарстан", в структуру которого входит более 30 молокозаводов по всему Татарстану.

Монопольное положение крупных производителей молочной продукции нашло своё отражение в том, что лидерами повышения потребительских цен на молочные товары стали как раз те регионы страны, где наиболее заметно их присутствие на рынке молочной продукции. Так, например, в Центральном и Северо-западном федеральных округах, где у вышеназванных компаний конкурентов фактически нет, цены на молоко и молочную продукцию за январь-октябрь 2007 года выросли на 27%, в Привожском федеральном округе - на 24%. В уже упомянутой Нижегородской области - на 32%. В то же время на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, где сельское хозяйство развито слабо, но производство рассредоточено в руках мелких участников рынка, цены за тот же период выросли на 16, 18 и 15% соответственно. Монопольное положение крупных производителей молочной продукции нашло своё отражение в том, что лидерами повышения потребительских цен на молочные товары стали как раз те регионы страны, где наиболее заметно их присутствие на рынке молочной продукции. Так, например, в Центральном и Северо-западном федеральных округах, где у вышеназванных компаний конкурентов фактически нет, цены на молоко и молочную продукцию за январь-октябрь 2007 года выросли на 27%, в Привожском федеральном округе - на 24%. В уже упомянутой Нижегородской области - на 32%. В то же время на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, где сельское хозяйство развито слабо, но производство рассредоточено в руках мелких участников рынка, цены за тот же период выросли на 16, 18 и 15% соответственно.

Как и в случае с молоком, рост цен на подсолнечное масло связан с целым набором объективных и субъективных факторов. Как и в случае с молоком, рост цен на подсолнечное масло связан с целым набором объективных и субъективных факторов. С одной стороны, снижение рентабельности производства подсолнечника (с 78% в 2004 году до 36% в 2006 году) и истощение пахотных земель привели к тому, что посевные площади подсолнечника в 2007 году в России сократились (на 840 тысяч гектаров в начале 2007 года). И в условиях ожидаемого снижения урожая в течение всего года происходило увеличение цен производителей. С одной стороны, снижение рентабельности производства подсолнечника (с 78% в 2004 году до 36% в 2006 году) и истощение пахотных земель привели к тому, что посевные площади подсолнечника в 2007 году в России сократились (на 840 тысяч гектаров в начале 2007 года). И в условиях ожидаемого снижения урожая в течение всего года происходило увеличение цен производителей.

В то же время на 1 ноября 2007 года подсолнечника было намолочено на 11,4% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2006 года. А импорт ввозимого подсолнечного масла, по данным Федеральной таможенной службы, за период январь-сентябрь 2007 года увеличился на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составил 96,8 тысяч тонн. При этом цена импортного подсолнечного масла не только не изменилась, но даже снизилась с 921$ за тонну в январе-сентябре 2006 года до 911$ за тонну в том же периоде 2007 года. В то же время на 1 ноября 2007 года подсолнечника было намолочено на 11,4% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2006 года. А импорт ввозимого подсолнечного масла, по данным Федеральной таможенной службы, за период январь-сентябрь 2007 года увеличился на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составил 96,8 тысяч тонн. При этом цена импортного подсолнечного масла не только не изменилась, но даже снизилась с 921$ за тонну в январе-сентябре 2006 года до 911$ за тонну в том же периоде 2007 года.

Поэтому спекуляции на тему зависимости нашей страны от мирового роста цен на подсолнечное масло не имеют под собой глубокой почвы. Поэтому спекуляции на тему зависимости нашей страны от мирового роста цен на подсолнечное масло не имеют под собой глубокой почвы.
Более правдоподобное объяснение осеннего скачка цен на подсолнечное масло лежит в плоскости анализа рынка его производителей. Здесь действуют четыре крупнейших компании - ООО "Бунге СНГ" ("Олейна", "Ideal") , ООО "Юг России" ("Золотая семечка"), ЗАО "ЭФКО продукты питания" ("Altero", "Слобода") и группа компаний WJ ("Милора"). Их совокупная доля на рынке растительного масла в России превышает 60%. Более правдоподобное объяснение осеннего скачка цен на подсолнечное масло лежит в плоскости анализа рынка его производителей. Здесь действуют четыре крупнейших компании - ООО "Бунге СНГ" ("Олейна", "Ideal") , ООО "Юг России" ("Золотая семечка"), ЗАО "ЭФКО продукты питания" ("Altero", "Слобода") и группа компаний WJ ("Милора"). Их совокупная доля на рынке растительного масла в России превышает 60%.> Последние несколько лет в масложировой отрасли наблюдалось наращивание производственных мощностей. Компании "Юг России" и "Бунге СНГ" не только скупали масложировые активы своих конкурентов, но и строили новые маслоперерабатывающие заводы, вкладывая в это сотни миллионов долларов. В результате к 2007 году мощности по переработке подсолнечника почти на четверть превосходили его производство. Последние несколько лет в масложировой отрасли наблюдалось наращивание производственных мощностей. Компании "Юг России" и "Бунге СНГ" не только скупали масложировые активы своих конкурентов, но и строили новые маслоперерабатывающие заводы, вкладывая в это сотни миллионов долларов. В результате к 2007 году мощности по переработке подсолнечника почти на четверть превосходили его производство.

Весной 2007 года крупнейшие компании-производители подсолнечного масла сознательно подняли закупочные цены на подсолнечник нового урожая до рекордного уровня - 11-11,5 тысяч руб. за тонну против 5-6 тысяч руб. в 2006 году. Это привело к снижению рентабельности в масложировой отрасли, следствием чего стало выдавливание мелких компаний с рынка. При их производительности ценовое соревнование с лидерами означало работу себе в убыток. Весной 2007 года крупнейшие компании-производители подсолнечного масла сознательно подняли закупочные цены на подсолнечник нового урожая до рекордного уровня - 11-11,5 тысяч руб. за тонну против 5-6 тысяч руб. в 2006 году. Это привело к снижению рентабельности в масложировой отрасли, следствием чего стало выдавливание мелких компаний с рынка. При их производительности ценовое соревнование с лидерами означало работу себе в убыток.

Для того чтобы "отбить" затраты на покупку сырья и консолидировать рынок по переработке подсолнечного масла в своих руках, крупные компании многократно подняли отпускные цены на подсолнечное масло для оптовых покупателей. Результат известен. В магазинах подсолнечное масло в одночасье подорожало на 42%, по официальным данным, и на 70-80% - по неофициальным. Для того чтобы "отбить" затраты на покупку сырья и консолидировать рынок по переработке подсолнечного масла в своих руках, крупные компании многократно подняли отпускные цены на подсолнечное масло для оптовых покупателей. Результат известен. В магазинах подсолнечное масло в одночасье подорожало на 42%, по официальным данным, и на 70-80% - по неофициальным.> Для того чтобы предотвратить необоснованное повышение цен на продовольственном рынке, государство должно реализовать целый набор долгосрочных и краткосрочных мер. Для того чтобы предотвратить необоснованное повышение цен на продовольственном рынке, государство должно реализовать целый набор долгосрочных и краткосрочных мер.

Во-первых, необходимо кардинально изменить подход к реформированию отечественного сельского хозяйства. Во-первых, необходимо кардинально изменить подход к реформированию отечественного сельского хозяйства.

Опыт развитых стран наглядно демонстрирует, что в сегодняшних условиях без косвенной и прямой поддержки государства сельское хозяйство не может стать эффективным. В большинстве развитых стран на развитие агропромышленного комплекса выделяется от 5 до 20% расходной части федерального бюджета. Причём инструментарий этой поддержки самый разнообразный: от прямых компенсационных платежей до субсидий на приобретение оборудования и удобрений. Опыт развитых стран наглядно демонстрирует, что в сегодняшних условиях без косвенной и прямой поддержки государства сельское хозяйство не может стать эффективным. В большинстве развитых стран на развитие агропромышленного комплекса выделяется от 5 до 20% расходной части федерального бюджета. Причём инструментарий этой поддержки самый разнообразный: от прямых компенсационных платежей до субсидий на приобретение оборудования и удобрений.

В нашей стране, несмотря на реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК", сельское хозяйство продолжает оставаться аутсайдером российской экономики. Предложение не успевает за спросом. Если потребление продовольствия на отечественном рынке за последние семь лет выросло в 2,4 раза, то его производство - только на 20%. В нашей стране, несмотря на реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК", сельское хозяйство продолжает оставаться аутсайдером российской экономики. Предложение не успевает за спросом. Если потребление продовольствия на отечественном рынке за последние семь лет выросло в 2,4 раза, то его производство - только на 20%.

Таким образом, растущие потребности населения в продовольственных товарах замещаются импортом. Граница продовольственной безопасности находится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 18-35% потребности. В рационе российских граждан доля импортных продуктов составляет сегодня 30-50%. Таким образом, растущие потребности населения в продовольственных товарах замещаются импортом. Граница продовольственной безопасности находится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 18-35% потребности. В рационе российских граждан доля импортных продуктов составляет сегодня 30-50%.

Государство должно многократно увеличить финансирование АПК, создать систему сбыту сельхозпродукции, создать транспортную, складскую и торговую инфраструктуру, чтобы открыть доступ на рынок для производителей любого региона России, увеличить интервенции по зерну и ввести интервенции по молоку и мясу. Государство должно многократно увеличить финансирование АПК, создать систему сбыту сельхозпродукции, создать транспортную, складскую и торговую инфраструктуру, чтобы открыть доступ на рынок для производителей любого региона России, увеличить интервенции по зерну и ввести интервенции по молоку и мясу.
 
Во-вторых, необходимо ужесточить борьбу с монополизмом на продовольственном рынке. Во всех странах монополизм считается особо опасным экономическим преступлением и приравнивается к воровству, так как, по сути, означает присвоение чужих доходов. Во-вторых, необходимо ужесточить борьбу с монополизмом на продовольственном рынке. Во всех странах монополизм считается особо опасным экономическим преступлением и приравнивается к воровству, так как, по сути, означает присвоение чужих доходов.
В России, несмотря на наличие статьи в Уголовном кодексе, предусматривающей лишение свободы за нарушение антимонопольного законодательства, примеров того, чтобы монополист сел в тюрьму в реальной жизни нет. Антимонопольная политика государства должна стать не только более жёсткой, но и открытой для общественности. Конкретные факты, фамилии, калькуляции цен в магазинах должны быть достоянием СМИ. В России, несмотря на наличие статьи в Уголовном кодексе, предусматривающей лишение свободы за нарушение антимонопольного законодательства, примеров того, чтобы монополист сел в тюрьму в реальной жизни нет. Антимонопольная политика государства должна стать не только более жёсткой, но и открытой для общественности. Конкретные факты, фамилии, калькуляции цен в магазинах должны быть достоянием СМИ.

В-третьих, крайне важно создать условия для работы среднего и малого бизнеса в секторе производства, переработки и продажи продовольственных товаров. В отсутствии здоровой конкуренции сложно рассчитывать на соблюдение рыночных правил игры.

19.07.2021
На прошлой неделе The DairyNews публиковало свежие данные доклада ФАО о развитии молочного рынка производство молока. Из доклада следует, что производство молока в мире будет расти примерно на 1,7% в год вплоть до 2030 года.
Читать полностью
Календарь