Алтайские сыровары с трудом выдерживают конкуренцию с западными производителями

Источник: amic.ru
Минувший год для алтайских переработчиков молока в целом сложился удовлетворительно.
Он отмечен ростом производства цельномолочной продукции, сухого молока, десертов и незначительным снижением выпуска сыров и масла. Среди отрицательных факторов – увеличение дефицита местного сырья, рост издержек и давление импорта. Как их преодолеть, участники рынка обсуждали неделю назад на ежегодном итоговом совещании в управлении края пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности. Об этом пишет корреспондент "Алтайской правды" Евгений Шумилов.

Дорогое и дефицитное

Молочники края традиционно испытывают дефицит сырья. Имеющие производственные мощности загружены менее чем наполовину. В 2012 году проблема сырья еще более обострилась из-за постигшей регион засухи. Бескормица в некоторых коллективных хозяйствах даже привела к падежу скота. Так, в племзаводе "Победа" из Немецкого национального района из-за недостатка кормов пало около 500 голов КРС.

Сельхозпредприятия продали на 3,2% меньше молока, но поскольку большая его часть на переработку идет из личных подсобных хозяйств и от фермеров, которые надоили лучше прежнего, то общий недобор удалось сократить до 2%.

Никуда не делись фактор сезонности и связанные с ним колебания закупочных цен, неравномерная специализация молочного животноводства по районам. А то, что производство молока в значительной степени является мелкотоварным, объясняет его низкое качество. Это и понятно, на личных подворьях трудно добиться такой же технологической культуры, как на крупных фермах.

Пытаясь решить проблему сезонности, переработчики повышали закупочные цены. Практически весь прошедший год они держались на самом высоком за последние пять лет уровне. Населению платили от 8 до 12 рублей за литр, что на рубль-полтора выше обычного. Постепенно увеличивали долю производства пастеризованного и стерилизованного молока, чтобы побороть высокую бактериологическую обсемененность. Скупали сырое и сухое молоко в других регионах и за рубежом. В прошлом году 5% сырья (42 тыс. тонн) было ввезено в край. Одновременно 18 тыс. тонн животноводы продали за пределы региона, в том числе в Казахстан. Это на 3 тысячи больше, чем в позапрошлом году.

Потери сырья связаны и с тем, что конкуренты предлагали лучшую цену, и с тонкостями статистики: например, ассоциация "Изумрудная страна" направила на переработку 10 тыс. тонн молока в Республику Алтай, где располагается одно из ее предприятий - ООО "Майма-молоко".

О сырьевом дефиците в отрасли подробно говорил на совещании губернатор края Александр Карлин. Он заявил, что сохранение и рост рынка сырья должны стать для переработчиков задачей № 1.

- Когда вы в последние годы активно занимались вопросами техперевооружения, строили новые производства, реконструировали старые, то делали это, чтобы добиться более глубокой переработки продукции и увеличить ее объемы. Но объемы не вырастут, если не будет сырья. Замыкаться в отрасли и поворачиваться спиной к тому, от кого зависим, нельзя,- подчеркнул губернатор. - Я понимаю, что частично вы эту проблему решаете. Например, АКФ "Ануйское". В хозяйствах компании "Киприно" коровы тоже не гибнут от бескормицы. Но абсолютно нетерпимо, когда с голоду мрут коровы в Немецком национальном районе. И переработчики, которые работают на сопредельных территориях, должны были помочь хозяйству.
Положительная динамика

За прошлый год предприятиями края было получено 214,4 тыс. тонн цельномолочной продукции, что больше предыдущего периода на 0,8%. Надо сказать, последние пять лет выпуск этих продуктов непрерывно растет и в минувший год был зафиксирован наивысший результат за весь постсоветский период. Положительная динамика объясняется относительно высокой рентабельностью такой продукции.

Дело в том, что питьевое молоко, сметана, творог – продукты скоропортящиеся, что заставляет их потреблять недалеко от места производства. А это огораживает местных молочников от конкуренции со стороны и на фоне роста потребления можно поднимать отпускные цены. За прошлый год они выросли на 9,4%.

Но всему есть предел. Как считает Александр Карлин, в погоне за рентабельностью надо учитывать и покупательную способность здешних потребителей. Хотя реальная зарплата за прошлый год выросла на 12%, реальные доходы жителей края поднялись только на 2%.

Противоположная ситуация складывается со сливочным маслом. На его цену оказывает давление внешний рынок, и, как результат, масло упало в цене, а с ней и его производство на 8%.

С введением в отрасли технического регламента изменилась конъюнктура рынка в отношении сухого молока. В настоящее время его производят в крае только в Кулунде, зато на процент больше уровня 2011 года.

Борьба за эффективность производства заставляла молочников вводить новые мощности по переработке вторичного сырья. В итоге выпуск сухой сыворотки вырос на 18,5%, до 15,4 тыс. тонн.

В прошлом году число заводов в отрасли сократилось с 67 до 64. В настоящее время 8-10 предприятий остановлены на регламентные ремонты, а в большей степени из-за дефицита сырья и высоких цен на него. Руководитель ГК "Киприно" и президент Союза сыроделов Алтайского края Денис Зюзин прогнозирует дальнейшее сокращение предприятий. Он полагает, что собственники сконцентрируют производства на крупных площадках. Это мировая и общероссийская тенденция. На больших предприятиях легче внедрять новые технологии, а значит, получить международные сертификаты качества продукции, быть конкурентоспособнее.
Не тридцать, а все пятьдесят

Подробнее остановимся на сырах, по производству которых край традиционно занимает первое место в России, именно на этот продукт уходит большая доля молока (55%). Между тем местные сыровары чувствовали себя в отчетном периоде не лучшим образом.

Более чем двадцатипроцентное падение выпуска плавленых сыров повлияло на общую цифру: объем производства сыров и сырных продуктов сократился на 1,7%, до 67,2 тыс. тонн.

По мнению начальника краевого управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Татьяны Зелениной, причинами спада послужили недостаток сырья – сычужных сыров; высокая себестоимость сыров, выпускаемых по традиционным рецептурам; высокая доля нетрадиционных добавок (вода, растительные жиры), приводящих к снижению качества, а значит, конкурентоспособности.

Конечно, производители добавляют в дешевые сорта сыра невесть что не от хорошей жизни, а для того, чтобы снизить затраты, так как не могут совладать с западными конкурентами.

Вот как описывал на совещании формирование себестоимости Денис Зюзин:

- У меня закупочная цена молока по году сложилась на уровне 14 руб. На производство килограмма сыра уходит 10,5 литра молока. Значит, сырье обходится в 147 руб. Накладные затраты на килограмм продукта составляют 30-40 руб. в зависимости от сезона. Итого себестоимость сыра "Голландский" или "Витязь" без НДС - 170-180 руб. С добавками себестоимость снижается до 150 рублей. В то же время в Москве мы покупаем белорусский сыр с НДС по 160 руб.

Его дешевизна объясняется прежде всего в разы большими, чем в России, субсидиями, которые получают белорусские производители молока.

Говоря о ближайшем будущем, Денис Зюзин рисует нерадостную картину:

- Имея неконкурентную экономику в производстве сыра, в этом году мы получим еще большие затраты. Вырастет цена на ГСМ, электроэнергию, зарплату нужно поднимать. В то же время будут снижены ввозные пошлины на европейские сыры, и качественный "Маасдам" в Москве оптом можно купить по 185 рублей. Последние три года цены на импортный сыр не растут, более того, есть тенденция к снижению.

И мы со спредами и другими недорогими продуктами будем иметь более сложную экономику. Возможно, в сырный продукт придется добавлять не 30% растительных жиров, как сейчас, а все пятьдесят.

Между тем Татьяна Зеленина считает, что конкурентоспособность алтайских сыров может быть обеспечена за счет высокого стабильного качества и узнаваемости продукта. А для этого необходимо работать над сохранением традиций в сыроделии; увеличением производства мягких сыров; созданием и внедрением технологий более быстрого созревания полутвердых и твердых сыров; делать продукты с лечебно-профилактическими свойствами; над использованием новых технологий, например, ультрафильтрации; формированием культуры потребления сыра.

В свою очередь губернатор обратил внимание владельцев молзаводов на необходимость создания коммерческой структуры, которая бы занималась продвижением их продукции на внешние рынки. Такая дистрибьюторская фирма создана несколько лет назад алтайскими зерноперереработчиками и показала неплохие результаты.

- Просил бы вас вносить предложения по созданию крупного логистического центра, ориентированного на производителя, для формирования партии пищевой продукции, предназначенной для рынков Сибири, Дальнего Востока и других округов, - сказал Александр Карлин и пообещал поддержать из бюджета этот проект при условии, что он будет очень хорошо продуман.

В прошлом году на поддержку инвестиционной деятельности предприятия отрасли получили более 45 млн. руб. из краевого и федерального бюджетов, что в 2,5 раза превышает показатели 2011 года.

Естественно, не меньшей помощи хотелось бы и нынче. По мнению Дениса Зюзина, благодаря господдержке в прошлом году удалось свести концы с концами тем, кто занимался модернизацией и реконструкцией. Но чтобы развиваться и выходить на другие рынки, нужны еще более серьезные бюджетные вливания. А рынок, даже местный, еще не заполнен. Так, жители края потребляют цельное молоко на 66%, а творог - на 24% от рациональной нормы. Так что еще есть куда расти.

13.05.2021
Вчера премьер министр Российской Федерации Михаил Мишустин обвинил производителей и ритейл в жадности, связав с этим рост цен на социально значимые продукты питания.
Читать полностью
Календарь