05.03.2018
Источник: milknews.ru
Регион: Россия

Специально для Milknews кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономики и организации животноводства ФГБНУ «Федеральный научный центр животноводства – ВИЖ имени академика Л.К.Эрнста» Алексей Тихомиров изучил себестоимость молока в России и попытался понять, почему с ценами все время что-то происходит, а молочники все время ноют.


В последние годы на формирование себестоимости молоко начали оказывать активное влияние не только традиционные природно-климатические и производственные факторы, но и геополитические и макроэкономические условия. Все они сказывались как напрямую - через прошедшую в 2014-2015 гг. девальвацию и практически двукратное удорожание импортного оборудования и продукции, так и опосредованно - за счет снижения покупательской способности населения и емкости внутреннего рынка.

Если мы посмотрим на официальные статистические данные, производство и реализация молока на протяжении последних лет является прибыльным направлением животноводства. 

Да, действующий механизм ценообразования, при котором основной доход в товаропроводящей цепи получает переработчик и продавец, несовершенен. Да, вложения в молочный сектор колоссальны, а окупаемость инвестиционных проектов длительна. Однако особое влияние оказывает высокая зависимость производителей от транснациональных селекционных корпораций, зарубежных поставщиков технологического оборудования, кормовых добавок и ветеринарных препаратов.

Это является ключевым фактором стагнации молочного скотоводства, не позволяющим отечественному скотоводству выйти на вектор устойчивого развития и нарастить объемы производства молока. Особенно остро негативное влияние этого фактора проявилось после практически двойного возрастания цен на импортируемое оборудование и племенную продукцию из-за девальвации валюты в конце 2014 года.

Именно из-за этого, несмотря на существенный рост цен на сырое молоко после введения эмбарго, вновь построенные молочно-товарные фермы, зачастую, проигрывают в конкурентной борьбе действующим. И это тоже во многом снижает инвестиционную привлекательность молочного скотоводства.

Что делать и кто виноват


Несмотря на такой пессимизм, отечественное молочного скотоводство обладает колоссальными возможностями и способно нарастить объемы производства продукции, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Для этого необходимо формирование устойчивой ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке и стабильного уровня доходности от производства и реализации продукции.

Анализ показывает стабильную динамику цен реализации продукции, в целом не превышающую темпов роста отпускных цен производителей.

Таблица – Формирование ценовой конъюнктуры и денежной массы от реализации продукции молочного скотоводства

Показатели
Год
 В среднем за 2012- 2016 гг.
2012
2013
2014
2015
2016**
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции, %
110,8
102,7
114,1
108,5
101,8
107,6
Индекс цен на продукты питания и безалкогольные напитки, %
106,7
106,0
116,4
114,8
104,2
109,6
Индекс реально располагаемых денежных доходов населения, %
104,6
104,0
99,3
96,8
94,1
99,8
Индекс цен реализации молока, %
97,6
117,0
109,5
109,1
106,3
107,9
Индекс цен реализации мяса крупного рогатого скота, %
109,7
91,9
108,9
127,8
107,0
109,1
Выручка от реализации продукции сельского хозяйства, млрд. руб.
1384,0
1403,8
1798,1
2232,2
2288,7
9106,8***
  продукции растениеводства, млрд. руб.
555,8
527,2
665,8
905,4
961,3
3615,5***
  продукции животноводства, млрд. руб.
828,2
876,6
1132,3
1326,9
1327,4
5491,3***
*Источник: составлено на основании данных Минсельхоза России [3] и Росстата [2]
     **Оценка
     ***Общий объем вырученных средств от реализации продукции за 2012-2016 гг.

Повышение цен, с одной стороны, привело к росту доходности производства и реализации продукции молочного скотоводства. Всего за 2012-2016 гг. было продано продукции животноводства на общую сумму 1686,6 млрд. руб. Причем, на долю молока приходится 1243,8 млрд. руб. или 13,7%.

С другой стороны, существенное повышение стоимости технологического оборудования и расходных материалов иностранного производства, финансовых и энергетических ресурсов привело к росту себестоимости молока. 

Причем существенное возрастание доходности от реализации молока была получено в 2014 году - и было связано с сокращением импорта и емкости внутреннего рынка, с последующим значительным повышением цен после введения продуктового эмбарго и стоимости импортируемой продукции из-за ослабления национальной валюты.

Таблица –  Влияние инфляционных и девальвационных процессов на эффективность производства и реализации молока

Показатели
Год
В среднем за 2012- 2016 гг.
2012
2013
2014
2015
2016**
Индекс цен производителей промышленных товаров, %
105,1
103,7
105,9
110,7
107,4
106,6
Индекс цен производителей обрабатывающих производств, %
103,2
101,6
108,5
111,2
107,7
106,4
Индекс цен на топливно-энергетические ресурсы, %
105,7
110,0
92,4
110,6
116,5
107,0
Индекс средневзвешенного курса доллара США (USD) к рублю, %
105,8
102,4
120,6
158,7
110,0
119,5
Индекс средневзвешенного курса евро (EUR) к рублю, %
97,7
105,9
120,1
133,4
109,5
113,3
Индекс себестоимости производства молока, %
102,5
114,0
109,1
109,4
106,4
108,3
Индекс затрат на первичную переработку и реализации молока, %
65,9
144,4
116,7
104,4
104,2
107,1
Индекс себестоимости 1 ц реализованного молока, %
100,2
115,2
109,5
109,1
106,3
108,1
 *Источник: составлено на основании данных Минсельхоза России [3], Росстата [2] и Центробанка России [1]
        **Оценка

ИТОГО:


Среднегодовое увеличение себестоимости производства и реализации молока за последние пять лет составило 8,3% и 8,1% соответственно. Общее повышение производственной себестоимости молока за 2011-2016 гг. составило 48,4%, что превышает темпы роста данного показателя в целом по отрасли АПК. 

При этом рост цен на сырье в это же время составил с 2011 по 2016 гг составил 153%.  

Положительное влияние на экономику отрасли резкого скачка цен на молоко на внутреннем рынке оказалось кратковременным. Увеличение стоимости технологического оборудования и других ресурсов иностранного производства нивелировало изменения ценовой конъюнктуры. 

Этот фактор, а также начало падение цен в конце 2017 года на молоко-сырье из-за сокращения покупательского спроса, значительного объема запасов готовой молочной продукции и нерешенностью проблем ценообразования и регулирования внутреннего рынка действительно может привести к снижению доходности отрасли и ее инвестиционной привлекательности.


Тихомиров Алексей Иванович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономики и организации животноводства ФГБНУ «Федеральный научный центр животноводства – ВИЖ имени академика Л.К.Эрнста» E-mail: tikhomirov991@gmail.com

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

04.12.2018

Кому ЭВС?

Минсельхоз хочет во втором квартале 2019 года включить готовую молочную продукцию в систему электронной ветеринарной сертификации. Что об этом думают молочники - выясняло The DairyNews.
06.12.2018 21:34:45

про ацидоз про ножи

0 79 Алексей Николаевич Ковалев
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Ибрагимов и К, СХП ООО
Адрес:  Татарстан респ, Апастовский район, с. Эбалаково 
 
Фаэтон-Агро, ООО УК
Адрес:  Ленинградская область, Гатчинский район, дер.М.Верево, ул.Кутышева, д.6В 
 
Бурановское, ООО
Адрес:  Алтайский кр, Усть-Калманский район, с. Новобураново, ул. Октябрьская, д. 10 корп.