Алексей Тихомиров: Зависимость молочной отрасли от иностранного оборудования приведет к снижению доходности сектора
Специально для Milknews кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономики и организации животноводства ФГБНУ «Федеральный научный центр животноводства – ВИЖ имени академика Л.К.Эрнста» Алексей Тихомиров изучил себестоимость молока в России и попытался понять, почему с ценами все время что-то происходит, а молочники все время ноют.
В последние годы на формирование себестоимости молоко начали оказывать активное влияние не только традиционные природно-климатические и производственные факторы, но и геополитические и макроэкономические условия. Все они сказывались как напрямую - через прошедшую в 2014-2015 гг. девальвацию и практически двукратное удорожание импортного оборудования и продукции, так и опосредованно - за счет снижения покупательской способности населения и емкости внутреннего рынка.
Если мы посмотрим на официальные статистические данные, производство и реализация молока на протяжении последних лет является прибыльным направлением животноводства.
Это является ключевым фактором стагнации молочного скотоводства, не позволяющим отечественному скотоводству выйти на вектор устойчивого развития и нарастить объемы производства молока. Особенно остро негативное влияние этого фактора проявилось после практически двойного возрастания цен на импортируемое оборудование и племенную продукцию из-за девальвации валюты в конце 2014 года.
Именно из-за этого, несмотря на существенный рост цен на сырое молоко после введения эмбарго, вновь построенные молочно-товарные фермы, зачастую, проигрывают в конкурентной борьбе действующим. И это тоже во многом снижает инвестиционную привлекательность молочного скотоводства.
Что делать и кто виноват
Несмотря на такой пессимизм, отечественное молочного скотоводство обладает колоссальными возможностями и способно нарастить объемы производства продукции, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Для этого необходимо формирование устойчивой ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке и стабильного уровня доходности от производства и реализации продукции.
Анализ показывает стабильную динамику цен реализации продукции, в целом не превышающую темпов роста отпускных цен производителей.
Таблица – Формирование ценовой конъюнктуры и денежной массы от реализации продукции молочного скотоводства
Показатели
|
Год
|
В среднем за 2012- 2016 гг.
|
||||
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016**
|
||
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции, %
|
110,8
|
102,7
|
114,1
|
108,5
|
101,8
|
107,6
|
Индекс цен на продукты питания и безалкогольные напитки, %
|
106,7
|
106,0
|
116,4
|
114,8
|
104,2
|
109,6
|
Индекс реально располагаемых денежных доходов населения, %
|
104,6
|
104,0
|
99,3
|
96,8
|
94,1
|
99,8
|
Индекс цен реализации молока, %
|
97,6
|
117,0
|
109,5
|
109,1
|
106,3
|
107,9
|
Индекс цен реализации мяса крупного рогатого скота, %
|
109,7
|
91,9
|
108,9
|
127,8
|
107,0
|
109,1
|
Выручка от реализации продукции сельского хозяйства, млрд. руб.
|
1384,0
|
1403,8
|
1798,1
|
2232,2
|
2288,7
|
9106,8***
|
продукции растениеводства, млрд. руб.
|
555,8
|
527,2
|
665,8
|
905,4
|
961,3
|
3615,5***
|
продукции животноводства, млрд. руб.
|
828,2
|
876,6
|
1132,3
|
1326,9
|
1327,4
|
5491,3***
|
**Оценка
***Общий объем вырученных средств от реализации продукции за 2012-2016 гг.
Повышение цен, с одной стороны, привело к росту доходности производства и реализации продукции молочного скотоводства. Всего за 2012-2016 гг. было продано продукции животноводства на общую сумму 1686,6 млрд. руб. Причем, на долю молока приходится 1243,8 млрд. руб. или 13,7%.
С другой стороны, существенное повышение стоимости технологического оборудования и расходных материалов иностранного производства, финансовых и энергетических ресурсов привело к росту себестоимости молока.
Причем существенное возрастание доходности от реализации молока была получено в 2014 году - и было связано с сокращением импорта и емкости внутреннего рынка, с последующим значительным повышением цен после введения продуктового эмбарго и стоимости импортируемой продукции из-за ослабления национальной валюты.
Таблица – Влияние инфляционных и девальвационных процессов на эффективность производства и реализации молока
Показатели
|
Год
|
В среднем за 2012- 2016 гг.
|
||||
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016**
|
||
Индекс цен производителей промышленных товаров, %
|
105,1
|
103,7
|
105,9
|
110,7
|
107,4
|
106,6
|
Индекс цен производителей обрабатывающих производств, %
|
103,2
|
101,6
|
108,5
|
111,2
|
107,7
|
106,4
|
Индекс цен на топливно-энергетические ресурсы, %
|
105,7
|
110,0
|
92,4
|
110,6
|
116,5
|
107,0
|
Индекс средневзвешенного курса доллара США (USD) к рублю, %
|
105,8
|
102,4
|
120,6
|
158,7
|
110,0
|
119,5
|
Индекс средневзвешенного курса евро (EUR) к рублю, %
|
97,7
|
105,9
|
120,1
|
133,4
|
109,5
|
113,3
|
Индекс себестоимости производства молока, %
|
102,5
|
114,0
|
109,1
|
109,4
|
106,4
|
108,3
|
Индекс затрат на первичную переработку и реализации молока, %
|
65,9
|
144,4
|
116,7
|
104,4
|
104,2
|
107,1
|
Индекс себестоимости 1 ц реализованного молока, %
|
100,2
|
115,2
|
109,5
|
109,1
|
106,3
|
108,1
|
**Оценка
ИТОГО:
Среднегодовое увеличение себестоимости производства и реализации молока за последние пять лет составило 8,3% и 8,1% соответственно. Общее повышение производственной себестоимости молока за 2011-2016 гг. составило 48,4%, что превышает темпы роста данного показателя в целом по отрасли АПК.
При этом рост цен на сырье в это же время составил с 2011 по 2016 гг составил 153%.
Положительное влияние на экономику отрасли резкого скачка цен на молоко на внутреннем рынке оказалось кратковременным. Увеличение стоимости технологического оборудования и других ресурсов иностранного производства нивелировало изменения ценовой конъюнктуры.
Этот фактор, а также начало падение цен в конце 2017 года на молоко-сырье из-за сокращения покупательского спроса, значительного объема запасов готовой молочной продукции и нерешенностью проблем ценообразования и регулирования внутреннего рынка действительно может привести к снижению доходности отрасли и ее инвестиционной привлекательности.
Тихомиров Алексей Иванович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономики и организации животноводства ФГБНУ «Федеральный научный центр животноводства – ВИЖ имени академика Л.К.Эрнста» E-mail: tikhomirov991@gmail.com