Алексей Михайлов, ГК «Белая долина» Государство должно активнее участвовать в развитии молочной отрасли

Источник: milknews.ru
Производство и экспорт мороженого в нашей стране неуклонно растет. Так, по данным за первую половину 2021 года, поставки продукции за рубеж выросли на 22%. Milknews поговорил с председателем правления одного из лидеров отрасли - ГК "Белая долина" - Алексеем Михайловым о новых инвестпроектах, расширении экспортных поставок, новых каналах продаж и общей ситуации на рынке.
Milknews: Алексей Сергеевич, расскажите подробнее об инвестпроекте по строительству производственного комплекса «Фабрика мороженого». Какие инвестиции были вложены, на каком этапе находится реализация проекта?

А. Михайлов: Два последних года мы реализуем крупный инвестиционный проект – строительство современной высокотехнологичной фабрики мороженого. Мы начали подготовку строительства в 2017 году, приобрели на аукционе землю, провели демонтаж старой маслосырбазы, которая на ней находилась, подготовили проектную документацию.

Создание собственного производства — капиталоемкая история, особенно если задача создать завод в «чистом поле», как это происходит в нашем случае.

Территория фабрики составляет 4,5 га, а площадь застройки превышает 15 тыс. кв. м. Строительство идёт с опережением сроков, которые мы ставили изначально, несмотря на пандемию – всего полтора года назад была забита первая свая, а сегодня мы можем с гордостью констатировать, что пройден экватор.

Полностью завершены работы и введён складской комплекс площадью 8,4 тыс. кв. м. В этом летнем сезоне склад уже показал свою работу в тестовом режиме. Всё холодильное оборудование настроено и стабильно работает. К слову, вместимость склада до 10 тысяч паллетомест.

Активно ведутся работы над производственным комплексом: полностью возведён конструктив, завершён основной каркас, монтаж стен и кровли, подведены все необходимые коммуникации, ведутся отделочные работы внутри производственных цехов.

Параллельно мы проводим тендер среди поставщиков оборудования. Окончательно определиться планируем уже к концу года, чтобы с начала следующего войти в активную стадию монтажа оборудования в производственном комплексе.

На сегодняшний день мы оцениваем финальную стоимость проекта в 2,3–2,5 млрд рублей. Около 60 % — это расходы на оборудование, 25 % — на строительство и 15 % — на коммуникации. Мощность завода составит — 15 000 тонн мороженого в год. Для понимания: такой завод может обеспечить мороженым почти 5 млн человек (исходя из средней нормы потребления 3,1 кг на человека в год).

Строим фабрику на собственные оборотные средства с привлечением кредитных. Удаётся это за счёт того, что ГК «Белая Долина» - исторически сформировавшаяся хорошо диверсифицированная структура. Завершить строительство и запустить фабрику планируем в 2023 году.

Наша цель – в течение двух-трех лет войти в ТОП-10 крупнейших фабрик по производству мороженого в России.

Milknews: Под какими торговыми марками ГК «Белая Долина» выпускает мороженое сегодня? Какие у вас планы?

А. Михайлов: На сегодняшний день мы выпускаем мороженое под торговыми марками «Из села Удоево», «Белая Долина», «ICE BOOM», «BIG FAMILY». Существующий ассортиментный портфель разработан такими образом, чтобы охватывать все ценовые сегменты, а также максимально удовлетворить вкусовые предпочтения наших покупателей. Мы производим, как классическое мороженое по ГОСТу, так и мороженое с нетривиальными вкусами. Также пробуем новые форматы: сэндвичи, эскимо, фруктовый лед.

С запуском фабрики у нас появится еще больше возможностей. Уже сейчас наша маркетинговая служба активно анализирует потребительские предпочтения и занимается разработкой нового ассортимента.

Наше главное преимущество – большой экспертный опыт, как в производстве мороженого, так и в производстве молочной продукции. Наш покупатель уже давно знает наши торговые марки и доверяет их качеству. Фабрика откроет нам дополнительную возможность для экспансии в другие регионы. В успехе мы не сомневаемся, ведь наши бренды известны не только в Саратовской области, но и далеко за ее пределами.

Milknews: Ранее вы говорили о том, что мороженое с новой площадки будет поставляться в Казахстан и Армению, рассматривается возможность поставок в Китай. Как сегодня развивается это направление? В какие страны вы планируете поставки и каких продуктов?

А. Михайлов: На сегодняшний день мы не рассматриваем возможность поставок мороженого в Китай. В целом считаю, что для успешного развития нашей отрасли целесообразно в первую очередь делать акцент на повышения потребления внутри страны, а не рассматривать экспорт как основной канал.

Жители России потребляют мороженого в 2-3 раза меньше, чем жители европейских стран, таких как Бельгия, Финляндия, Италия, Испания, Германия. Мы видим потенциал для роста, в первую очередь, внутри нашей страны. Необходимо изучать и анализировать предпочтения россиян, создавать новые продукты и продвигать культуру потребления мороженого.

На сегодняшний день мы для себя рассматриваем только те страны, с которыми работаем исторически: Казахстан, Армения.

Milknews: Алексей Сергеевич, вы уже упомянули о диверсификации бизнеса. Поэтому хотим уточнить ряд вопросов, связанных с молочной переработкой. Не так давно «Молочный комбинат Энгельсский», входящий в ГК «Белая Долина» завершил проект по модернизации собственной производственной лаборатории. В чем состояла суть модернизации, какие вопросы она помогла решить?

А. Михайлов: В данном случае уместно будет говорить не только о модернизации лаборатории, а скорее о мероприятиях, которые направлены на модернизацию молочного комбината в целом. Ведь модернизация – это множество проектов: часть из них – про строительство, часть – про совершенствование существующего производства и как следствие повышение качества молочной продукции, увеличение объема выпускаемой продукции и расширение ассортимента за счет ввода на рынок новинок.

Проекты, которые были реализованы в этом году, можно разделить на два этапа. Первый был завершен в сентябре текущего года. Были закуплены новые ёмкости для пастеризованного молока ULTRACLEAN, они позволят выпускать еще более качественный продукт, а также дают возможность увеличить сроки годности, что в свою очередь позволяет нам рассматривать экспансию в более отдаленные регионы.

Увеличен объём буферного хранения пастеризованного молока, продукт хранится не под атмосферным воздухом, а под стерильным воздухом. Также на производственной площадке молочного комбината внедрили инструменты автоматизации ведения технологического процесса. Теперь все процессы от пастеризатора до фасовочного оборудования автоматизированы, минимизирован ручной труд и риск человеческой ошибки.

Несколько десятков миллионов рублей было направлено на модернизацию собственной лаборатории. Приобретён анализатор MilkoScan FT3 – экспресс анализатор для быстрого контроля и выявления фальсификаций. Может осуществлять анализ состава жидких и вязких молочных продуктов, от молока-сырья до готовой продукции, такой как ряженка, кефир, йогурт с фруктово-ягодными наполнителями. Он помогает оптимально использовать сырье и выпускать готовую продукцию стабильно высокого качества. Аналитические технологии нового поколения позволяют обеспечить арбитражную точность результатов. Помимо этого, закуплено новое современное оборудование в баклабораторию.

Второй этап стартует в октябре, завершить планируем в июне-июле 2022 года. Планируем полную замену ферментационных танков кисломолочной группы. Будут установлены современные асептические танки, в которых ферментация происходит под избыточным давлением стерильного воздуха. В рамках второго этапа запланирована покупка пастеризационной охладительной установки, производительностью 15 тонн в час, что увеличит производственные мощности аппаратного цеха участка переработки сырья на 30%.

Также будет продолжена работа по автоматизации технологического процесса, что кардинально снизит трудоёмкость выполнения операций, в частности, на автоматическое управление будет переведена СИП-мойка.

Всего на реализацию двух этапов запланировано финансирование в размере 700 млн рублей.

Milknews: На днях компания заявила об успешном запуске второго этапа обязательной маркировки. Какое оборудование вы закупили? В чем плюсы технологии прямого нанесения, которую выбрали на предприятии? Чем вам не подошел типографский способ? Испытываете ли какие-то сложности при подготовке к третьему этапу внедрения системы с 1 декабря?

А. Михайлов: К маркировке продукции наше предприятие подготовилось заранее. Матрикс код было решено наносить на производстве собственными силами с помощью принтеров YeaCode. Была выбрана технология прямого нанесения. Мы не рассматривали для себя типографский метод нанесения по ряду причин: во-первых, на момент старта проекта единичные типографии были готовы к нанесению маркировки, был риск срыва поставок упаковки, чего мы допустить не могли. Во-вторых, нанесение матрикс кода в типографии значительно увеличивает стоимость упаковки, прямой способ для нас оказался экономически более выгодным.

На нашем производстве реализовано прямое нанесение с помощью пьезопечати, что обеспечивает высокую скорость и точность наносимых параметров. На протяжении всего срока подготовки и внедрения маркировки «Молочный комбинат Энгельсский» работал в штатном режиме. С 1 сентября вся продукция, срок годности, которой свыше 40 суток отгружается со средствами идентификации на упаковке в соответствии с требованиями законодательства.

Все фасовочные линии комбината оборудованы современными принтерами, большинство линий сейчас находятся на этапе пуско-наладки, комбинат практически завершил все подготовительные работы к третьему этапу.

Milknews: Как изменился спрос на молочную продукцию в последнее время? Изменились ли предпочтения покупателей?

А. Михайлов: К сожалению, в последние десять лет мы наблюдаем стабильное падение спроса и объемов потребления молока. Это связано, в первую очередь, со снижением реальных доходов населения, которые за это время сократились на 10%.

В связи с падением доходов, покупатели всё чаще выбирают более дешевые продукты и более дешевую упаковку. Хороший пример – ПФО, где год к году стабильно растёт доля молока в плёнке (на 3,5% с 2018 года). Однако внутри рынка происходят достаточно активные перераспределения потребительского спроса между секторами. Анализируя ситуацию на молочном рынке, в том числе то, что происходит с доходами населения, улучшения ситуации, на мой взгляд, пока не предвидится. Мы, безусловно, озабочены этим фактом.

Одновременно с этим происходит постепенное изменение структуры потребления с переориентацией на йогуртно-десертную группу, сыры. В частности, первую все чаще для себя выбирает молодое поколение, данная категория отлично подстраивается под тренд здорового образа жизни. В этом направлении мы видим дальнейший потенциал развития.

Milknews: Сейчас очень актуально развивать интернет-каналы продаж. Вы как-то работаете в этом направлении?

А. Михайлов: По прогнозам аналитиков доля онлайн-торговли на FMCG рынке в категории food в 2021 году может достигнуть 5%, поэтому игнорировать новый канал сбыта не получится.

Мы безусловно рассматриваем возможное развитие интернет-каналов продаж, но считаем, что подходить к данному вопросу стоит осознанно и постепенно. Важно обратить внимание, что самые серьезные игроки на рынке онлайн закупок - Х5 RetailGroup - 12,6% и Сбермаркет 11,2% — это те площадки, на онлайн-витрине которых, наш продукт уже представлен.

Поэтому в первую очередь стоит обратить внимание на ряд особенностей, которые есть у онлайн-витрины, и научиться правильно работать на крупных мультибрендовых площадках: адаптировать или даже создать новый ассортиментный портфель, выпускать интересные, нестандартные новинки, персонализированные под отдельные сегменты покупателей. Упаковка должна суметь выделить продукт среди прочих, зацепить взгляд. Именно в этом направлении мы сейчас ведем работу.

Milknews: Как вы оцениваете ситуацию на российском молочном рынке? Какие основные болевые точки вы видите, и что думаете по поводу дальнейшего развития отрасли?

А. Михайлов: 2021 год стал для молочной отрасли по-настоящему переломным. Ситуация последних лет коренным образом изменилась в этом году - себестоимость продукции быстро растет. Так, за последний год только сырье подорожало за год в среднем до 25%, а продукция - на 8–11% - наши отпускные цены не покрывают такой рост.

У нас, как у производителя, есть долгосрочные обязательства перед федеральными сетями, невзирая на ухудшение экономики, мы не можем в любой момент повысить цену, повышение возможно не более, чем на 5% и не чаще одного раза в три месяца.

В результате доходность молочного производства резко падает. В долгосрочной перспективе это вызывает серьезные опасения, особенно с учетом новых регуляторных инициатив государства, таких как маркировка продукции, введение новых экологических требований. К сожалению, есть опасения, что данная ситуация будет актуальна и в 2022 году.

Также вызывает опасение сокращение покупательской способности россиян и, как следствие, снижение продаж дорогих категорий молочной продукции: творога, сливочного масла, мороженого.

Еще один тренд, который негативно влияет на развитие молочнойпромышленности – это усиление конкуренции за государственную поддержку.

Парадоксально, но льготные инвестиционные кредиты не доступны для категории мороженое, так как она не попадает в молочную переработку. Но и в молочной переработке уже есть ограничения банков по выдаче льготных инвестиционных кредитов.

Считаю, что уровень недоинвестирования в молочной промышленности и в производстве мороженого достаточно высокий, поэтому нужно стимулировать активность инвесторов. А значит государство должно, на мой взгляд, активнее участвовать в развитии молочной отрасли, как одной из основных отраслей сельского хозяйства.


26.10.2021
На прошлой неделе холдинг «Русагро» заявил о продаже фермы и окончательном отказе от производства молока. The DairyNews обратились к экспертам, чтобы узнать, был ли уход масложирового гиганта с молочного пути большой неожиданностью и как решение могло быть связано с общим положением дел на рынке.
Читать полностью
Календарь