25.09.2020
Источник: The DairyNews
Регион: Москва и МО
Алексей Бабенко: введение маркировки молочной продукции может повлечь остановку производства ряда компаний

Заместитель генерального директора по пищевым производствам АО «Русское молоко» Алексей Бабенко назвал The DairyNews перечень проблем, которые может понести молочный рынок в случае внедрения маркировки продукции:  снижение конкуренции между предприятиями, увеличение конечной стоимости товара, а также остановка производства некоторых компаний. Кроме того, по словам эксперта, для потребителя последствия внедрения обязательной цифровой маркировки в системе «Честный знак» - это уменьшение выбора товара и увеличение его цены. 

«Возможное введение маркировки естественным образом отразится на рынке молочных продуктов. Прежде всего, увеличится конечная стоимость продукции, причем абсолютно у всех производителей. Поэтому об усилении конкуренции говорить не приходится: наоборот, конкуренция снизится. Ведь много предприятий работают с минимальной рентабельностью или на грани убытков, они не переживут такую инициативу и вынуждены будут остановить свое производство. Если вкратце: для потребителей продукция станет дороже, а выбор меньше», – рассказал Алексей Бабенко.

АО «Русское молоко» не планирует участвовать в пилотном проекте ЦРПТ «Честный знак» по маркировке молочной продукции. Предприятие не поддерживает маркировку и считает ее избыточной, нецелесообразной, необоснованной и крайне затратной мерой. Первой причиной отказаться от участия в данном проекте послужило то количество денежных средств, которое предприятие вынуждено будет потратить на закупку дополнительного оборудования для выполнения требований по маркировке – согласно предварительным подсчетам компании, эта сумма достигает порядка 200 миллионов рублей. Эти подсчеты выведены без учета постоянных затрат на эмиссию, печать кодов и технологических потерь. Для более углубленного понимая ситуации необходимо понимать, что данное оборудование производится не российскими компаниями, а зарубежными, следовательно, рыночный оборот страны может потерпеть убытки в размере миллиардов рублей.

Отвечая на вопрос о готовности молочного рынка к внедрению маркировки товара, эксперт отметил: «Молочная отрасль в настоящее время испытывает значительные трудности, связанные с ростом стоимости сырья и снижением стоимости готовой молочной продукции. Многие компоненты и ингредиенты, используемые при производстве продукции, -  только импортного производства, и российских аналогов не имеют. То же можно сказать и про вспомогательные материалы, технологическое оборудование и запасные части к нему. На фоне дорогих кредитов и роста курса валют рентабельность производства у многих, вообще, отсутствует, – отметил Бабенко. – По сути, импортозамещение в молочной отрасли дальше расширения производства продуктов на территории страны не шагнуло. Если в производстве и используются отечественные вспомогательные материалы, то только самые элементарные. Необходимо на государственном уровне стимулировать производство собственного оборудования и комплектующих, производство собственных вспомогательных материалов и компонентов высокого качества».

Представитель предприятия подчеркнул – важно осознавать, что маркировка не просто не решает самой главной проблемы молочного рынка – фальсификации состава продукции, а только больше усугубляет положение: производитель, занимающийся сбытом некачественной продукции, наносит липовый «честный знак» на упаковку товара, тем самым обманывая потребителя.

По словам представителя агрохолдинга «Русского молока», более-менее с проблемой фальсификата справляется прослеживаемость маршрута продукции от завода до продуктовой полки бесплатной государственной системой ФГИС «Меркурий». «Если говорить о решении проблемы контрафактной продукции, то это будет пустым разговором: молочный сегмент не содержит такого типа продукты; этот вопрос будет больше актуален для сфер алкогольной продукции и фармацевтики», - отметил Алексей Бабенко.

«Единственный плюс дополнительной маркировки ЦРПТ в молочной отрасли для органов государственного контроля может заключаться в постоянном усиленном контроле за товарооборотом в режиме реального времени. По сути, она будет выполнять фискальную функцию и создавать дополнительные предпосылки для последующей тотальной цифровизации экономики.

Такая инициатива на фоне стагнирующего рынка может привести к усилению проблем в отрасли, снижению потребления молочных продуктов, закрытию многих предприятий и сокращению рабочих мест. И чтобы этого не произошло - государство должно разработать типовые отечественные комплексы маркировки и постепенно осуществлять их внедрение на предприятиях за счет бюджетных средств, если бюджет это позволяет», – заявил Алексей Бабенко.

На данный момент предприятие «Русское молоко» не сомневается в надежности своего технологического оборудования: технология печати и считывания кода не сильно сложная для освоения. Проблема заключается в стоимости внедрения проекта и эксплуатации. Алексей Бабенко заявил: «ни молочная отрасль, ни потребитель молочной продукции не готовы к пустым затратам на маркировку товаров, которая не принесет ощутимого положительного эффектов».

Раннее The DairyNews сообщило о том, что участвовать в пилотном проекте по маркировке молочной продукции отказалась компания Danone, о чем в ходе мероприятия WorldFood Moscow 2020 сообщила вице-президент компании по коммуникациям в России и СНГ Марина Балабанова.

Информация о предприятиях, упомянутых в статье:

загрузка карты...

30.11.2020

Маркировка: вводить нельзя отложить

В информационном поле процесса внедрения маркировки “Честный знак” за прошлую неделю произошел ряд изменений. О деталях - в материале The DairyNews.
Маркин А.Б., ГКФХ
Адрес:  Московская область, город Озёры, село Редькино 
 
Майа, СППК ММК
Адрес:  Саха /Якутия/ респ., Мегино-Кангаласский у, с. Майя, пер. Дорожников, д. 7 корп. 3 
 
Чернореченский, СППССОК
Адрес:  Хабаровский кр., Хабаровский район, с. Черная Речка, ул. Верхняя, д. 2Б литера А 
 
Серебро, ООО
Адрес:  Тыва респ., г. Кызыл, ул. Баянкольская, д. 22 кв. 5