«Ак барс холдинг» и «Просто молоко» попросили поддать газу

Источник: realnoevremya.ru
Открывая заседание, заместитель премьер-министра РТ, руководитель аппарата кабинета министров РТ Шамиль Гафаров сразу предупредил, что чем дольше затягивать внедрение газомоторной техники в обиход, то тем серьезнее будут экономические последствия такой задержки.

При этом, уже сейчас есть успешные примеры, когда техника на газомоторном топливе помогает экономить сельхозпроизводителям, которые на 100% перевели на нее свой автопарк. «Наверное, уважаемые друзья, в это нужно просто поверить и начинать переводить технику с сегодняшнего дня. Рано или поздно мы к этому придём, это наше будущее», — заявил Гафаров, намекая на то, что, оставаясь на дизельном топливе, татарстанский АПК может потерять конкурентоспособность.

10% сжижженного газа к 2030 году заберут аграрии

Первый заместитель генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо» Даниил Марченков рассказал, что для аграриев подходит как сжиженный природный газ (СПГ), так и комбинированный (КПГ). Он напомнил, что в конце прошлого года при поддержке республики был выработан новый подход к созданию комплексной производственно-сбытовой сети природного газа. И если на начальном этапе рассматривался вариант строить отдельные точечные объекты под конечного потребителя, то есть заправки, то в итоге была подписана дорожная карта по созданию комплексной инфраструктуры для покрытия всей потребности республики и использования обоих видов топлива.

Ссылаясь на исследования, проведенные его компанией, он назвал прогнозируемый объем рынка СПГ в России к 2030 году — 5,4 млн тонн в год, из них сельское хозяйство возьмет на себя менее 10%. Что касается потенциала потребления СПГ в РТ, то он может составит 546 тыс. тонн, то есть 35-40 тыс. тонн часовой производительности в эквиваленте производственного потенциала.

«На основании этого анализа завершается работа по разработке инфраструктуры производства СПГ. На первом этапе рассматривается вариант размещения установок сжижения технологических мощностей на существующей сетке АГНКС, это позволит в первую очередь загрузить продукцией существующие сети, получить распределенную сетку производства, а также довольно быстро начать эксплуатировать. Следующим этапом мы совместно с «Газпром-трансгаз Казань» рассматриваем варианты размещения производственных блоков на существующей сетке ГРС. Венцом проекта будет создание первого в России полномасштабного комплекса по производству СПГ на основе технологии со 100% сжижением. Совсем недавно появилась идея реализовать проект за счет отечественных технологий, что было бы серьезным толчком развития индустрии» — рассказал Марченков.

В России уже есть заводы по производству сжиженного газа, один из таких начал строиться в прошлом году в Тюлячинском районе РТ, однако заводов со 100% сжижением пока, по словам собравшихся, нет. Согласно информации на слайде, который представил докладчик, в качестве площадки под завод может быть использован индустриальный парк «Чистополь».

«Станцию АГНКС для 1 комбайна тоже в поле гонять не сможем...»

Марченков добавил, что есть ряд проблем, препятствующий внедрению газомоторки в АПК Татарстан: это незначительная аудитория потребителей (в республиканских масштабах), а также высокая их распределенность. Это означает, что большое число сельхозпроизводителей рассредоточены в разных точках республики, что требует большой разветвленности системы заправок. При этом, суммарный потенциал использования СПГ в сельском хозяйстве, по мнению спикера, немаленький — на уровне 18 тыс. тонн в год. «Этот показатель должен быть направлен на снижение себестоимости и транспортных издержек», — считает он. Кроме того, одной из главных проблем отрасли он назвал отсутствие серийной техники на СПГ и широкомасштабного опыта ее применения.

Как рассказал Гафаров, «Газпром газомоторное топливо» разработали техническое обоснование, которое дней через 10 будет представлено врио президента РТ Рустаму Минниханову. По его словам, новый завод по производству СПГ даст толчок развитию станций АГНКС. При этом, он признал, что сейчас потребность в них пока невелика. «Ну что это такое, когда станция загружена всего на 10%», — возмутился Гафаров. По его словам, «Газпром-газомоторное топливо» предлагают новые решения, которые являются «прорывными». «Не везде можно построить новую станцию, а Газпром предлагает на территории АТП (автотранспортных предприятий — прим.ред.) сделать заправку с газомоторным топливом», — рассказал он.

При этом, возникает вопрос, как заправлять технику в поле. «Мы же комбайны каждый раз не сможем на территорию АТП гонять и их там заправлять. С другой стороны, если мы переведем комбайны на газомоторное топливо, то станцию АГНКС для 1 комбайна тоже в поле гонять не сможем...», — рассуждал Гафаров. Затем, взглянув на собравшихся представителей сельхозпредприятий и, видимо, прочитав на их лицах сомнения, обратился к ним: «Вы это воспринимайте не так, как будто вам пытаются продать что-то, чтобы вы купили». Глава аппарата заявил, что цель этой встречи — понять, как развивать отрасль дальше и использовать для этого газомоторное топливо. «Вопросы должны возникать, и они будут. Это нормальный процесс», — успокаивал он участников заседания.

Сколько аграрии сэкономят на отказе от дизеля

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по инженерно-технической политике Тальгат Тагирзянов продолжил тему. По его словам, агропромышленный комплекс РТ ежегодно расходует 160 тыс. тонн дизельного и 18 тыс.тонн автомобильного топлива на сумму свыше 5 млрд. рублей. При этом рост цен на него негативно влияет на конкурентоспособность хозяйств, от 15 до 30% затрат которых уходит на оплату горючего. Сейчас в отрасли работает на сжиженном газе более 800 единиц грузового и легкового транспорта с годовым потреблением около 8 тыс. тонн сжиженного газа.

При этом СПГ имеет наибольшие перспективы для замены дизтоплива. «От перевода части техники сельхозпредприятий на газомоторное топливо ожидается значительная экономия средств и ресурсов. В течение 10 лет про программе должны перейти около 3 тыс. единиц КАМАЗов и 2 тыс. тракторов, это около 30% парка», — рассказал он. Экономический эффект от этих мер должен превысить 1 млрд рублей в год за счет разницы в цене топлива, рассказал замминистра.

Сейчас в республике активнее всех переходит на газомоторное топливо совхоз «Майский», немного отстает «Агросила Групп», чье предприятие «Челны бройлер» приобрел 3 единицы техники на газу и планирует еще 30. Замминистра призвал активнее включаться в процесс «Ак барс холдинг» и «Просто молоко». «Их маршруты известны и прогнозируемы, движение машин от заправки до заправки и предполагает использование этой техники», — считает он.

50 миллионов от минсельхоза

Тагирзянов напомнил, что с 2014 года начала работать 3-летняя программа по выдаче субсидий в размере 60% стоимости от газомоторной техники. Ежегодно на эти цели министерство закладывает 50 млн рублей. «Но если больше будет заявок, заложим больше средств. Понятно, что за 1-2 года весь парк невозможно сменить, на это потребуется несколько сотен миллионов рублей», — пообещал замминистра.

Также он признал, что из-за отсутствия стационарных АГНКС в сельской местности, необходимы передвижные заправки в самих хозяйствах. «Но сельхозформирования такими ресурсами не располагают, среднемодульная АГНКС стоит 50 млн. рублей», — рассказал докладчик.

Тем не менее, Гафаров призвал конкретнее подойти к оснащению газовой техникой аграриев, напомнив, что из бюджета РФ на приобретение российской техники с этого года выделяется 25% стоимости. «Не только „Просто молоко“ и „Ак барс холдинг“, надо смотреть и спектр такой, который еще практически не начинал работу – малые и средние фермерские хозяйства», — заявил он. Однако, как действовать в условиях, когда в каждом хозяйстве невозможно построить заправку, решения так и не озвучил.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью