Горячая тема

А ты готов к маркировке?

Источник: The DairyNews
Маркировка – один из самых болезненных вопросов молочной отрасли за последние несколько лет. Несмотря на то, что подготовка к внедрению началась, а у некоторых предприятий и завершилась, полезность решения не доказана. Данная мера остается лишь дополнительной регуляторной нагрузкой, повышающей “собираемость налогов”, о чем неоднократно говорили сами власти и оператор системы “Честный знак”.
Первый этап маркировки стартует 1 июня, до которого осталось 38 дней, 10 из которых будут праздничными.

Осталось совсем мало времени, а о готовности участников маркировочного процесса пока мало что понятно. В связи с этим редакция The DairyNews решила узнать у производителей молочных продуктов, представителей региональных Минсельхозов а также ритейла, готовы ли они к введению обязательной цифровой маркировки.

Социальная сфера

О готовности социальной сферы утверждают представители ЦРПТ, отмечая, что даже если у организаций возникают вопросы, время для их решения еще есть.

-  Маркировка для них стартует позже, поэтому у них еще есть временной запас для того, чтобы подготовиться. По той дорожной карте, которая находится в постановлении №2099, у нас вывод по причинам, отличным от продажи через кассу, и весь учет по электронному УПД стартует с 1 сентября 2022 года. И то в объемно-сортовом виде, то есть с указанием кода товара и количества промаркированного товара. Это достаточно простая операция, к которой, возможно, не нужно активно готовиться прямо сейчас, - заявила руководитель товарной группы «Молоко» ЦРПТ Юлия Кузьмина.

При этом представители молочной отрасли, утверждают, что социальная сфера совершенно не готова к началу процесса.

- Мы сделали запрос о готовности школ и больниц нашего региона к введению маркировки. Большинство организаций социальной сферы до сих пор не информированы о ее старте. Многие выразили удивление, что обязательная маркировка сыра и мороженого стартует в РФ с 1 июня 2021 года. Многие отметили, что бюджетом не запланирована закупка необходимого оборудования для работы в системе «Честный ЗНАК». Скорее всего, они не понимают, как закупать продукцию, которая подлежит маркировке, - рассказал член правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко. Сибирь», генеральный директор холдинга «МолСиб» Игорь Елисеенко.

По словам эксперта, к внедрению маркировки не готовы все участники процесса: начиная от региональных производителей и заканчивая сегментом HoReCa.

Ритейл

Торговые сети традиционно утверждают, что готовы ко всему: и к регулированию цен, и, как видим, к маркировке. Специалисты ЦРПТ говорят, что ритейлу не придется усиленно готовиться к введению маркировки молочной продукции, так как компании уже работают с маркированной продукцией: табаком, алкоголем, обувью и прочим.

Так, на этой неделе свою готовность подтвердили АШАН и Магнит, отметив, что начали заблаговременно готовиться к данному процессу.

О готовности ритейла также заявили в Ассоциация компаний розничной торговли АКОРТ.

- Компании-члены АКОРТ будут готовы полномасштабно выбывать из оборота маркированную молочную продукцию к 1 декабря 2021 года. При этом многие торговые сети будут частично выбывать молочную продукцию уже с начала обязательной маркировки для каждой категории молочной продукции, - заявила ведущий эксперт АКОРТ Лариса Кузнецова.

При этом председатель совета директоров АО «Тульский молочный комбинат» Александр Ширинкин считает, что торговые сети усложняют производителям процесс введения маркировки. По его мнению, одна из основных проблем на сегодняшний день, о которой мало кто говорит, заключается в том, что торговые сети озвучивают различные требования по маркировке, которых не было в период эксперимента, для производителей молочных продуктов.

- Торговые сети выставляют жесткие требования по цвету упаковки, по четкому расстоянию от линейного кода до Data Мatrix кода. Они также говорят, что производители должны подстраивать свою продукцию под определенные считыватели кодов в ритейле. Требования торговых сетей разнятся друг с другом. Поэтому самый острый вопрос перед началом введения обязательной цифровой маркировки – это выстраивание логики понятного взаимодействия с торговыми сетями, которая на текущий момент не сформирована, - заявил Александр Ширинкин.

Производители

Руководитель проекта Товарная группа «Молоко» ЦРПТ Юлия Кузьмина отмечает, что на сегодняшний день к системе «ЧЗ» подключено около 12 тысяч компаний, работающих с молочной продукцией, из них почти 2 тысячи - производители. Ими эмитировано более 250 млн кодов.

Эксперт заявила, что к маркировке готовы не только крупные, но и мелкие предприятия, которые провели техническое оснащение еще в рамках эксперимента, и теперь ожидают начала обязательного введения маркировки.

- Что касается первого этапа, то, я считаю, что подавляющее большинство производителей сыров и мороженого должно успеть в срок. Поэтому здесь все зависит от того, какими темпами идет производитель, и от того, насколько он подкован в технологических вопросах, - отметила Юлия Кузьмина.

Представители некоторых региональных минсельхозов также подтверждают готовность областных предприятий.

Так, например, исполняющая обязанности директора департамента АПК и потребительского рынка Ярославской области Валентина Шишина заявила, что 98% производителей сыров и мороженого в регионе готовы к введению обязательной цифровой маркировки. А в Управлении сельского хозяйства Липецкой области рассказали, что на 1 апреля 2021 года уровень готовности производителей сыров и мороженого Липецкой области к первому этапу введения обязательной цифровой маркировки составил 82 %.

При этом, по информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, все молокоперерабатывающие предприятия региона зарегистрировались в системе «Честный знак» и имеют разную степень готовности к введению обязательной маркировки - от 30 до 80%. А в Комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области заявили, что к первому этапу введения обязательной цифровой маркировки сыров и мороженого готово только 40% предприятий региона.

Директор по защите от нелегального оборота продукции ЦРПТ Максим Курганский отмечает, что Челябинская область является отстающим в Уральском федеральном округе регионом по темпам внедрения маркировки молочной продукции.

Производители также утверждают, что отрасль не готова к введению обязательной цифровой маркировки.  

- Пока я не знаю ни одно предприятие, которое может сказать, что оно готово к маркировке молочной продукции. В том числе и мы. По крайней мере на сегодняшний день – точно нет. Когда только ввели «Меркурий», там все делало государство: обкатывало систему, ставило новые мощности – а в маркировке этого нет, - заявил генеральный директор компании «Молочный кит» Игорь Пехотин.

По словам эксперта, желательно, чтобы сроки введения маркировки перенесли.

Также производители традиционно отмечают высокие затраты на внедрение маркировочного оборудования и проблемы, с которым они сталкиваются во время налаживания процесса.

- Инвестиции в маркировочное оборудование 6 площадок ОАО «МИЛКОМ» составят около 360 млн рублей. На решение операционных затрат, связанных с нанесением маркировки на продукцию, потребуется дополнительных 350 млн рублей, - рассказал управляющий акционер «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов.

- В настоящий момент мы выбрали партнера для интеграции проекта «Честный знак» и согласовываем договора. Мы оцениваем затраты на новую маркировку в 10-12 млн рублей, - заявил Владислав Чебурашкин, основатель и гендиректор семейной фермы «Братья Чебурашкины».

В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Кировской области рассказали, что затраты на внедрение обязательной маркировки у всех молочных предприятий региона различные, но в целом они составят около 0,5 млрд рублей.

В ведомстве также сообщили, что в связи с введением обязательной маркировки ЗАО «Кировский молочный комбинат» вынужден будет закупить новое оборудование для изготовления упаковки.

- Предприятие участвовало в эксперименте по маркировке молочной продукции в 2020 году. Из 29 производственных линий в эксперименте были задействованы только четыре. Молоко и сметана готовы к нанесению маркировки. Системы, которые передают коды маркировки, предприятием не приобретены. На фасовке масла предлагаемую систему маркировки невозможно применить, необходимо менять упаковочное оборудование. Заключен контракт на изготовления новых линий со сроком поставки – июль – август текущего года, - заявили в ведомстве.

«Несостоятельность» работы кодов системы «Честный знак» также была доказана в ходе II Международного форума «SEYMARTEC MILK».

Через приложение «ЧЗ» участники мероприятия попытались считать код с промаркированной пачки сигарет и бутылки воды. В первом случае информация была не полной. По словам Юлии Кузьминой, руководителя проекта Товарной группы «Молоко» ЦРПТ, это произошло потому, что товар уже выбыл с кассы. А во втором - код не считался. Как отметила эксперт, это произошло из-за того, что маркировка данного продукта находится в тестовом режиме. 

Как говорится: «Перед смертью не надышишься». Поэтому участники маркировочного процесса сколько угодно могут утверждать, что готовы или не готовы к введению обязательной цифровой маркировки. При этом после старта сроков окончательно станет понятно, насколько состоятельна данная система.

Не исключено, что отрасль даже после 1 июня 2021 года еще не раз столкнется с техническими проблемами, которые потребуют срочных решений, а ЦРПТ в ответ на это, опять заявит о том, что все идет в штатном режиме. Но это покажет только время. 

28.07.2021
В понедельник стало известно, что между основателем компании «ЭкоНива», крупнейшего производителя молока в России, Штефаном Дюрром, и Россельхозбанком возникли серьезные корпоративные разногласия. Собственник оспорил в суде соглашения, по которым кредитор компании, Россельхозбанк, мог выкупить доли в бизнесе по номиналу.
Читать полностью
Календарь