30.12.2019
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
Просмотров: 10880
2019 год. Гаечный ключ для молочной отрасли

Изменения в молочном техрегламенте, разделение продуктов на полках на те, что с заменителями молочного жира и те, что без (с использованием сомнительного набора букв СЗМЖ И БЗМЖ), расширение системы ЭВС «Меркурий» на всю линейку молочных продуктов, эксперимент с маркировкой, о котором не говорит только ленивый… В общем, год был действительно любопытным. 

The DairyNews решило выяснить, каким 2019-й запомнится участникам молочного рынка? Что из перечисленного в большей степени отразилось на жизни фермеров, переработчиков, экспертов, аналитиков молочной отрасли? Об этом – в материале The DairyNews.

Изменения во благо?

Начинался год с изменений в техрегламенте ЕАЭС «О безопасности молока и молочной продукции» - с января 2019 года производители молокосодержащих продуктов стран ЕАЭС с заменителем молочного жира должны были начать размещать на упаковке информацию о присутствии растительных масел. Казалось бы, вполне себе безобидная инициатива.

Позднее она вылилась в новые правила размещения этих продуктов на полке в магазинах – с 1 июля молочные продукты без заменителя молочного жира должны были стоять отдельно от тех продуктов, в производстве которых он используется. Напомним, нововведение должно было позволить визуально отделять одно от другого, чтобы потребитель знал, что покупает. Все еще логично, хоть и потенциально проблематично. И несколько беззубо – уже давно вся отрасль твердит о полном исключении продукции с заменителями молочного жира из техрегламента 033 и запрете использования молочных наименований в названии этих продуктов. Такое изменение было бы более весомым, ведь сейчас техрегламент требует называть продукты с заменой в 50% молочного жира «молокосодержащими, произведенными по технологии сметаны, сыра и пр». Но что делать с продуктами, где растительных жиров больше 50%, не ясно, а именно молокосодержащих продуктов на полках магазинов до сих пор не прибавилось.

В целом, отрасль спокойно отреагировала на эти нововведения, и многими отмечается, что инициативу можно считать первым шагом на пути к очищению рынка от фальсификата. Хоть и слабым.

«Первое, что хотелось бы отметить по итогу уходящего года – были претворены в жизнь правила по раздельному размещению молокосодержащих и молочных продуктов на полках. Задумка у этой инициативы правильная, но на мой взгляд, это полумера. Реальной мерой было бы радикальное изменение требований по маркировке молокосодержащих продуктов в вопросе использования молочных наименований. Правильным было бы исключить слова либо корни слов молочных терминов при обозначении продуктов из растительного жира, - поделился мнением Владимир Лабинов, министр сельского и рыбного хозяйства республики Карелия.

В то же время реальные изменения, которые повлекут за собой исключения продукции с заменителями молочного жира из техрегламента 033, сейчас рассматриваются Росстандартом по инициативе ТК 470.

«Меркурий» опасен?

Большинство опрошенных отмечают введение системы «Меркурий» как одно из главных нововведений 2019 года. Разумеется, весь рынок услышал о ней еще в 2018, когда сельскохозяйственное сырье, некоторые готовые продукты животного происхождения и некоторые злаки должны были сопровождаться электронными ветеринарными сертификатами. С 1 июля система была расширена на десять позиций, среди которых сгущенное молоко и сливки, сливочное масло, сыры и пр. С 1 ноября все остальные молочные продукты также попали под обязательную сертификацию.

Система «Меркурий» разделила рынок на два лагеря. The DairyNews неоднократно публиковало мнения производителей и переработчиков о работе с ЭВС. Некоторые отмечали, что система абсолютно не отработана и сыра, требует дополнительных затрат, в том числе и денежных. Другие же подчеркивали, что все отлично работает, если компания успела подготовиться к внедрению.

В то же время влияние системы на молочный рынок очевидно, и его трудно недооценить. Многие отмечают, что в конечном счете инициатива скажется на повышении цен на готовую молочную продукцию.

«В настоящее время после введения системы ЭВС «Меркурий» осуществляется контроль за поступлением сырого молока на заводы. С одной стороны, подобная мера контроля позволяет минимизировать нелегальный оборот продукции, с другой стороны – это процесс, который требует значительных инвестиций, что в конечном счет не может не отразиться на себестоимости продукции, и, как следствие, росте цен», - отметила Анна Новикова, руководитель направления молочной категории ГК "Агропромкомплектация".

 «Этот год был продуктивным, но в то же время очень тяжёлым. Много сложностей принесло внедрение системы ЭВС "Меркурий", она потребовала от нас вложений времени, ресурсов и средств. Но нам удалось преодолеть их, и мы подстроились под условия, диктуемые государством для работы. Сейчас сложностей с системой мы практически не замечаем», - поделился опытом работы в системе Алексей Ромашов, генеральный директор сыроварни «МолПро».

В целом большинство опрошенных отмечают, что по мере работы в «Меркурии» возникает все меньше проблем с системой. Другой вопрос, действительно ли «Меркурий» обеспечивает прослеживаемость торговых и производственных процессов на молочном рынке так же уверенно, как об этом вещает господин Дмитрий Патрушев, министр сельского хозяйства России.  

«Говоря об уходящем годе, особо хотелось бы отметить мнимую поддержку правительства в вопросах нововведений, начиная с «Меркурия». Я знаю много мелких предприятий, которые так и не смогли справиться с задачей перехода на «Меркурий», - рассказал Юрий Каракашян, директор «Ростовского завода плавленых сыров».

Маркировка готовой молочной продукции. Не понимаем, спрашиваем - не отвечают

Пожалуй, самым главным событием уходящего года в молочной отрасли России было начало эксперимента по маркировке готовой молочной продукции. И вот здесь почти все участники рынка единогласны. Даже единодушны.

Эксперимент по маркировке готовой молочной продукции стартовал в июле 2019-го года, продлится до конца февраля 2020-го. При этом обязательной маркировка готовой молочной продукции станет с 1 июля 2020. Несколько удивляет, что решение о ее обязательности было принято задолго до окончания самого эксперимента.

Но если с «Меркурием» в целом было почти все понятно, и за отведенный период большинство участников рынка сумели к нему адаптироваться, что принесет маркировка – неизвестно. В идеале это работа с «Меркурием» через одно окно, контроль продукции от поля до прилавка, и прочие громкие слова для прикрытия желания заработать. Ведь 50 копеек только за стоимость кода товара никто не отменял. У благих намерений дорога известна.    

Единодушие участников рынка здесь выражено скорее банальным непониманием того, что ждет их дальше, и как с этим работать. Многие решились на отчаянный шаг и присоединились к пилоту по маркировке готовой продукции – к середине декабря число таких компаний насчитывало 185. Поможет ли это понять, как система будет работать – покажет время.

«Если говорить в целом об отрасли в 2020 году, основным вызовом для молочников, на мой взгляд, станет введение системы маркировки. Сейчас не вполне понятно, как будет идти этот процесс, какими расходами он обернется для заводов и как в конечном итоге скажется на стоимости молочной продукции в магазинах», - рассказал Юрий Гаков, директор молочного завода «Волга Индустрия».

Артем Багреев, директор компании "Деревенское молочко", также отмечает ошибочность и излишество маркировки готовой молочной продукции.

"Этот год для нас был довольно непростым. Во-первых, стоит отметить снижение покупательской способности населения, рост цен на сырье и новости об эксперименте по маркировке готовой молочной продукции. Всё это в совокупности даёт скорее негативную оценку перспективам отрасли на будущий год.

В первую очередь, непонятно, чем закончится эксперимент по маркировке. На мой взгляд, это совершенно ошибочная затея, которая ни к чему хорошему не приведёт, и в целом решение о маркировке очень сырое», - отметил Артем Багреев.

Юрий Каракашян, директор «Ростовского завода плавленых сыров», отмечает, что для прослеживаемости системы «Меркурий» будет вполне достаточно, и маркировка – мера, единственная суть которой в денежных поборах с участников рынка.

«В связи с введением маркировки мы ожидаем, что многие предприятия и вовсе попадут в кабалу к банкам. Судя по нынешним цифрам, в которые обойдётся маркировка, многие предприятия в ближайшие годы просто закроются. Такая «поддержка» малого и среднего бизнеса лично мне непонятна. На мой взгляд, «Меркурия» вполне достаточно, чтобы видеть полную картину рынка. Сейчас на прилавке более 90% натурального продукта, все они называются своими именами. А где взять деньги на это никому ненужное новшество, лично мне непонятно. Инициаторы представляются мне как рэкетиры, старающиеся как можно больше заработать на участниках рынка», - отметил Юрий Каракашян. 

Российский молочный рынок сейчас находится на распутье. По одну сторону – государство, принимающее одиозные законы сомнительной эффективности, по другую – участники рынка, гадающие, что же принесет очередное обсуждение закона на высшем уровне, и как выполнить то, что уже на этом уровне принято.

Жаль только, что не все принимаемые инициативы преследуют цели улучшить, оптимизировать или помочь. Желание заработать до сих пор очень часто преобладает над здравым смыслом.  

Полные комментарии читайте сегодня в разделе “Горячая тема".
Ваши ожидания от 2020-го года

Узнай мнение экспертов

Йерун Кейзер, Генеральный директор ООО "Лейли Рус"

Йерун Кейзер, Генеральный директор ООО "Лейли Рус"

Дарья Яковишина и Юрий Пеков, сооснователи компании “Кситест”

Дарья Яковишина и Юрий Пеков, сооснователи компании “Кситест”

Сергей Баранов, генеральный директор “Кизельманн Рус”

Сергей Баранов, генеральный директор “Кизельманн Рус”

Читать другие комментарии на эту тему

27.07.2020

Погодный фактор: куда пойдет цена на молоко

2020 год не перестаёт приносить сюрпризы. Падение рубля, цен на нефть, затяжная пандемия коронавируса сменяется наступлением аномальных погодных условий в ряде крупнейших молочных регионов страны.
КФХ Соловьев А.В., ООО
Адрес:  Волгоградская обл., Среднеахтубинский район, с. Верхнепогромное, д. КФХ СОЛОВЬЕВА А.В. 
 
Шабанов Р. М. ГКФХ ИП
Адрес:  Волгоградская область, Киквидзенский район, хутор Озерки 
 
Октябрь, СПК (Башкирия)
Адрес:  Башкортостан респ., Чекмагушевский район, с. Старокалмашево, ул. Пушкина, д. 1А 
 
Агрофирма Декар-Корсаково, ООО
Адрес:  Орловская обл., Корсаковский район, с. Корсаково, ул. Советская, д. 15