29.01.2019
Источник: forbes.ru

Производители регулярно сталкиваются с завышением цен на свой товар. Повсеместной стала ситуация, когда с предприятия продукт отпускается по цене, скажем, 200 рублей, а в магазине продается по 500 рублей или выше. И производитель, и потребитель в данном случае оказываются заложниками торговых сетей. Существует ли выход из сетевого плена?

Производители против заоблачных наценок

Для начала разберемся, что такое торговая наценка. Это разница между закупочной ценой товара у производителя или дистрибьютора и стоимостью товара на полке. За счет этой наценки покрываются затраты на логистику, аренду, эксплуатацию и строительство магазинов, оплату персонала и так далее — словом, себестоимость торговли.

Срок окупаемости супермаркетов в Европе — 10 лет, средняя наценка на продукты составляет 9-12%. Можно представить величину наценки в России, если держать в уме, что сетевые магазины в стране окупаются за 1,5-2 года, а крупный ретейл открывает по 4 магазина в сутки. Торговые сети явно «скромничают», заявляя о доходности в 3%. В реальности продавцы пытаются максимально переложить собственные расходы на кошелек покупателя. Сегодня сетевики нашли новый повод для взвинчивания цен: изменение ставки НДС — 20% вместо 18% с 1 января 2019 года.

Ситуация дошла до того, что сами производители настаивают на необходимости обязать ретейл указывать на ценниках закупочную стоимость товара и процент наценки, который сегодня варьируется от 20% до 70%. А в некоторых регионах наценка на продукты может доходить до 100% и даже более. В свое время генеральный прокурор Юрий Чайка заявлял, что в ходе проверок торговых сетей были выявлены случаи неоправданного завышения цен на продукты питания на… 400%

Согласны ли производители с величиной наценки на свой товар? Отвечу как производитель социально значимых продуктов питания молока и сыра — категорически не согласен! Уверен, что сегодня меня поддержат более 90% производителей разных категорий товаров. Во-первых, никто не хочет, чтобы его возненавидел покупатель: за высокую цену вкупе с не первой свежестью продукта. Из-за заоблачных наценок товарам иногда приходится лежать на полке неделями, а то и месяцами.

И конечно, производитель против порчи или потери качества товара из-за несоответствующих условий хранения: температурные режимы в холодильном оборудовании торговых сетей зачастую не соответствуют необходимым нормам. Например, в холодильниках, где должна поддерживаться температура 2-6 градусов, она составляет 8-14 градусов.

Помните недавний скандал с 9 яйцами вместо 10 в упаковке? Уменьшение объема товаров — не что иное, как увеличение цены, скрытое от потребителя, и этот обман напрямую связан с наценками сетей. Явление повсеместное: пельмени весом 900 г вместо 1 кг; молоко объемом 900 мл вместо 1 л; горох и бакалея вместо 1 кг по 900 г и так далее. Многие производили вынужденно идут на эти меры, так как из года в год растет себестоимость товара, ретейл ставит на него высокую наценку, а производителю поднимать цену на товар не дают.

Сети гонятся за долей рынка. При бурном росте они теряют в качестве обслуживания, сервисе, ежедневно портится гигантское количество товаров. Сегодня есть закон, запрещающий возвращать непроданный товар производителю, но, опять же, работает он за счет увеличения наценки, по сути все проблемы ретейла перекладываются на простых граждан.

Дорогой «эконом». Почему не прожить на прожиточный минимум?

Лидеры российского ретейла не раз оказывались фигурантами громких скандалов, связанных с величиной наценок, но покупатель продолжает переплачивать за продукты гигантские суммы. Зачастую цены взвинчивают до предела покупательной способности. Мало кто знает, но прожиточный минимум составляется в России по идеальному ценообразованию продуктов. И в честных условиях, когда все игроки рынка соблюдают правила, его должно хватать. Но в реальности тысячи людей по всей стране не в состоянии приобретать товары в магазинах и вынуждены идти на оптовые базы. Особенно это касается многодетных семей, где каждая копейка на счету.

Абсурдность ситуации можно проиллюстрировать ценообразованием на питьевую воду, которая едва ли не рекордсмен по осушению кошельков покупателей. 80-100 рублей за 5-литровую бутылку — кажется, не так много, но только если не знать реальную себестоимость содержимого. Если в качестве источника используется водопроводная труба, то себестоимость литра —порядка 2 копеек.

Не всегда наценка на продукт зависит от формата магазина. По идее, в супермаркетах цены должны быть выше, чем в дискаунтерах, где товары по определению самые дешевые, поскольку супермаркет — это не только расширенный ассортимент, но и лучшие места, и сервис более высокого уровня. Однако мы, как производители, часто сталкиваемся с тем, что в магазинах формата «эконом» цена порой оказывается выше, чем в магазине среднего сегмента. При этом цена, по которой товар «заходит» в магазин, одинакова.

Не редка ситуация, когда ретейл, получив от нас товар со скидкой, никак не отражает это на ценнике и вместе 30% наценки ставит 60%. На вопрос о формировании наценки представители сетей реагируют крайне остро — не ваше, мол, дело.

Наценка сетей должна стать публичной

Изменить ситуацию с непрозрачным ценообразованием может государство. Для этого необходимо обязать ретейл указывать процент наценки прямо на ценнике, в первую очередь это касается продуктов питания.

Если такая инициатива будет принята, результат не заставит себя ждать: сети сразу снизят наценки. Потому что покупатель, увидев наценку в 50%, развернется и пойдет туда, где она меньше. По нашему мнению, оптимальная наценка составляет от 20% до 25%. Но российскому ретейлу необходимо стремиться к уровню европейской наценки, которая не превышает 12%.

Такой закон станет хорошим стимулом для усиления конкуренции между розничными продавцами, которым придется учиться зарабатывать не столько за счет «накрутки», сколько за счет увеличения объемов продаж. Некоторым участникам рынка придется менять стратегию, что нелегко после десятилетней работы с наценками 100% и выше. Но если спросить у потребителя, чего он хочет больше, обилия торговых сетей у дома или справедливой цены на товар, он выберет последнее в 99,9% случаев, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране.

В заключение хочу подчеркнуть — дело не в том, что торговые сети плохие, а производители хорошие. Идея в другом: у производителя и ретейла общая цель, это довольный покупатель. Мы должны выступать в партнерстве, а не как сегодня: сети в роли удавов, а производители в роли кроликов. Конечно, сетям необходимо зарабатывать, но во главе угла должны стоять интересы простых граждан.

Автор: Дмитрий Матвеев, генеральный директор ГК "КАБОШ".

Читать другие интервью

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

23.10.2019

Сыру Сыр

В итальянском городе Бергамо прошло вручение наград 32-го ежегодного чемпионата World Cheese Awards. Эта премия имеет статус “Оскара" отрасли сыроделия, а в нынешнем году медали мероприятия привезли в Россию. Практически параллельно завершился конкурс Framonval во Франции, также продуктивно проведенный командой из нашей страны. Кому это важно и для кого конкурсы отметились золотом, серебром и бронзой? Рассказывает The DairyNews.
Победа, ООО
Адрес:  Бурятия респ., г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 3 офис 306 
 
Буян, ООО
Адрес:  Бурятия респ, Кяхтинский район, с. Ивановка, ул. Луговая, д. 2А 
 
Куйтунское, ООО
Адрес:  Бурятия респ, Тарбагатайский район, с. Куйтун, ул. Коммунистическая, д. 32 
 
Тугнуй СП, ООО
Адрес:  Бурятия респ, г. Улан-Удэ, проспект Автомобилистов, д. 16 офис 9