11.02.2019
Источник: The DairyNews
Регион: Россия

Как отмечает Татьяна Волкова, директор компании «Органик-Эксперт», основным достижением 2018 года стало принятие в России закона об органике. «Органик-Эксперт», получив год назад, еще до появления закона, официальную аккредитацию  Росаккредитации, была первопроходцем на этом пути, тогда это стало своеобразным стартом аккредитации сертификаторов. И пока она единственная - в России не появилось других компаний-сертификаторов, хотя до вступления в силу принятого закона об органическом производстве осталось 11 месяцев.  «Теперь каждая сертификационная компания должны обязательно получить аккредитацию в Росаккредитации. Ну а компании-производители органики теперь понимают, что с 1 января 2020 года без наличия сертификации, выданной официально аккредитованной компанией-сертификатором, называться органическим производителем уже будет нельзя, - замечает Татьяна Волкова. – И еще один важный момент. Раньше все старались сертифицироваться у европейских компаний.  Это был основной тренд сертификации на российской территории. А принятие закона об органике и понимание новых правил игры привело к тому, что многие компании стали менять свою позицию и переходить к российским сертификаторам».

В частности, к «Органик-Эксперт» сейчас пришли компании Hipp  (она уже прошла сертификацию и получила сертификат по органике в соответствии с ГОСТом на органическое производство) и  Nestle (с этой компанией российский сертификатор находится в процессе работы, первый этап процесса сертификации уже завершен).  «Эти компании пришли к нам, потому что мы являемся аккредитованной сертификационной компанией в России и соответствуем всем правилам органической сертификации, - говорит Татьяна Волкова. – Кроме того, российским законом об органике хождение европейского зеленого листка регулироваться не будет, за этим никто не будет наблюдать. И все понимают,  что те органические производители, на товарах которых будет стоять российский сертификационный знак, получат наибольший уровень поддержки и доверия как среди регуляторов и игроков рынка, так и потребителей».

Рынок, замечает Татьяна Волкова, наконец-то будет становиться цивилизованным: «С точки зрения маркетинга и позиционирования своей марки в России, конечно, выгоднее и правильнее, чтобы на товарах европейских производителей стоял российский сертификационный знак. Такие крупные компании, как Hipp и Nestle, это прекрасно понимают. И если до принятия закона понимание российского рынка органики у них было не очень четким,  то после появления российского закона об органике уже появляется осознание необходимости обращения к российским сертификаторам в том числе».

Еще один важный момент - компания Hipp, например, развивает производство в России и старается производить часть своей продукции  из российских компонентов, но часть компонентов в Россию завозится, а это не позволяет компании сертифицировать свою конечную продукцию  как органическую в России, если не выстроить определенную систему взаимоотношений с российским законодательством. Поэтому сейчас компания задумывается  о том, чтобы часть своей конечной продукции производить из российских ингредиентов, а часть завозить из Европы.

Для урегулирования подобных ситуаций важно также взаимопризнание сертификационных действий компаний-сертификаторов – пока они и так описаны в единых правилах и, таким образом, едины и для России, и для Европы, и есть также базовые правила  IFOAM. То есть все сертификационные процедуры проходят в рамках этих единых требований. Однако, подчеркивает Татьяна Волкова, есть проблема признания разных сертификационных систем: «Сильно подходы сертификационных компаний не отличаются. Но напрямую российским законодательством признание Россией других сертификационных систем не отрегулировано. Мы принимаем правила, установленные IFOAM для признания других систем в российской сертификации. Мы на это уже пошли. Пойдут ли на это зарубежные сертификаторы, понять сложно, пока это вопрос нерешенный. Российская сертификация как таковая в Европе не принята, этот вопрос мы будем обсуждать, в том числе, на предстоящей выставке BioFach 2019».

Нагрузка на российских сертификаторов постепенно возрастет. Как отмечает Татьяна Волкова, в планах российского правительства – появление на рынке России ежегодно не менее чем 200-300 новых предприятий органики. К тому же придется учитывать и масштабы страны. «В отличие, например, от стран Прибалтики, у нас большие расстояния, и когда инспекторам, работающим в Воронеже или Калининграде, приходится  инспектировать компании, которые находятся на Камчатке и на Дальнем Востоке, это влечет за собой временные и финансовые затраты для производителей органики. То есть возникают еще и территориальные проблемы, нужно, чтобы инспекторы-сертификаторы были на местах. Таким образом, специалистов со временем будет не хватать», - полагает директор «Органик-Эксперт».

Тем временем Россия уже готовится к появлению собственного знака органической продукции. В соответствии с планом-графиком, утвержденным Минсельхозом в рамках подготовки к вступлению закона об органике в силу, знак должен появиться не позднее 4 квартала 2019 года. «Однако мы надеемся, что все же знак появится несколько раньше, примерно в сентябре текущего года, ведь многим компаниям нужно уже закладывать и этикетку на следующий год, - говорит Татьяна Волкова. -  До середины февраля должно быть принято окончательное решение о том, каким образом появится российский знак. Мы надеемся, что будет принят механизм, который предложил Национальный Органический Союз, и будет принят знак, который сейчас использует «Органик-Эксперт»».

Кроме того, напоминает Татьяна Волкова, в ходе подготовки к вступлению в силу закона об органике в ближайшие месяцы нужно предпринять определенные важные действия: «Как минимум нужно принять подзаконные акты к вступающему в силу закону об органике. Важна также подготовка кадров. Кроме того, будет необходима поддержка сектора со стороны государства, чтобы органических предприятий становилось как можно больше. Еще одна серьезная цель - мы идем к взаимопризнанию стандартов, а следующий шаг - это взаимопризнание систем. Это позволит нашей компании «Органик-эксперт» выдавать сертификаты, которые будут признаваться и за рубежом. Это бы повысило статус нашей организации не только как компании, работающей в России, но и как компании, которая известна и уважаема на международном рынке».

Читать другие интервью

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

15.10.2019

16 дней до ЭВС

16 дней осталось до введения обязательной электронной ветсертификации (ЭВС) на всю готовую молочную продукцию. The DairyNews узнало мнения участников рынка о системах “прослеживаемости", которые согласно постановлению властей, будут контролировать отрасль от производства сырого молока до его переработки и реализации.
Колос, ООО
Адрес:  Удмуртская респ., Можгинский район, д. Малая Сюга, ул. Дубовская, д. 21 
 
Дружба, ООО
Адрес:  Удмуртская респ., Увинский район, с. Булай, ул. Ленина, д. 15 
 
Агровиль, ООО
Адрес:  Удмуртская респ., г. Ижевск, ул. Карла Либкнехта, д. 14 кв. пом. 11 
 
Талдомский молочный завод, ООО
Адрес:  Московская обл., Талдомский район, д. Павловичи, д. 65