Интервью с Романом Ковтун, генеральным директором ООО «Гальди» в России

Источник: milknews.ru
В 1970 году в Италии Гальдино Кандиотто создал первый прототип машины-полуавтомата для розлива жидкостей в картонную упаковку. Его целью было автоматизировать и ускорить используемые до тех пор ручные процессы.
Интервью с Романом Ковтун, генеральным директором ООО «Гальди» в России

С 2011 года компания Galdi работает в России. Milknews поговорил с генеральным директором ООО «Гальди» в России Романом Ковтун о том, что важного случилось в этом году и чего ждать от нового 2019 года.



Milknews: Что изменилось на молочном рынке именно в этом году - настроения, тенденции?

Роман Ковтун: На мой взгляд, год в целом был удачным и насыщенным, ситуация изменилась в лучшую сторону. За год мы и наши партнёры приняли успешное участие в 10 проектах. Спрос есть, есть развитие в отрасли, причем компании не просто модернизируют свое производство, но и открывают новые современные заводы - это радует. Я очень надеюсь, что в следующем году ситуация не ухудшится, даже несмотря на некоторые негативные предпосылки. С 2014 года рынок полностью не восстановился. В этой ситуации я не вижу возможности для серьезного увеличения рынка и роста продаж. Но с другой стороны, кризис убирает слабых и неэффективных игроков. В таких условиях выживает только организованная компания с хорошим менеджментом.

Если говорить о тенденциях, то потребители стали обращать больше внимания на здоровые продукты питания, в том числе и на продукты упакованные в пюр-пак. Эта тенденция видна из продаж, и по запросам на оборудование Galdi, полученным и обработанным нами за 2018 год.

Milknews: Изменились запросы ваших заказчиков?

Ковтун: Мы видим, что люди стали меньше обращать внимания на молочную продукцию с большим сроком годности. Потребитель сейчас больше ориентирован на здоровое питание и покупку свежих продуктов с коротким сроком хранения. Кроме этого, рынок свежей молочной продукции более динамичен. В сетях постоянно проходят акции, появляются новые практичные и визуально привлекательные форматы упаковки. Это также подстёгивает спрос именно на свежую молочную продукцию.

Про особенности российского рынка


Milknews: У вас международная компания. В чем ваша команда видит специфику нашего рынка?

Ковтун: Молочные традиции в Европе совсем другие. В частности в Италии молочная категория представлена не так, как РФ и странах СНГ. В основном это молоко, сыр, йогурты.  Нет кефира, ряженки, сметаны, топленого и сгущённого молока.

Milknews: То есть с точки зрения компании, которая работает для молочного сектора, российский рынок более привлекателен благодаря большому разнообразию молочных продуктов?

Ковтун: Да, российский рынок и рынок СНГ более интересный. У нас развита культура молочного производства и потребления,  для нас молоко – это обязательный продукт, его регулярно покупают и считают базой в своем рационе, поэтому компания "Гальди" чувствует себя востребованной на этом рынке. 

Я работаю в компании 5 лет, и, исходя из многих факторов, могу сказать, что формат картонной упаковки не уступает своих позиций, а набирает обороты. Когда покупатель видит продукт в картоне, у него возникает ассоциация с натуральностью. Молоко из пюр-пака свежее, «живет» в среднем 7-10 дней. Кроме того, картон более экологичен по сравнению с пластиковой упаковкой. Его просто перерабатывать,  дерево – это восстанавливаемый ресурс. В Европе сейчас идет мощнейшая борьба против пластика, в том числе против пластиковых бутылок. Полагаю, со временем это ждет и нас, пластик будет постепенно уходить с рынка, потому что данная упаковка вредит окружающей среде.

Milknews: Какова доля пластика сегодня? 

Ковтун: Я думаю, где-то 70% пластик и только 30% это упаковка из картона и другие форматы.  Сейчас сетям проще работать с пластиковой упаковкой, так как она менее требовательна к условиям хранения и транспортировке. Но я с оптимизмом смотрю в будущее. Думаю, что в пятилетней перспективе доля пластика постепенно начнёт снижаться. Это процесс не одного года, но будущего у этой концепции я не вижу. Только если изобретут новый состав пластика - экологически безопасный и дешевый. Но пока это больше из области фантастики.

Milknews: Оборудование для пластика дешевле? 

Ковтун: Нет, в сравнении с линией картонной упаковки оно однозначно дороже. Эксплуатация этого оборудования тоже дороже. В первую очередь, бутылочной линии нужно много сжатого воздуха для выдува прессформ, отдельное помещение под компрессорную установку, автомат розлива, этикетировщик, групповая упаковка. Минимум четыре единицы оборудования, которое нужно правильно настроить, синхронизировать и эксплуатировать. В случае с пюр-пак вам нужно только две единицы оборудования – автомат розлива и групповая упаковка. 

Про манеры российского бизнеса




Milknews: С кем вы  работаете? Кто ваши основные клиенты?

Ковтун: В основном мы работаем с крупным и средним сегментом молочных заводов, так как наши автоматы дороже отечественных аналогов. Но это оправдано высоким качеством оборудования и сервиса. Некоторые собственники стремятся к тому, чтобы сэкономить здесь и сейчас. Не всегда есть понимание, что через несколько лет опять придется менять оборудование или существенно вкладываться в ремонт. Это наш стандартный менталитет. Так происходит не на всех предприятиях, но, тем не менее, часто приходится сталкиваться именно с такой позицией.

Milknews: Это свойственно мелким игрокам? И что они в основном покупают, если они отказываются покупать качественное, но дорогое оборудование?

Ковтун: У нас есть некоторые отечественные аналоги оборудования, причем его нельзя назвать плохим. Но в сравнении с импортными машинами мы отстаём технологически. Зарубежные производители накопили большой опыт и постоянно вводят инновации. Ещё вопрос, насколько отечественное оборудование можно считать действительно отечественным. В моем понимании, чаще всего это просто реплика какого-то импортного автомата. Думаю, что процентов на 60-70% составляющие в таком оборудовании также импортные, просто оно собирается здесь, и клеется этикетка “сделано в России”.

О росте пошлин на оборудование и последствия


Milknews: Сейчас идет обсуждение идеи о том, чтобы увеличить пошлины на ввозимое оборудование. Какова ваша позиция?

Ковтун: Этот вопрос нас, конечно, интересует. Непонятно, как будет развиваться ситуация и на сколько вырастет пошлина на наши машины, но полагаю, что в целом для рынка такое решение негативно. Это также не пойдёт на пользу нашим производителям. Вырастет цена на импортное оборудование, вырастет цена и на отечественное. В целом это затормозит развитие отрасли, и многие компании просто не смогут себе позволить хорошее оборудование, будут искать бюджетные или б/у решения, делать выбор в пользу меньшей производительности.

Milknews: Вы можете представить себе, что в долгосрочной перспективе у нас появится качественное локальное оборудование, или этот момент уже упущен? 

Ковтун: Это вопрос риторический, на него однозначно не ответишь. Идея развивать отечественное оборудование однозначно хорошая, но вопрос в том, как её грамотно реализовать и в какие сроки. Можно провести аналогию с автомобилями. Хедлайнеры отрасли производят электрокары, мы же пока только начали выпускать машины с коробкой-автомат, заметьте, японского производства…

Я думаю, что у предприятий, которые хотят покупать хорошее и качественное оборудование, нельзя отнимать такую возможность. Сложно сравнивать компанию "Гальди", имеющую более чем 30-летний опыт производства и отечественных производителей. Это ниши, которые между собой не конкурируют. Наработки, которые зарубежные компании накопили за десятки лет, не появится за год или два, но стремиться нужно.

Milknews: Кто ваши основные конкуренты?

Ковтун: Есть несколько международных игроков из США, Японии и Китая. Часто в проектах встречаем отечественного производителя.

Milknews: Пересекаетесь ли вы с такими мировыми гигантами как TetraPak, СИГ Комбиблок? 

Ковтун: Мы практически не пересекаемся, они производят оборудование для асептического розлива. Более того, я скажу, что в Европе компания Galdi очень давно сотрудничает с компанией TetraPak.  

О планах на будущее


Milknews: Планируете ли вы расширяться или увеличивать штат, предпринимать особые меры в случае роста ввозных пошлин?

Ковтун: Да, мы планируем шаги и контрмеры, чтобы оставаться экономически эффективной компанией, приносить прибыль, платить налоги, создавать рабочие места, продавая иностранное оборудование у нас в России.

Milknews: Какими инструментами вы продвигаете свое оборудование? Это больше "сарафанное радио", или у вас есть какие-то свои любимые каналы, которые отлично работают?

Ковтун: Мы стараемся использовать все каналы продвижения. Это и соцсети, и рассылки, и традиционные маркетинговые компании, но большая часть запросов приходит к нам от постоянных клиентов, которые уже работают на оборудовании Galdi и решили расширяться или обновить оборудование. Наши автоматы розлива впервые появились на российском рынке в 1993 году,  мы уже заработали себе имя и авторитет, это и является нашим конкурентным преимуществом. Качество, стабильное функционирование и долговечность оборудования - вот наши основные рекламные инструменты.

Milknews: У вас есть какие-то мероприятия, на которых вы традиционно встречаетесь с клиентами и которые считаете наиболее эффективными?

Ковтун: Мы участвуем в двух выставках - "Агропродмаш" и "Молочная и мясная индустрия", выезжаем на предприятия, бываем на производствах. Посещаем крупные отраслевые выставки, где знакомимся и общаемся со специалистами, получаем обратную связь.

Milknews: Формат выставок по-прежнему востребован или сейчас всеуходят в интернет?

Ковтун: По сути вся наша целевая аудитория - это несколько сотен человек. Это специалисты, ответственные за функционирование предприятия - собственники, директора, главные инженеры. Да, мы развиваем интернет-направление, за ним будущее. Но реализовать оборудование по контекстной рекламе, наверное, пока невозможно. Считаем, что наши клиенты больше читают отраслевые журналы, доверяют мнению коллег, а не "лайкам" в Инстаграме.

Milknews: Какие у вас основные задачи и трудности в части коммуникаций?

Ковтун: Некоторые покупатели считают, что оборудование в принципе не должно ломаться, и его не нужно тщательно обслуживать: нажал кнопку "пуск" и все. Если же грамотно обслуживать оборудование, то через 10 лет, когда выходит новая модель, его можно обновить, продав старую машину по выгодной цене.

Мы стараемся менять такой настрой клиентов с помощью грамотных сервисных программ, адаптированных под реальные потребности производства. У нас есть склад экстренных запасных частей. Работает программа он-лайн отслеживания работы автомата, наши сервисные инженеры всегда оперативно выезжают в случае необходимости.

О будущем отрасли


Milknews: Вот если фантазировать, куда через 50-100 лет в молочной отрасли нас может привести развитие технологий? 

Ковтун: Трудно сказать про молоко, но если о еде в целом, то нас ждет что-то в стиле фильма «Пятый элемент»: ты кладешь кубик в микроволновку, и появляется курица. Постепенно мы перейдем на еду в тюбиках, как у космонавтов. Люди сейчас живут в таком бешеном ритме, что им все время нужно куда-то бежать, молодое поколение не хочет тратить время на готовку.

Milknews: Сейчас много разговоров про QR-коды, Data-Matrix, дополнительное нанесение на упаковки для новых систем прослеживаемости. Есть какие-нибудь запросы от ваших покупателей в стиле «мне нужна упаковка, чтобы она содержала в себе чип, а я буду следить, как она доехала до торговой сети»?

Ковтун: Да, периодически появляются разные нововведения для контроля качества продукта. Мне кажется, все это делается больше для того, чтобы показать, какие мы современные и как боремся с фальсификатом. Реальная польза от этого на практике мне не очень понятна. Знаю и уверен, что на молочном рынке есть производители, которые следят за качеством своей продукции, и не нужно осложнять им жизнь маркировками и дополнительным контролем. Думаю, контрольных закупок из сетей будет достаточно.

Milknews: Постоянно вводимые административные барьеры каким-то образом вас касаются? 

Ковтун: Конечно, за последние пять лет требования ужесточились. В основном мы сталкиваемся с трудностями при импорте, сменилось несколько видов деклараций соответствия. Появились новые таможенные процедуры, требования к оборудованию и регламенты. Вести бизнес не становится проще. 

Milknews: А вы сами какое молоко пьете?

Ковтун: Могу назвать много заводов, в продукции которых я уверен - это "ЭкоНива", Дмитрогорский МЗ, Кировский МК, "ЛебедяньМолоко", Рязанский МК, "Агриволга", Вологодский МК. Это лишь не большой список. Серьезные предприятия, которые давно работают на рынке, следят за качеством своей продукции.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью